план по методической теме.
методическая разработка (младшая группа)

Скрипка Анна Александровна

Тема: «Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности»

 ( 1.09. 2021 года - 31.05. 2026 года)

СКРИПКА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

                                                                      Воспитатель первой квалификации.

Цель:

  1. Развивать познавательную активность детей раннего возраста в процессе детского экспериментирования;
  2. Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
  3. Развитие опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности у детей раннего возраста.
  4. Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
  5. Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).

Задачи:

  1. Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
  2. Развитие сенсорной культуры.
  3. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
  2. Умение использовать разные способы и приемы познания.
  3. Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
  4. Готовность к логическому познанию.

Актуальность. Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Актуальность избранной темы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на умение сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.  Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел плана

Формы

Сроки

(по месяцам)

Практические выходы

Работа с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

1.  Подбор материала  по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»;

2.  Постановка целей и задач по данной теме.

 

Октябрь

 

 

 

1.  Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2.  Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования.

Эксперименты с водой, песком, воздухом:

1. Узнаем, какая вода.

2. Что в пакете?

3. Мы – волшебники.

4. Поплывет или утонет?

 

 

ноябрь

1.  Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе».

2.  Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Эксперименты с водой, снегом:

1. Снеговичок.

2. Налил – вылил.

3. Кораблики.

4. Цветные льдинки.

 

 

 

декабрь

 

1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику».

2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

со сверстниками и взрослыми.

Эксперименты с цветом, формой:

Волшебная кисточка.

Высокий – низкий.

Широкий – узкий.

январь

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Проведение экспериментов и опытов со звуком и теплом:

Угадай, чей голосок?

Горячо – хлодно.

февраль

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды».

март

Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью.

апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью.

май

Самоанализ плана самообразования

Взаимодействие

с родителями

  • Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».
  • Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
  • Консультация: «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».
  • Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.
  • Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».
  • Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».
  • Создание фотоальбома:
  • «Мы экспериментируем».
  • Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»
  • Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста» на основании кружковой деятельности.

 

 

 

 

в течение года

Повышение уровня знаний в вопросах детского экспериментирования и познавательных способностей детей раннего дошкольного возраста.

Составление конспектов, подбор информации, оформление демонстрационного и раздаточного материала.

Подготовка и оформление отчётной документации о проделанной работе. Сбор и обработка данных.

Самореализация

-Показ открытых мероприятий: открытое занятие по кружку на тему: «Весёлые опыты для малышей». (Неделя педагогического мастерства).

-Консультация для родителей: «Развитие познавательной активности 

-Работа с литературой на тему «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».

-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

 

 

 

 

Изучение методической литературы

1. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2010 .

2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара, 2010 .

4. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ)практическое пособие. – М.: Аркти, 2010.

5. А. М. Щетинина «Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика». – М.: ТЦ Сфера, 2011.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_skripka_a.a._21-22_ucheb_1.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по методической теме

на 2021- 2022  учебный год

Тема: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

 ( 1.09. 2021 года - 31.05. 2026 года)

СКРИПКА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

                                                                      Воспитатель первой квалификации.

Цель: 

  1. Развивать познавательную активность детей раннего возраста в процессе детского экспериментирования; 
  2. Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
  3. Развитие опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности у детей раннего возраста.
  4. Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
  5. Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).

Задачи:

  1. Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
  2. Развитие сенсорной культуры.
  3. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
  2. Умение использовать разные способы и приемы познания.
  3. Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
  4. Готовность к логическому познанию.

Актуальность. Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Актуальность избранной темы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на умение сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. 

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.  Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Раздел плана

Формы

Сроки

(по месяцам)

Практические выходы

Работа с детьми

Сентябрь

1.  Подбор материала  по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»;

2.  Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь

1.  Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2.  Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования.

Эксперименты с водой, песком, воздухом:

1. Узнаем, какая вода.

2. Что в пакете?

3. Мы – волшебники.

4. Поплывет или утонет?

ноябрь

1.  Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе».

2.  Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Эксперименты с водой, снегом:

1. Снеговичок.

2. Налил – вылил.

3. Кораблики.

4. Цветные льдинки.

декабрь

1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику».

2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

со сверстниками и взрослыми.

Эксперименты с цветом, формой:

Волшебная кисточка.

Высокий – низкий.

Широкий – узкий.

январь

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Проведение экспериментов и опытов со звуком и теплом:

Угадай, чей голосок?

Горячо – хлодно.

февраль

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды».

март

Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью.

апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью.

май

Самоанализ плана самообразования

Взаимодействие

с родителями

  • Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».
  • Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
  • Консультация: «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».
  • Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.
  • Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».
  • Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».
  • Создание фотоальбома:
  • «Мы экспериментируем».
  • Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»
  • Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста» на основании кружковой деятельности.

в течение года

Повышение уровня знаний в вопросах детского экспериментирования и познавательных способностей детей раннего дошкольного возраста.

Составление конспектов, подбор информации, оформление демонстрационного и раздаточного материала.

Подготовка и оформление отчётной документации о проделанной работе. Сбор и обработка данных.

Самореализация

-Показ открытых мероприятий: открытое занятие по кружку на тему: «Весёлые опыты для малышей». (Неделя педагогического мастерства).

-Консультация для родителей: «Развитие познавательной активности  

-Работа с литературой на тему «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».

-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Изучение методической литературы

1. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2010 .

2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара, 2010 .

4. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ)практическое пособие. – М.: Аркти, 2010.

5. А. М. Щетинина «Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика». – М.: ТЦ Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологией, по методической теме «Мы – Земляне». 2010 -2011 год( Старшая группа)

Экология довольно интересный и занимательный предмет. Предлагаю вам перспктвный план по экологии для старшей группы....

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Поэтапно –перспективный план работы над методической темой Хайруллиной Р.Г., воспитателя группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №6 «Белочка» АУ ДОУ ДСОВ №1 " Колокольчик" города Радужный на 2014-2015 учебный год

Поэтапно –перспективный план работы над методической темой Хайруллиной Р.Г., воспитателя   группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №6 «Белочка»АУ ДОУ ДСОВ №1 " Колокольчик" город...

План по методической теме

Перспективный план по методической теме...