Виртуальная экскурсия по музеям игрушек
методическая разработка

Куликова Татьяна Валерьевна

      Виртуальные экскурсии,  как нестандартный, но высокоэффективный метод обучения дошкольников можно использовать как в совместной деятельности педагога с детьми (непосредственно – образовательная деятельность), так и в самостоятельной деятельности детей в режимных моментах (рассматривание картин, репродукций и.т.п.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virt_eksk_muzei.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы на педагогические чтения: «Виртуальные экскурсии по музеям игрушек»

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

МДОУ ЦРР д/с № 24 Куликова Т.В.

Желание узнать все вещи и постигнуть

 их истину, заложено в нас от природы.

Альбрехт Дюрер

        Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования.

        Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса передо мной  встала необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

       Одним из средств повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного отношения к образовательной деятельности является ИКТ.

        С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ.

       Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый.   Слово экскурсия в переводе с латинского на русский язык означает посещение какого – либо места или объекта с целью его изучения.

       Виртуальные экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

1. Не покидая здания ДОУ можно посетить объекты, расположенные не только в других городах, а даже странах.

2. Представление информации об изучаемом объекте с помощью компьютерных технологий повышает производительность работы и педагога и воспитанников.  

          3. Безопасный,  быстрый и лёгкий  доступ к экспонатам.

      При использовании виртуальных экскурсий как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Доступность (информация, предлагаемая детям должна быть объективной, научной, доступной);
  • Динамичность.
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
  • Обязательное сочетание предметного мира экскурсии с программой, ориентированной на проявление активности детей.
  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  • Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации)

        Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата. Перечислю наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:                                                                                                        

1. Выбор темы;                                                                                                                

2. Определение цели и задач экскурсии.

- Работу над любой новой экскурсией начинаю с четкого определения ее цели. Это помогает мне более организованно вести работу в дальнейшем.

3. Определение техники ведения виртуальной экскурсии;      

     - презентация;

     - научные видеомультфильмы

4. Определение источников экскурсионного материала;

Источники:

        - сайты реальных музеев;

-сайты в сети интернет;

-использование электронных образовательных ресурсов;

-использование предметных коллекций;

-видеоматериалы (Уроки тетушки Совы)      

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов;

- Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала.

6. Подбор сопутствующих материалов (картинок, игрушек, и.т.д.);

7. Составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

8. Составление конспекта проведения НОД.

-Составляя конспект виртуальной экскурсии, я учитываю то, что текст должен быть кратким, четко сформулированным, иметь необходимое количество фактического материала и литературный язык. Материал размещаю в той последовательности, в которой показываю объекты. Составленный в соответствии с этими требованиями конспект  представляет собой готовый для «использования» рассказ.

      Виртуальные экскурсии,  как нестандартный, но высокоэффективный метод обучения дошкольников можно использовать как в совместной деятельности педагога с детьми (непосредственно – образовательная деятельность), так и в самостоятельной деятельности детей в режимных моментах (рассматривание картин, репродукций и.т.п.)

      В нашем ДОУ созданы условия для проведения виртуальных экскурсий: есть зал, мультимедийный проектор, большой стационарный и переносной экраны, ноутбук.

         Первая виртуальная экскурсия была проведена мной для детей  старшей группы.

Накануне, перед экскурсией я провела предварительную работу с детьми: мы  побеседовали, о том, как нужно вести себя в музее, как называют профессию человека, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах – так дети познакомились с профессией - экскурсовод. Так же дети запомнили, что предметы, находящиеся в музее  - это экспонаты.

Тема первой экскурсии «Музей народной игрушки». Предпосылкой к выбору темы и созданию экскурсии стало моё желание преподнести материал детям в нетрадиционной форме.

После выбора темы, следуя алгоритму, я сформулировала цели и задачи:

Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки.
  • Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
  • Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
  • Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.

     В ходе экскурсии дети узнали, что  есть такое царство – кукольное. Столица его – подмосковный Сергиев Посад, что именно там и начиналась история создания российской куклы и других игрушек, и что игрушечный промысел существует в Сергиевом Посаде почти 300 лет.

         Дети с упоением рассматривали коллекцию русской народной игрушки, которая представлена в экспозиции особенно полно. Это и архаичные куклы-пеленашки без лица  (потому что в куклу с лицом может вселиться злой дух) и деревянные лошадки, и нарядные дымковские и филимоновские глиняные фигурки, и конечно, русская матрешка - символ города.  

         Я рассказала ребятам о народной игрушке и почему она так называется. Дети с интересом слушали историю о том, что раньше люди изготавливали игрушки из глины, вырезали из дерева, плели из соломы, травы и кусочков ткани.

         А после путешествия дети с упоением сравнивали  игрушки, сделанные в разных странах. Например, сравнили  русскую матрешку с японской и  индийской и сделали вывод о том, что народные игры и игрушки отражают культуру и быт своего народа, что дети  всего Мира играют в такие  одинаковые, но в тоже время в такие разные игрушки.        

         Но на этом наше путешествие по музеям игрушки не закончилось.

После первой экскурсии я провела с детьми  беседу о народной  игрушке для закрепления материала. В ходе чего выяснилось, что детям захотелось узнать, чем играли в детстве их бабушки, дедушки, мамы и папы, как и откуда, появились первые игрушки,   как они выглядели.

   Так пришла мысль о создании виртуальной экскурсии в прошлое  разных игрушек. Тема экскурсии  звучала так -  «Музей Детства. Зал истории игрушки».

        Для подготовки экскурсии я решила привлечь как детей, так и родителей: они стали активными участниками образовательного процесса и моими помощниками в  поиске и подборе информации,  иллюстраций и старинных игрушек.

