«Применение технологии «Небылицы из ларца» как средства развития речевого творчества детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Окотэтто Мария Николаевна

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii_nebylitsy_iz_lartsa.docx23.85 КБ
PDF icon master_klass.pdf1.38 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОПОРТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

Мастер – класс:

«Применение технологии «Небылицы из ларца»

как средства развития речевого творчества детей дошкольного возраста»

Подготовила: М. Н. Окотэтто,

воспитатель

с. Новый Порт, 2021 г.

1 слайд

Добрый день, уважаемые педагоги! Тема моего сегодняшнего мастер-класса

«Применение технологии «Небылицы из ларца» как средства развития речевого творчества детей дошкольного возраста».

2 слайд                                                                                             

Я хочу поделиться с вами педагогическим опытом в использовании технологии «Небылицы из ларца» в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития речевого творчества.

Задача представлена на слайде.

Расширять практический опыт педагогов по использованию методических приемов в речевом творчестве

Как гласит народная поговорка «Всякая небылица в три года пригодится». Дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС, является познавательно – речевое развитие.

3 слайд 

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, детям трудно выучить наизусть стихотворение, сочинить небольшую сказку или небылицу.

Ничто так не обогащает и не развивает речь детей, как малые жанры русского народного фольклора.  Шутки, прибаутки, нелепицы, перевёртыши содержат множество художественных приемов, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Тексты детского фольклора отличаются своей пластичностью, рифмой и звучанием.

Небылицы применяются при работе с детьми 5-7 лет, когда они уже начинают понимать юмор.

4 слайд

Учитывая все вышесказанное, для развития речевого творчества у детей возникла идея – внедрить в педагогический процесс технологию «Небылицы из ларца».

5 слайд

Для организации образовательного процесса были отобраны формы, методы и приёмы, используемые при работе с детьми, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

6 слайд

Внедрение технологии «Небылицы из ларца» было разделено на три этапа, которые между собой взаимосвязаны, но прохождение всех трех этапов даёт ребёнку «толчок» в развитии речевого творчества. На каждый этап подобраны игры с учётом:

  • программных задач по образовательным областям;
  • возрастных и психологических особенностей детей, т.е. игры подобраны таким образом, чтобы они были достаточно трудными по возрасту, но решаемыми;
  • возможности применения в любое время в течении дня.

7 слайд

На первом этапе мы знакомим детей с небылицами как жанром фольклора.

На этом этапе у детей пробуждается интерес к небылицам, перевертышам посредством беседы. Детям читаются фольклорные и литературные небылицы («Небывальщина» К. Чуковского, «Какие бывают слова» М. Пляцковского, «Хохотальная путаница» Ю. Мориц). Чтение небылиц сопровождается рассматриванием иллюстраций, которые помогают детям утвердиться в своих решениях, заметить то, на что не обратили внимания при восприятии небылиц на слух.

Из «ларца» воспитанники достают картинки из сказок и рассуждают, что в сказках не бывает того, что есть в реальной жизни: печь не может сама ехать по улице, а ведра идти сами домой; овощи не могут разговаривать сами друг с другом.

Также на данном этапе проводились различные игры:

8 слайд

Например, игра «Поймай небылицу» - в которой мы учим детей находить небылицы в знакомых произведениях, воспринимаемых на слух.  

Давайте и мы с вами попробуем найти небылицы в представленных сказках на экране. Где здесь небылицы? (ответы аудитории)

9 слайд

Следующий вид игр – это дидактические игры «Это правда или нет?» и «Странные рассказы».  

Например: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

Скажите пожалуйста, что здесь реально, а что – вымысел?

        10 слайд

На втором этапе идет работа по обогащению словарного запаса.

Для этого детям подбираются игры на экспериментирование со словами.

Для демонстрации одной из этих игр я приглашаю всех педагогов выйти ко мне и взять одну карточку. Ваша задача – найти свою пару с картинкой в рифму. (работа педагогов). Давайте посмотрим, какие пары у нас получились? Это игра называется «Складные картинки». Игра считается законченной, если найдены все пары.

11 слайд

По такому же принципу проводится игра «Придумай рифмованное слово».

12 слайд

В следующей игре идет усложнение задания. Дошкольникам предлагается сочинить рифму и закончить предложение «Жил-был кто-то и был похож на что-то».

Например: «Жил-был рак и был похож на мак» или «Жил-был мак и был похож на рака».

(работа педагогов)

Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

Спасибо большое! Можете присаживаться на свои места.

Дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. В процессе составления нелепиц учу детей использовать   свои придуманные слова, не делать повторов товарищей.

13 слайд

Следующая игра называется «Ошибки». Цель: найти ошибки в предложениях и исправить их. (Играю с аудиторией)

 Я читаю детям предложения, а дети должны указать на ошибки и исправляют их: (Вывести на слайд).

Мама связала шапка;

Цыпленок вылупился из яйцо;

Старик сидит с удочка;

Ласточки ест мошкара.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает их свободное общение в широком плане, понимание литературных произведений, собственного словесного творчества.

Слайд 14

На третьем этапе мы способствуем проявлению самостоятельности, сочинению небылиц-перевертышей.

Цель этапа: расширять объём проявление самостоятельности в сочинении повествования собственных небылиц, перевертышей.

Обучение сочинению начинается с выполнения детьми отдельных творческих заданий и игровых упражнений.

Главное на этом этапе – научить составлять рифмованные предложения.

Слайд 15. 

Один из вариантов – это «Составление рифмованных нелепиц». Цель: упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Предлагаю детям придумать рифму к слову картошка – кошка, слушала – плясала. (Вывешиваю схему):

Жил-был объект

  • Какой?
  • Что делал?
  • С кем общался?
  • Вывод

По этому алгоритму, используя придуманные рифмы, вместе с детьми составляем смешную нелепицу,

Например: (на стенде)

  • Жила-была картошка.

Она коричневая, как кошка.

Кошка слушала, а картошка плясала –

Вот какая веселая картошка!

А потом дети пытаются сами.

Слайд 16

В игре «Что изменилось» мы упражняемся в сочинении небылиц по аналогии с литературными и фольклорными небылицами (замена героев, изменение места или времени действия).

Например: вспоминаем с детьми стихотворение «Ехал Ваня на коне». (читаем стих). А затем мы переставляем героев стихотворения, чтоб получилась небылица и рассказываем ее. Что же у нас получилось, давайте вместе почитаем!

Заканчивая наш мастер-класс, хочется сказать, что взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт детям можно не иначе, как с помощью речи. Дошколята, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что ...

Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности пед...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

laquo;Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...