Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Вот моя деревня, вот мой дом родной»
проект (средняя группа)

Антоненкова Любовь Александровна

Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Вот моя деревня, вот мой дом родной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vot_moya_derevnya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы

«Вот моя деревня, вот мой дом родной»

Подготовила:

воспитатель высшей кв.категории

Антоненкова Л.А.

Г. Смоленск, 2021-2022 уч.год

Пояснительная записка

Каждый человек имеет свою малую Родину - это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать все! Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально-нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родной деревне, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия, Смоленская область, Смоленск… Нужно с детства знакомить детей не только со своим родной деревней, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются памятники.

Актуальность проекта состоит в том, что в педагогической литературе и методических пособиях для детей дошкольного возраста отсутствуют подобные материалы по изучению деревень Смоленской области. В ФГОС ДО сказано: «Условия реализации Программы дошкольного образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям». Все эти требования мы постарались учесть при разработке и реализации проекта. Пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай действовать - и я пойму!» - стала главным девизом нашего проекта. Эффективность реализации данного направления зависит от методического обеспечения. И поэтому основной задачей было выбор методов и форм для организации работы по данной теме, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития дошкольников. В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования и педагога проблема использования информационных технологий очень актуальна. Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать новым способом формирования у детей представлений об окружающем мире. Возможности компьютера позволяют изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Эти условия обеспечивают способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, цифровую, речевую, музыкальную, видео– фото– и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования. И поэтому при необходимости «приблизить» город к ребёнку мы считаем, что бесспорным лидером по эффективности становятся информационно-коммуникативные технологии.

Цель:

Формировать позитивное, уважительное отношение к родной деревне. Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.

Задачи:

  • Воспитывать любовь к родной деревне;
  • Формировать интерес к прошлому и настоящему деревень Смоленской области;
  • Формировать представления детей о последовательности событий в жизни деревни;
  • Углублять краеведческие знания о родной деревне;
  • Развивать уважительное отношение к историческим личностям, участвовавшим в создании деревни;
  • Расширять представления детей о достопримечательностях своей деревни, о названиях исторических памятниках;
  • Знакомить с творчеством поэтов и художников, прославляющих нашу деревню;
  • Бережно относиться к историческому наследию нашей деревни.

Тип проекта: исследовательский.

Возрастная группа: средняя.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год).

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

План действий:

1. Постановка проблемы: что мы знаем о родной деревне? Что хотим узнать?

2. Определение предстоящей деятельности: как нам найти ответы на вопросы?

3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми по теме краеведения по нашей деревне.

5. Обсуждение результатов.


I этап. Подготовительный.

1) Опрос детей: «Как называется наша деревня? Какие местечки есть в нашей деревне? Как называется улица, на которой ты живешь?» Цель – выявить, что дети знают о родной деревне, какие местечки и улицы знает.

2) Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Цель - создать условия для изучения истории деревни, познакомить с названием улицы, на которой находится сад.

3) Размещение в родительском уголке статей, рекомендаций по теме проекта. Цель – расширение знаний родителей по теме проекта, вызвать желание участвовать в реализации проекта.

4) Консультации, рекомендации в родительский уголок:

«Прогулки по деревне»  

«Достопримечательности нашей деревни»

II этап. Основной.

1 цикл - «Народные инструментальные игрушки».

Цикл начался с занятия по ознакомлению детей коми народными инструментами. Воспитанники узнали о таких инструментах как: ложки, трещотки, гусли, гармонь, свистульки и др.

Цели:

- создать условия для реализации проекта;

- применение полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх;

- побуждать детей к творчеству, отображению собственных впечатлений и представлений;

- совершенствовать умение объединяться в игре.

2 цикл - «Экскурсия в Смоленский историко-краеведческий музей»

Перед посещением музея мы провели беседу и дали представление, что такое музей, а также закрепили правила поведения в музее. В отделе природы дети познакомились с разнообразием встречающихся здесь минералов и горных пород, богатством растительного и животного мира. В экспозиции представлены чучела и скелеты животных. В зале экспозиций археологии и этнографии познакомились с культурой коми народа их традиционные занятия, уклад жизни, религиозные верования, обычаи, обряды и традиции. Вопросов у детей было много, и экскурсовод отвечал на все вопросы детей. Им было очень интересно видеть старинные экспонаты. Дети вышли из музея удивленными, восхищенными и радостными. Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной форме им рассказали об истории и культуре малой Родины. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями. После того, как мы посетили музей, нами была проведена беседа с детьми о том, что больше всего понравилось в музее. Дети неустанно и яростно рассказывали о своих впечатлениях. Таким образом, экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

II этап. Основной.

3 цикл - фольклорная вечёрка «Осенняя ярмарка».

Дети пели смоленские народные, читали стихи, танцевали, водили хороводы. А также воспитанникам и их родителям заранее было дано домашнее задание - создать проекта по теме «Моя деревня».

4 цикл - посещение Успенского собора г. Смоленска. 

Дети узнали к о молитвенной жизни и богослужении, об устройстве и предназначении церкви, об иконах и почитании, воздаваемом Господу, Божией Матери, святым угодникам Божиим. Это было действительно интересно и познавательно.

III этап. Заключительный.

1) Создание в группе уголка «Наша Родина - Россия».

2) Оформление фотовыставки «Красивые места нашей смоленской деревни».

2) Подготовка и изготовление фотоальбома «Вот моя деревня, вот мой дом родной».

3) Анализ результативности проведенной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный проект для детей средней группы и их родителей на тему: «Никого роднее мамы в этом мире нет»

Поднятие престижа и социальной значимости материнства, семейных ценностей и укрепления института Кубанской семьи....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Познавательно - исследовательский проект Для детей средней группы «Веселый огород»

Познавательно - исследовательский проектДля детей средней группы «Веселый огород»...

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...