Сценарий читательского события в подготовительной к школе группе «МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ БОЛЬШОЙ ДРУЖБЫ»
методическая разработка (подготовительная группа)

Савенкова Александра Владимировна

Федеральная инновационная площадка

ГБДОУ детский сад № 8 Центрального района СПб

 

 

 

 

 

 

Сценарий читательского события в подготовительной к школе группе

«МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ БОЛЬШОЙ ДРУЖБЫ»

 

 

 

 

Авторы: педагоги

Лихачева Ольга Анатольевна

Савенкова Александра Владимировна

Умрихина Татьяна Дмитриевна

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2020

Аннотация

 

Федеральная инновационная площадка ГБДОУ детский сад № 8 Центрального района СПб реализует экспериментальный проект по теме «Практики воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации». В качестве ведущей идеи в проекте изучаются возможности интеграции практик детского чтения и игры.

Методическая разработка представляет сценарий читательского события для детей подготовительной к школе группы по книге Алены Вересовой «Как цыпленок и поросенок дружбу искали».

Выбор произведения отвечает актуальным интересам детей 6-7 лет, которые обращены к проблемам взаимоотношений, дружбы.

В основе сценария лежит технология продуктивного чтения, основой которой является деятельностный подход и работа над смыслом литературного произведения. Поэтому неотъемлемой частью сценария является игра как один из этапов продуктивного чтения.

Ведущей идеей сценария является его событийная направленность, которая определяет высокую степень эмоциональности его проживания детьми, активность участников, неповторимость для данных воспитанников.

Сценарий включает иллюстрации проявлений детей в читательском событии, показывающие их включенность в событие, интерес к происходящему, движение к проживанию книги в режиссерской игре.

 

 

 

 

 

 

 

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ СОБЫТИЕ

«МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ БОЛЬШОЙ ДРУЖБЫ»

Детская книга как смыслообразующей центр образовательного процесса в подготовительной к школе группе.

Педагоги

Как выбрали книгу?

Проблема дружбы одна из самых важных для детей 6-7 лет. По нашим наблюдениям у детей часто возникают разговоры о дружбе, они определяют для себя, как надо дружить, кто такой друг, у них возникают устойчивые дружеские связи. Важно, чтобы ответы на возникающие вопросы дети находили в книгах, опирались в своих суждениях на события понравившейся им книги.

Вересова Алена, «Как поросенок и цыпленок дружбу искали». Поросёнок Фантазмиан и цыплёнок Одуванчик стали лучшими друзьями. Конечно, не сразу. Сначала им нужно было узнать самые большие и самые секретные тайны друг друга. Потому что друзья - лучшие хранители тайн. А если друг твой секрет потерял или, скажем, забыл где-то, то, может быть, он ещё и не совсем друг?.. Так полагал поросёнок. Он - настоящий умник и философ. А цыплёнок просто сочинил про это песенку!  https://www.labirint.ru/books/547115/

Данное произведение может способствовать развитию игровой деятельности детей в силу таких его особенностей, как:

• общий позитивный эмоциональный настрой, отсутствие антагонизма в отношениях персонажей;

• наличие ситуаций, которые содержат диаду «вызов и ответ» – это ситуации взаимодействия и приключений героев;

• возможность «достраивания» событий и приключений героев;

• богатство визуального ряда книги, который выступает в качестве своеобразной декорации для развертывания игровых событий.

 

Почему «читательское событие»?

Событие - это то, что появляется, происходит, оставляет глубокий эмоциональный след, но при этом не является чем-либо постоянным или повторяемым вновь (Б.Д. Эльконин).  Чтение книги становится событием, когда цели, поставленные педагогом, совпадают со смыслами детей, вопросами, которые их волнуют.

Что необходимо учитывать при проектировании читательского события?

-       Событие начинается с актуализации значимой, эмоционально привлекательной для детей проблемы, решение которой осуществляется в практиках чтения и игры.

-       Игра позволяет активно прожить эмоции, вызываемые книгой, является для детей яркой и привлекательной деятельностью.

-       Игра требует создания совместно с детьми продуктов, которые позволят разыграть историю, рассказанную в книге.

