Познавательно-развивающее мероприятие "Изобритатели природы и человека"
план-конспект занятия

Няруй Кристина Николаевна

Цель: ознакомление учащихся с наукой, связанной с природой.

Задачи

  • Познакомить учащихся с  историей возникновения Дня науки.
  • Выяснить суть науки бионики.
  • Показать взаимосвязь природы и человеческих изобретений.
  • Развивать у учащихся интерес к исследованию окружающей среды.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauka.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мыскаменское казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

«Изобретатели природы и человека»

     

составитель: Няруй К.Н.

Разработка: Петличёва Татьяна Валериевна

п.Мыс Каменный

2021г.

«Изобретатели природы и человека»

Цель: ознакомление учащихся с наукой, связанной с природой.

Задачи

  • Познакомить учащихся с  историей возникновения Дня науки.
  • Выяснить суть науки бионики.
  • Показать взаимосвязь природы и человеческих изобретений.
  • Развивать у учащихся интерес к исследованию окружающей среды.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор.


Ход мероприятия

1слайд: название

2слайд «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни

человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только  одною

ею человек победит  природу и себя»

( Антон Павлович Чехов)

- Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить?

- А кто знает, когда в нашей стране отмечают День науки?

Слайд 3

- День российской науки в нашей стране отмечается ежегодно 8 февраля. Этот день выбран неслучайно. Ведь 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) Пётр I подписал указ об образовании Российской академии наук, которая первоначально называлась Академией наук и художеств. Через год она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991году - в Российскую академию наук.

Слайд 4:

- Российская наука дала миру много великих имен и открытий. М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, И.В. Курчатов, С.П.Королев - эти учёные известны всему миру.

Вопрос - Ребята, а какие науки вы знаете?

-А какие научные открытия или изобретения вам известны?

Слайд 5:

- Оказывается любые открытия или изобретения, которые совершают учёные, уже давно изобретены самым лучшим и древним учёным — природой. И сегодня на нашем занятии мы поговорим с вами о такой науке, которая связана с природой. Узнаем, как она называется и в чём её особенность.

Слайд 6

- Давным-давно человек был близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел… (нож).

Слайд 7:

- Человек был очень любопытным, любил наблюдать за природой. И как-то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве чего? Как вы думаете? (иголок, наконечников для стрел, рыболовных крючков). 

- Ребята, а чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? (летать) 

- Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями.

Слайд 8:- Как называется эта чудо-птица? (Самолет).

- Самолет – это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно.

Слайд 9:

- Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу.

- Что же это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет).

Слайд 10:

- А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает на одуванчик). Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашутики).

Слайд 11:

- Как хорошо, что человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол). Вы слышали когда-нибудь, как звонят колокола? Давайте послушаем колокольный перезвон. (Слушают в аудиозаписи). А колокольчик – цветок не звенит. Даже загадка про это есть.

Эй, звоночек, синий цвет,

С язычком, а звона нет.

Слайд 12:

- Как вы думаете, что человек придумал, наблюдая за рыбами? (ответы детей).

- Их обтекаемая форма помогла создать подводные лодки. Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты.

Слайд 13:

-Тело рыбы покрыто чешуей – человек стал покрывать крыши домов черепицей. (Прилагаются иллюстрации). И таких примеров очень много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека.

Слайд 14:

- Наука, которая изучает живую природу с целью использования полученных знаний в практической деятельности человека, называется бионика.

 Слайд 15:

- Бионика, как наука, берет своё начало в 19 веке, когда английский садовник Джозеф Пакстон на выставке в Лондоне в 1851 году представил свой Хрустальный Дворец, форма которого напоминала лист гигантской водяной лилии.

Физминутка: Слайд 16:

На зарядку становись
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать? (Приседания)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте)
И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты)

Работа в паре

- А сейчас я хотела бы, чтобы вы немного пофантазировали. Каждая пара имеет картинки. Слева изображены живые существа, а справа – предметы, изобретённые человеком. Ваша задача: попробовать догадаться, что из мира живого послужило прототипом человеческих изобретений. Это задание сложное, но вам может помочь как сама картинка, так и некоторые названия предметов на ней.

Давайте теперь проверим правы ли вы оказались. По ходу работы с нашей презентацией мы будем проверять то соответствие, которое вы установили между предметами.

Слайд 17:

Английский инженер Сэмюэль Браун жил у реки Твид. Однажды, гласит предание, Брауну было поручено построить через реку Твид мост, который отличался бы прочностью и в то же время не был бы слишком дорог. Как-то, прогуливаясь по своему саду, Браун заметил паутину, протянутую через дорожку. В ту же минуту ему пришла в голову мысль, что подобным образом можно построить и висячий мост на железных цепях.

Слайд 18:

Исследователи из университета Флориды создали прототип дистанционно управляемого планера длиной 60 см, который может планировать, а также быстро взлетать вверх и опускаться вниз. Его конструкция была спроектирована по образу и подобию чаек, обладающих чрезвычайно гибкими и развитыми крыльями.

Слайд 18:Морской гребешок–двигатель самолёта. Чтобы передвигаться, морской гребешок «раскрывается» и со скоростью «закрывается», выпуская струю воздуха, тем самым «отталкиваясь» от воды. По аналогии работает двигатель самолёта.

