Главные вкладки

    Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы "Маленькие герои большой войны"
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Нечаева Анастасия Юрьевна

    Приоритетная область: познавательное развитие.

    Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

    Цель:

    Способствовать формированию у дошкольников патриотической позиции.

    Задачи:

    Воспитательные:

    ·        Воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной Войне;

    ·        Воспитывать уважение к прошлому своей страны;

    ·        Воспитывать личные качества: патриотизм, справедливость, доброту; 

    ·        Воспитывать инициативность, самостоятельность, культуру общения;

    Образовательные:

    ·        Приобщение к общественно - значимым событиям.

    ·        Рассказать о трудовом героизме ребят, ровесников современных мальчиков и девочек;

    ·        Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;

    Развивающие:

    ·         Развивать нравственные чувства сопереживания и благодарности;

    ·        Продолжать развивать умение детей вести диалог между воспитателем и детьми на тему беседы, учить рассуждать.

    Предварительная работа:

    ·        Проведение бесед с детьми о Великой Отечественной войне;

    ·        Сбор иллюстративных материалов;

    ·        Слушание песен военно-патриотической тематики, заучивание стихов о войне, о победе;

    ·        Чтение художественных произведений о детях войны;

    ·        Просмотр мультипликационного фильма «Воспоминание»;

    ·        Посещение музея боевой славы СОШ №16 г. Балаково.

    Словарная работа: военное лихолетье, буржуйка, подвиг.

    Материал и оборудование:

    Мультимедийная презентация «Дети войны», мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), фонограмма с голосом Левитана о начале ВОВ, кусочек хлеба весом 125 грамм, фонограмма песни «Дети войны» (О. Юдахина – И. Резник) в исполнении детского ансамбля «Домисолька» и И. Резника, материал для изготовления кукол и мячей - карандаши, кусочки материи, верёвки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hod_neposredstvenno.docx22 КБ
    Файл malenkie_geroi_bolshoy_voyny.pptx2.37 МБ

    Предварительный просмотр:

    Ход непосредственно - образовательной деятельности:

     Ритуал начала НОД

      Настройка детей на работу. Ритуал «Улыбнись».

    Улыбнись ты мне,

    Улыбнусь я тебе.

    Здравствуй, солнце ясное!

    Здравствуй, небо прекрасное!

    Я тебе очень рад,

    Мой любимый детский сад.

    Дети замыкают круг, берутся за руки, глядят в глаза, присаживаются на ковёр.

    1 часть. Организационный момент

    Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы).

    Вот  мы сегодня с вами и отправимся в путешествие во времени. Сегодня мы вернемся в годы, когда началась Великая Отечественная Война.

    Звучит фонограмма:  Левитан «Сообщение о начале Великой Отечественной Войны».

    2 часть. Основная часть

    Педагог:  Много лет назад, так же мирно как мы с вами, жили люди,    радовались солнцу, теплу, дети играли и учились, взрослые работали.

    Но в одно июньское утро на мирные города нашей страны стали падать бомбы – пришла война, которая принесла много горя и страдания.

    Трудные, голодные и холодные военные годы  называют военным лихолетьем - лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжело пришлось детям (Слайд 1). Многие остались сиротами - отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек (Слайд 2), третьи лишились не только родных, но и отчего дома (Слайд3), четвёртые оказались в плену у немцев (Слайд 4). Дети оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной силой фашизма. Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины.

    Педагог: -  Ребята, а как вы думаете, чем могли помочь ваши сверстники? (ответы детей).

    Итак, во время войны детям пришлось встать на место ушедших на фронт отцов и братьев (Слайд 5). В суровые годы войны они работали на полях и не только (Слайд 6), заменяли у станков отцов и старших братьев (иногда, чтобы достать до станка, им приходилось вставать на ящики или табуретки, потому что из-за маленького роста они попросту не доставали до станка) (Слайд 7). Мальчики и девочки ухаживали за ранеными (Слайд 8,9) , собирали цветной и черный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Дети наравне со взрослыми вынесли неимоверно тяжелый труд.

    Ребята работали по 12 часов на заводах, то есть с раннего утра и до позднего вечера, а потом возвращались в холодный дом. В «буржуйки» были пущены мебель, книги (Слайд 10). «Буржуйка» -  это вот такая печурка, которая устанавливалась прямо в комнате, а труба направлялась в окно, чтобы дым выходил на улицу. После работы ели хлеб и мороженую картошку, пили чай из морковки. Даже очистки картофельные не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев. Запасы муки заканчивались, поэтому продолжали снижаться нормы хлеба. Ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего двести пятьдесят грамм, а для служащих и детей вдвое меньше сто двадцать пять  грамм. Что же такое военная норма хлеба?  Посмотрите, какой это маленький кусочек  и больше ничего (демонстрация кусочка хлеба).

    Педагог: - Ребята, а вы знаете кто такой сын полка? (ответы детей).

    Это мальчишки, такие же, как вы (Слайд11). Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться - война отняла у них дом, родных. И суровые командиры оставляли их рядом с собой. (Слайд12). Эти мальчишки помогали, как могли. Они работали санитарами в госпиталях, ходили в разведку наравне со взрослыми и даже взрывали поезда, мосты и склады с боеприпасами. (Слайд13).Представьте как это страшно, опасно и ответственно! За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями (Слайд 14).

          - Ребята, а вы знаете, что такое подвиг? (смелый, самоотверженный поступок).

    - Ребята, а как вы думаете, во имя чего юные патриоты совершали подвиги, жертвовали своей жизнью? (во имя Родины и т.д.).

         -   А вы, готовы сегодня совершать подвиги во имя Родины? (ответы                    детей).

    Упражнение на психомышечное расслабление.

    - А сейчас ложитесь на ковёр, закрывайте глаза и послушайте песню.