         После тщательной подготовки и совместного создания экскурсии,  дети, наконец, попали  в  «Музей Детства. Зал истории игрушки».

        Ребята  узнали и увидели, что игрушки у детей в старину были простые и неприхотливые. Чаще всего их мастерили сами родители. Находки ученых - археологов подтверждают, что в игрушки дети играли ещё в давние - давние времена. Это были уменьшенные фигурки животных, птиц сделанные из дерева, камня, игрушки из косточек животных, рыб.

        Шли годы - менялась жизнь, изменился быт. Под воздействием новых условий претерпели коренные преобразования детские игры и игрушки.

        Игрушка, как один из важнейших компонентов для развития ребёнка, имеет одинаковое значение, как для мальчиков, так и для девочек. Но учитывая различные интересы детей разного пола, произошло разделение игрушек по гендерному признаку, но это уже тема следующей экскурсии.  

         Третья экскурсия была использована как часть непосредственно-образовательной деятельности и проводилась отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.

      Экскурсия для девочек называлась «Куклы разных стран».

      Перед экскурсией я провела предварительную работу:  совместно с девочками и их мамами  изготовили альбом «Куклы разных времен», читали сказки, составляли рассказы «моя любимая кукла».

       В ходе экскурсии девочки побывали в Париже «В музее кукол». В Париже этот музей  знают и любят все. Куклы разных эпох представлены в соответствующем времени интерьере.    По экспонатам можно проследить тенденции, присущие кукольному производству разных временных промежутков. 

        Во второй части занятия я провела мастер-класс по изготовлению кукол-скруток из заготовок. Для девочек эта кукла стала первой, изготовленной своими руками. А после занятия девочки с удовольствием поиграли своими новыми куклами, но в игре девочки представили себя светскими барышнями прошлых лет.

         Теперь расскажу об экскурсии для мальчиков.

         Учитывая то, что современные мальчики любят   игры  в «Роботов», «Роботов-трансформеров», а   богатый материал для построения сюжетов они берут из мультфильмов, компьютерных игр и он является для них привлекательным, то экскурсию для мальчиков я решила посвятить именно роботам. Мальчики побывали в виртуальном Пражском музее игрушек: зале, посвящённом истории роботов. Дети узнали о том, что означает слово робот, что внешний вид и конструкция роботов могут быть весьма разнообразными и что существуют различные типы роботов. Я рассказала мальчикам о направлении моделизма, которое подразумевает создание роботов.

        Так как большая роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из   строительного материала, а у мальчиков игры с конструкторами и строительными материалами пользуются большим спросом, во второй части занятия я предложила мальчикам самим построить понравившихся роботов, из различного конструктора, а так же придумать своих роботов, имена для них и рассказать об их предназначении.

      Виртуальное  знакомство с миром игрушки сыграло значимую роль в  развитии моих воспитанников:

-повысился уровень познавательных возможностей дошкольников;

-преодолен уровень интеллектуальной пассивности детей;

-стала  более активной обратная связь – предлагаю  ребенку нарисовать свои впечатления от увиденного (выставки в ДОУ, доме культуры «Речников» к Дню защиты детей и т.д.)

- дети стали более бережно относиться к игрушкам.

        Виртуальная экскурсия даёт возможность для работы в разных направлениях, в том числе и для организации  детско-родительских мероприятий. Поэтому я решила организовать конкурс виртуальных экскурсий. Его целью является формирование познавательного интереса и развитие IT-компетентности родителей, и развитие коммуникативных навыков и различных психических процессов детей.

        Принять участие в конкурсе могли все желающие семьи моих воспитанников. Но основное условие конкурса было в том, что экскурсию должен представлять ребёнок.

        И детей и родителей тема виртуальных экскурсий захватила настолько, что они решили данную деятельность не ограничивать рамками конкурса, а продолжить работу - такую захватывающую и познавательную. Родители признались, что для себя они открыли много нового и интересного.

       Таким образом, виртуальные экскурсии в ДОУ это воспитательно-образовательное пространство, мир, способствующий духовному  развитию детей и их родителей, первые шаги дошкольников  по  ознакомлению с окружающим.

      В перспективе я планирую продолжать работу по проведению виртуальных экскурсий и создавать собственную  медиатеку.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия первая «Город на Волге».

Над гордой Волгой, вольной и широкой,Взметнулся город вечно молодой…Царицын, Сталинград и Волгоград!Ты имена свои несешь по праву.Ты гордость нашей доблестной державы,Царицын, Сталинград и Волг...

Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия третья "Экскурсия по Центральной набережной"

Царицын, Сталинград, Волгоград!Ты памятник, ты труженик, солдат!Ты удостоен званий и регалий,Звучит победно звон твоих медалей,Царицын, Сталинград и Волгоград.(Т. Лаврова)...

Виртуальная экскурсия с Всезнайкой «По музеям города Самары» для детей старшего дошкольного возраста

Игра-путешествие для воспитанников старшего дошкольного возраста познать музеи родного города Самара...

Презентация "Виртуальная экскурсия по музеям России"

Дать представление о культуре народа проживающего  в данной местности, обогатить внутренний мир человека...

Буклет "Виртуальные экскурсии по музеям Челябинской области"

Представлена информация о музеях Челябинской области с графиком работы. Для детей и родителей. ...

Виртуальная экскурсия на "Фабрику новогодних игрушек"

Знакомим детей с технологией изготовления стеклянных игрушек....

ООД "Виртуальная экскурсия по музеям Санкт-Петербурга"

Уточнение представлений детей 5-6 лет о музеях Санкт-Петербурга....