-       Деятельность детей направлена на максимальное раскрытие их творческого потенциала и поддержку инициативы.

-       Педагог участвует в событии на правах более опытного партнера, который помогает детям приобрести или актуализировать необходимый опыт [1].

В чем особенности организации практики детского чтения?

Для организации восприятия литературного произведения использовалась технология продуктивного чтения, включающая три этапа (Чиндилова, 2011[2]). На первом этапе технологии книга вносилась в группу для свободного рассматривания детьми и обсуждения. Детям предлагалось высказывать предположения, о чем рассказывает книга. На втором этапе осуществлялась организация восприятия текста детьми. Особенностью этапа было чтение с остановками, организация обсуждения по ходу чтения, рассматривания иллюстраций, рефлексия. На третьем этапе педагоги выстраивали с детьми диалог по поводу прочитанного в косвенной форме – в условиях игровой деятельности. Через развивающую предметно-пространственную среду педагоги задавали ситуации, поддерживающие игру. Отражение прочитанного в игре является практикой осмысления содержания книги и позволяет активизировать воображение, способствует углублению чувств, эмоций детей.

Первый день. Отправная точка события: вносим книгу в книжный уголок. Дети замечают книгу, рассматривают иллюстрации, пробуют выстроить ход развития событий. Обмениваются суждениями: «Эта книга о цыпленке и поросенке». «Они были друзьями с самого начала». «В лесу друг друга нашли». «Про веселье». «Чтобы все смеялись про дружбу». «Они искали дружбу» (на ответах сказывается то, что некоторые воспитанники уже читают сами).

Предлагаем детям рассмотреть иллюстрации, высказать предположения о происходящем и описать персонажей, изображенных на них. Дети пытаются на основе иллюстраций высказать свои догадки о содержании книги, демонстрируют при этом богатый словарный запас. В зависимости от ситуации, считают цыпленка «романтичным», «восторженным», «задумчивым», «мечтательным», «любопытным», «пытливым».

 

Поросенок радостный от того, что везет цыпленка. Сильный, романтичный, он души не чает в цыпленке, дружелюбный.

 

Поросенок - восторженный, удивленный, танцующий, как балерина, у него платочек и веночек - он танцует народные танцы. Веселый, радостный.

Цыплята поют одну песню. Петух дирижирует, цыпленок вернулся к цыплятам, он сочинил песенку для хора цыплят. Цыпленок много увидел, впечатлительный, гордый, отважный. Он рассказывает о путешествии в своей песенке. Дети описывают, что чувствовал поросенок и цыпленок в той или иной ситуации: «растерялся, помог, был удивлен». При этом называют широкий спектр качеств, чувств, с интересом следят за разрешением ситуации.

Рассуждаем, какие секреты дружбы помогли героям найти общий язык и стать настоящими товарищами. Дети приходят к выводу, что это такие общие тайны как, взаимопомощь и общие интересы.

Листаем книгу и ищем доказательства того, что дружба героев становится крепче с каждой главой. Высказываем предположения о том, чем может закончиться история. Дети: «Они подружатся», «Цыпленок выступит на концерте со своей песенкой». Кроме того, дети высказывались о том, что такое дружба, что значит дружить, кого можно назвать настоящим другом (Приложение 2).

Обыгрываем на основе иллюстраций ситуацию: «Спасение цыпленка». Дети играют мелким игрушками, стремятся к объединению, используют различные зоны группы в игре. Мальчики взяли машинки, договорились с девочками, взяли персонажей и повезли игрушки на море отдыхать и лечиться.

Второй день. Перед чтением очередной главы книги рассуждаем: «Как можно понять название книги, что значит «искать дружбу»?». Некоторые дети сразу начинают проявлять активность, стараются высказывать свои предположения: «Потому что цыпленок хотел дружить, а поросенок был неуверенным», «Потому что они много делали для дружбы». Другие дети высказывать свою точку зрения не стали, некоторые просто слушали ответы других и положительно кивали головой, несколько детей просто сидели молча, никаких эмоций не проявляли.