    Звучит песня «Дети войны» (О. Юдахина – И. Резник) в исполнении детского ансамбля «Домисолька» и И. Резника. Дети слушают её лёжа на ковре в удобной для них позе.

     Педагог:  Поднимайтесь. А сейчас я хочу рассказать вам  историю, которая случилась в 1942 году, во время войны (Слайд15).

    В газете «Омская правда» опубликовали письмо: « Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой».

    И дети отозвались (Слайд16).

    Адик Солодов, 6 лет: «Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги — 135 рублей 56 копеек — на строительство танка «Малютка».

    Тамара Лоскутова: «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко».

    Таня Чистякова: «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага» (Слайд17).

     А дети, у которых денег не было — старались заработать, как могли. Например, дети детского сада совхоза «Ново-Уральский» подготовили концерт и перечислили  в банк  20 рублей. Так, всем детским миром, были собраны деньги на настоящий танк. На детские деньги был выпущен лёгкий танк Т-60, «Малютка» выглядел именно так (Слайд18). Механиком-водителем его стала женщина – танкист Екатерина Петлюк (Слайд 19). Воевала  она геройски, что было отмечено орденами Красной Звезды и Отечественной войны. Танк «Малютка» воевал под Сталинградом.

     - Ребята, подумайте, а вы готовы поступить так, как эти мальчики и девочки? Готовы вы потратить деньги не на игрушки и конфеты, а на благое дело? (ответы детей).

     - Дети, как вы думаете, во что и как играли ребятишки во время войны? (ответы детей).

    Да, дети играли, но игры изменились (Слайд20).  Появилась «…новая игра – в госпиталь». В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – настоящие люди. А вот в войну играли реже, потому что никто не хотел быть фашистом. Эту роль  выполняли деревья. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным. Из письма мальчика фронтовику: «Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…».

    Куклы были в основном тряпичные, которые делали сами

    (Слайд21). Брали полотенце, рисовали на нём лицо карандашом и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком и связав верёвкой.

    Педагог: - Давайте попробуем смастерить такие игрушки своими руками, девочки – кукол, мальчики – мячи.

    Дети подходят к столам, на которых заранее приготовлен материал для изготовления кукол и мячей (карандаши, кусочки материи, верёвки) и совместно с педагогом мастерят игрушки.

    3 часть. Подведение итогов

    Педагог: -  Те четыре страшных, военных года не могут быть забыты! Их нельзя стереть из памяти! Нам нужно чтить память погибших и помнить об их подвигах.  

     - Дети, что нового вы узнали? Как вы думаете, почему мы   смогли победить в Великой отечественной войне? (ответы детей).

      Молодцы! Желаю вам мира и чистого неба над головой!

    Играют дети всей земли в войну,

    Но разве о войне мечтают дети?

    Пусть только смех взрывает тишину

    На радостной безоблачной планете!

    Над вьюгами и стужами седыми

    Вновь торжествует юная весна

    И как огонь с водой

    Несовместимы

    Несовместимы  дети и война!

    Ритуал прощания

    По окончанию НОД дети становятся в круг, берутся за руки, и произносят:
    « Мы учились и играли.
    Все немножечко устали.
    Нужно нам передохнуть.
    Завтра снова в долгий путь.
    Встанем дружно шире кругом.
    Попрощаемся друг с другом» (тихо – громко).

    Используемые ресурсы:

    •   tula.rfn.ru/rnews.html?id=2339&cid=7
    • gazeta2x2.ru/?p=6173
    • Источник: http://politikus.ru/articles/10838-pro-ispolnenie-zhelaniy.html
      Politikus.
    • Рассказы о пионерах-героях.
    • Дети военной поры. Э. Максимова – М: Политиздат, 1984г.
    • В дни блокады. А.Фадеев.
    • Стояли рядом со взрослыми. Сборник документальных очерков.  Лениниздат, 1985г.
    • Дети-герои Великой Отечественной войны. Рассказы. – М: Дрофа-Плюс,2005г.

                                         



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Маленькие герои большой войны»

    Слайд 16

    «Я, Ада Занегина . Мне 6 лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой».

    Слайд 17

    И дети отозвались. Адик Солодов, 6 лет: «Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги – 135 рублей 56 копеек на строительство танка «Малютка». Тамара Лоскутова: «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко».

    Слайд 18

    Таня Чистякова: «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага».

    Слайд 23

    Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете! Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна И как огонь с водой Несовместимы Несовместимы дети и война!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Музыка в войне 1812 года"

    Предлагается  материал  для  непосредственно  образовательной  деятельности  на  неделю,  запланированный  на  каждый  день  недели.Предлага...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы в образовательной области «Познание» Тема: «Сделай мир ярче»

      Было бы неправдой говорить, что проблема мусора является новой. Как-то в одной из телепередач о следах пребывания первобытных людей была показана гора мусора длинной несколько десятков м...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) «Осторожно – электроприборы»

    - Закрепить у детей представление об электроприборах, об их назначении  для людей, о  правилах пользования ими;- повторить правила действия во время пожара;- повторить единый номер служ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (аппликация) тема: «Бабочка»

    Образовательная область: познавательное и художественно-эстетическое развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательное.Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: становление эст...

    Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы (итоговая) "Путешествие в страну сказочных героев"

    Занятие закрепляет знания детей, приобретенные к концу учебного года,  включает задания в области познавательного и речевого развития. Вся деятельность проходит в игровой форме, с участием кукол-...

    Конспект Непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительного к школе возраста Образовательная область Социально-коммуникативное развитие «Экскурсия в библиотеку»

    Что такое библиотека? Для чегот она предназначена? Актуальна ли в современное время профессия -библиотекарь? На эти вопросы дети найдут ответы, став настоящими корреспондентами!...