Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда
статья по развитию речи (старшая группа)

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности педагога, умения включать действенные методы в систему работы, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий и «ситуацию уверенности» в своих силах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netraditsionnyh_sredstv_razvitiya.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста  в работе учителя-логопеда 

Как играли мы в песок,

Насыпали в туесок.

Замесили тесто, -

Деткам интересно.

Разминали пальчики,

Вылепили зайчиков.

Мы катали шарики,

Делали смешариков.

       Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным направлением коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности педагога, умения включать действенные методы в систему работы, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий и «ситуацию уверенности» в своих силах. Разработка технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. На логопункт чаще всего зачисляются дети с повышенной двигательной активностью, неустойчивым вниманием, отвлекаемостью, неуверенные в себе. Эти дети не могут играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют пересказывать, четко излагать мысли. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных средств сегодня недостаточно и снижает эффективность логопедической работы в целом. Логопед должен подобрать средства, насыщенные положительными эмоциями, предусмотреть самостоятельное использование игровых методик и внести приемы, усиливающие их воздействие. Игра несет большой заряд эмоций, где физические, умственные, эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс. Именно в игре проявляются начальные формы интерактивного взаимодействия. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

    Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер.

Кинетический песок состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего. Он никогда не сохнет, не имеет запаха. Оставляет все поверхности совершенно чистыми. Благодаря связующему агенту, кинетический песок сохраняет свои первоначальные свойства на протяжении всего времени использования. Он не прихотлив в хранении.

Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.

    Используя кинетический песок мы решаем следующие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

    Игры, которые можно использовать в коррекционной работе:

• «Расчисти дорожку»«Проложи путь»«Найди сюрприз». При выполнении игр необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи, не раздувая щек.

• «Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);

• «Чего не стало?» закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;

• «Транспорт» употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за.

• «Подбери слово» подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).

• «Раздели слово на слоги»» (деление песка на необходимое количество полосок - соответствующих слогам слова);

• «Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок - соответствующих количеству слов в предложении);

• обучение грамоте

• «Слепи букву, слог»«Отремонтируй букву»«Составь слово из букв»(лепить из песка изучаемую букву, ит. д.)

• развитие связной речи

• «Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)

• «Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью). Аналогично проводятся игры на дифференциацию других звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Звуковая схема» Дети выкладывают на песке звуковые схемы из цветных камешков (синие, зелёные, красные), выполняют звуко-буквенный анализ слов.

«Сколько слогов?» Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, обозначающих слоги, а затем по их количеству придумывает слово.

С помощью различных игрушек, на песке дети сочиняют сказку, пересказывают или инсценируют ее.

«Найди буквы и назови».

Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

«Назови слово».

Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Составь слово».

   Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти, назвать все буквы и составить из них слово.

     В своей работе я отметила, что использование кинетического песка дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Они чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата.

       Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания. Это актуально при организации инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что ...

Статья «Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве детей дошкольного возраста»

Развитие детского творчества путем внедрения нетрадиционныз техник в художественном творчестве....

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

laquo;Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его во...