Читаем книгу, используем прием «смысловая остановка» (Приложение 1, рис. 5). По ходу чтения останавливаемся на важных смысловых эпизодах, в которых рассказывается о проявлениях дружбы между героями. Первая смысловая остановка: Желтенький съел камушки, а Фантимка посочувствовал и предложил поехать в больницу. Предлагаем детям нарисовать на маленьких листочках(8см×8см) эпизод из книги и сделать коллаж «Секреты дружбы», рассказать о секретах дружбы (рис. 1).

Третий день. В утреннее время читаем главу, в которой говорится про кладовую как реализацию общей мечты героев. Вторая смысловая остановка: «Фантимка рассказывает о своей мечте - большой кладовой». Создаем активизирующую ситуацию «Что такое кладовая? Что может храниться в кладовой?». Предлагаем детям включиться в аппликацию «Запасы для Фантимки» (рис. 2). Во второй половине дня размещаем в развивающей предметно-пространственной среде группы коллективную аппликацию - гирлянды из искусственных грибов и овощей (рис. 3). Наполняем кладовую продуктами (вырезаем фрукты, овощи, банки солений), приклеиваем на большой ватман в игровом уголке группы. Дети проявляют энтузиазм, стремятся заполнить кладовую как можно большим количеством продуктов, начинают по собственной инициативе активно использовать данное пространство для игр (рис. 6).

 

Рис. 2. Продуктивная деятельность детей (аппликация) «Что может порадовать друга»

Рис. 1. Создание коллажа «Секреты дружбы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Обогащение предметно-развивающей среды группы продуктами детской деятельности «Кладовая для Фантимки»

 

 

Рис. 4. Презентация игрушек для совместных игр. Наши ожидания: дети будут переносить сюжет книги на игры с другими игрушками

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Спонтанная режиссерская игра с героями читательского события «Маленькие секреты большой дружбы» по окончании событийной недели

Рис. 5. Использование приема «Смысловые остановки» в процессе продуктивного чтения произведения А. Вересовой «Как поросенок и цыпленок дружбу искали»

 

 

 

В процессе работы задаем детям вопросы: «Что могло бы порадовать героев?», «Что могло бы порадовать вашего друга?». Дети рассуждают, выделяя различные вещи и сладости, как то, что может порадовать. «Много конфет, игрушек», «открытка, чтобы в ней было красиво написано что-то ласковое». Дети переносят свой опыт заботы о другом (изготовление поделок, помощь в делах).

Просим детей наполнить свои «коробочки секретиков» мелкими игрушками для режиссерской игры.

Четвертый день. Утром продолжаем чтение книги. Задаем детям вопрос: «Почему Желтенький назвал Фантимку философом?». - Потому что он много думает и сложно.

Во второй половине дня поддерживаем возникший у детей к обыгрыванию ситуаций книги в режиссерских играх. Используем методический прием «игровой вызов»[3] - предлагаем детям ситуацию вызова игрового действия, которая требует продолжения, взаимодействия игроков.

Первая ситуация игрового вызова: «Поросенок сломал ножку, что будет делать Желтенький». Что случилось? Когда это произошло? Как могло произойти?

Вторая ситуация игрового вызова: «Поросенок и цыпленок играют. Щенок вступает в игру, постоянно стремится захватить инициативу: «Не так играете, надо так. Не хочу как вы, давайте изменим». Как быть в такой ситуации? Как решить, кому и как играть?

Третья ситуация игрового вызова: «Цыпленка не берут в игру, что Поросенок ему посоветует?»

Обсуждаем предлагаемые ситуации.  Внесение фанерного домика с персонажами Фантимкой и Желтеньким. Домик стал привлекательным, системообразующим ядром для режиссерских игр детей (и не только по сюжету книги).

 

 

Рис. 7, 8. Прием «Игровой вызов» работает

 

 

Пятый день. Утром продолжаем чтение книги. Используем прием «Рефлексирующее чтение». Задаем детям вопросы:

«О чем эта книга?» - «О дружбе, друзьях, о том, как подружиться».

«Какие маленькие секреты большой дружбы мы с вами узнали?» - «Нужно заботиться, спасать, делиться тайнами, вместе делать что-то, помогать другу, поддерживать друга».