Слайд 19:Еще одна, далекая на первый взгляд связь наблюдается между пожарными шлангами и форелью. Для покрытия внутренней поверхности шланга используется особая резина под названием полиокс, состав которой изобретен в процессе изучения вещества, покрывающего чешую форели и снижающего трение о нее воды. Такое покрытие в шлангах помогает выбрасывать воду дальше и быстрее при использовании насосов той же мощности.

Перед следующим слайдом я хотела бы показать вам опыт. Подумайте, о какой паре пойдёт речь?

Опыт. «Подводная лодка из винограда»

Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опуститься на дно. Но на неё тут же будут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опуститься на дно. Здесь она вновь покроется пузырьками газа и вновь всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода «не выдохнется». - Наше занятие окончено, всем спасибо за внимание!

Слайд 20:

По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Слайд 21:

Крот - живая подземная машина – работая, оставляет за собой пустой туннель, по которому легко вернуться обратно. Инженер Александр Требелев, задумав построить подземоход, провёл интересные опыты с кротами. В ящик с утрамбованной землёй выпускали крота и просвечивали эту уплотненную массу рентгеновскими лучами. Оказалось, что крот во время работы всё время вертит головой: при этом его холка вдавливает грунт в стенки туннеля. Позже группа изобретателей получила авторское свидетельство на искусственного крота. Эта машина не только режет грунт, а подобно голове крота раскачивается и вдавливает частицы земли в стенки туннеля.

Слайд 22:

Еще можно привести классический пример — застежка типа «липучка». Я думаю, что многие из вас согласятся с тем, что в природе существует ее аналог, который и был прообразом изобретения — это чертополох. Швейцарскому инженеру Георгу де Местралу понадобилось 8 лет, чтобы создать такую застежку.

Слайд 23:

Бумага была изобретена, по некоторым источникам, в Китае более чем за две тысячи лет до нашего времени. Поднебесной была разработана примитивная технология производства бумаги из особого сорта крапивы. Китайская бумага была легкой и мягкой, для производства не требовалось больших усилий и ценного материала.
Слайд 24:

Полёт насекомых сопровождается малым расходом энергии. Одна из причин этого — особая форма движения крыльев, имеющая вид восьмёрки. Разработанные на этом принципе ветряные мельницы с подвижными лопастями очень экономичны и могут работать при малой скорости ветра.

 Яйцо в соленой воде.

Цель: утопить яйцо в сырой воде

Материалы: прозрачная емкость с водой, сырое яйцо, соль.

Результат: в соленой воде яйцо не тонет.

Пузырьки-спасатели.

Цель: узнать, как можно изменить плавучесть предмета.

Материалы: стакан, газированная вода, пластилин.

Результат: На пластилине образуются пузырьки. Кусочки пластилина (размером с рисовое зернышко) поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве.

Заряженный шарик.

Цель: понять основные закономерности статического электричества.

Материалы: воздушный шар, овсяные хлопья, шерстяная ткань.

Результат: шарик, заряженный статическим электричеством, притягивает овсяные хлопья.

Итог занятия.

Слайд 25:

Сегодня мы с вами убедились, что многие открытия человечества делались благодаря наблюдениям над природой, анализу того, что мы видим. Это и есть результат развития науки бионики. Но не зря Альберт Эйнштейн сказал: «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой». Так и бионика развивается и будет развиваться в дальнейшем.

Слайд 26:

- Ребята, помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие, главное нужно любить и беречь нашу природу.

-А я предлагаю вам продолжить наблюдения самостоятельно, и если кто-то ещё найдёт сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно должен рассказать нам всем.

Слайд 27:

- Наше занятие окончено, всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательно-речевого мероприятия, посвященный Дню пожилого человека «Чествует природа пожилого человека»

Пожилые люди- это бабушки и дедушки, имеющие богатый жизненный опыт. Они служат связующим звеном между поколениями, не позволяя утратить преемственность между живущими сейчас и в будущем. Поэтому появ...

Презентация для проведения мероприятия ко Дню слепого человека "Глаза - главные помощники человека" (средняя группа)

Глаза - главные помощники человекаЦели: Развивать интерес к органам зрения - глазам. Ознакомить с элементарным строением глаза. Учить беречь свои глаза.Задачи:•закрепить знания детей об...

Конспект педагогического мероприятия по теме: «Роль человека в жизни зимующих птиц» Возрастная категория: для детей 4-5 лет Тема: «Роль человека в жизни зимующих птиц»

Конспект педагогического мероприятия по теме:«Роль человека в жизни зимующих птиц»Возрастная категория: для детей 4-5 летТема:  «Роль человека в жизни зимующих птиц»...

«Природа и человек. Человек часть природы»

Разработка конспекта занятия  ЗОЖик».Тема: «Природа и человек. Человек часть природы»Форма проведения: занятие-играНаправление деятельности: спортивно-оздоровительноеЦель: форми...

Познавательно-развивающее мероприятие "Великие учёные и их открытия"

Познавательно-развивающее мероприятие "Великие учёные и их открытия"Цель:-способствовать формированию представления о постепенности развития научного знания в обществе, содействовать ознаком...