«А есть ли у вас секреты дружбы? Какие?» - «Мы с Максимом играем в свои игры», «Мы с Машей всегда делимся игрушками».

 «Персонажи книги стали настоящими друзьями? Почему вы так решили?». - «Они нашли дружбу», «Они много пережили вместе, они узнали друг друга».

Во вторую половину дня наблюдаем за самостоятельными играми детей. Игра по мотивам сюжета книги возникла по инициативе самих детей. инициативе детей по мотивам произведения. Возникло придумывание продолжения истории. Некоторые дети играли с игрушками-персонажами книги, в процессе игры «Лечим Фантазмиана», пели ему песенки, чтобы развеселить, готовили лекарства. Дошкольники стали заметно лучше организовывать сюжет, удерживать его нить в процессе игры, использовать в игре знания, полученные в процессе работы над книгой: события, вежливые слова, в некоторых сюжетах игр они копировали эмоциональные реакции героев книги. Играли в «Спасение», иногда разговаривали фразами героев: «Умный, как очки», «Давай дружить», «Я помогу».

Событие завершилось. Что происходило дальше?

По окончании событийной недели наблюдения показали, что воспитанники стали чаще организовывать режиссёрские игры, неоднократно обращаются к своим «секретным коробочкам» с материалами для режиссерской игры (рис. 4). Во взаимоотношениях дети стали проявлять больше осознанности, вежливости, такта. Фиксируемые фразы детей в общении между собой: «Давай поиграем сначала в твою игру, потом в мою», «Надо договариваться», «Послушай, пожалуйста», «Друг спасет тебя!» (реплика в процессе игры), «Друг — это навсегда».

Послесловие.

Наши ожидания: дети будут переносить сюжет книги на игры с другими игрушками.

Реальность: в играх дети отталкиваются от иллюстраций, поэтому нужны игрушки-персонажи близки к нарисованным. Переноса на другие игрушки не произошло.

Наши опасения: игровой вызов может не сработать. Это новый для нас методический прием.

Реальность: прием «игровой вызов» работает!

Наши достижения:

Для детей.

Сначала дети включались в режиссёрскую игру по книге, которую начинал взрослый, но очень скоро начали играть по книге сами.

В самостоятельных играх дети тщательно создают игровое пространство, конкретизируют его.

Реальное общение детей изменилось в лучшую сторону, дети стали обращаться друг к другу: «Послушай, пожалуйста», «Давай сначала поиграем в твою игру, потом в мою», «Надо договариваться», «Друг спасет тебя!» (реплика в процессе игры), «Друг - это навсегда».

Для педагогов.

Книга, может стать центром образовательного процесса. Чтение и игра стали смыслом жизнедеятельности наших воспитанников на протяжении всего события. Мы ощущали, как дети ждут продолжения чтения, видели, с каким удовольствием они включаются в игру, обнаружили, что у детей масса собственных идей и инициатив, что свой собственный опыт дружбы они переносят на героев книги, а герои обогащают детский опыт дружбы.

 

 



[1] Езопова С.А., Солнцева О.В. Образовательное событие: от чтения к игре  // Дошкольное воспитание. – Начало - в № 10, 2020 г. (С. 16 - 21), Продолжение - № 11, 2020 г. (С.  20 - 24).

 

[2] Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02. –Челябинск, 2011. – 40 с.

[3] Эльконинова Л.И. Единство аффекта и интеллекта в сюжетно-ролевой игре // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 247—254. doi:10.17759/chp.2016120314

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы "Маленькие герои большой войны"

Приоритетная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель:Способствовать формированию у дошкольников патриотической...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Маленький патриот большой страны"

Цель занятия в создании условий для развития у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине!...

Сценарий для детей подготовительной к школе группы «Мы в мире, дружбе будем жить».

Данный сценарий предназначен педагогам и детям подготовительной к школе группы....

Детско – взрослое образовательное событие в подготовительной к школе группе «Никольск – моя ты Родина»

Данное мероприятие предназначено для организации совместной деятельности детей и родителей в детском саду по их приобщению к изучению истории родного края....