Познавательно-развивающее мероприятие "Великие учёные и их открытия"
план-конспект занятия

Няруй Кристина Николаевна

Познавательно-развивающее мероприятие "Великие учёные и их открытия"

Цель:-способствовать формированию представления о постепенности развития научного знания в обществе, содействовать ознакомлению детей с деятельностью некоторых знаменитых ученых, их вкладом в науку.

Задачи: 

Обучающая:

- формирование положительной нравственной оценки деятельности великих ученых во имя науки, прогресса.

- Развивающая:

- развитие представления воспитанников об истории науки и техники;

 привитие интереса к изучению учебных предметов как основ научных знаний;

-Воспитательная:

- воспитание чувства патриотизма.

Основной этап мероприятия

Мы смотрим кино, летаем на самолетах, звоним по телефону на другой конец света. Когда-то всё это было лишь мечтой. Мы не мыслим комфортной жизни без научных достижений. Сегодняшний мероприятие посвящено науке, открывающей нам бесконечный мир радости познания, творчества и мечты. Наука - область человеческой деятельности.

Данное мероприятие проходило в форме познавательно-развивающего мероприятия, где участвовали обучающие  6 класса, в количестве 10 человек. Цель и задачи были реализованы в полном объёме. Данное мероприятие является авторским и разработано в рамках методического объединения.

Мероприятие включало в себя 3 этапа:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основное мероприятие, познавательно развивающее мероприятие «Великие учёные и их открытия».
  3. Рефлексия

Подготовительный этап работы включал в себя:

  1. Подбор заданий с возрастным соответствием особенностей и интересам детей.
  2. Приготовление оборудования;

Основное мероприятие познавательно развлекательного мероприятия «Великие учёные и их открытия» включало в себя несколько направлений.

Основная часть:

1.Вступительная часть.

2.Основной этап мероприятия.

3. Викторина.

4.Задание на карточках.

5. «Славна русская наука их именами»

5. Дети – гении:

6.Логические задачи.

7.Практическое задание (изобразить своё научное открытие).

8 .Итог занятия рефлексия.

Основное мероприятие познавательно-развивающее мероприятие «Великие учёные и их открытия » включало в себя беседу с использованием презентации. Практическая часть включала в себя работу с карточками.

Обучающиеся получили задание с логическими задачами. А также практическая часть включала в себя задание изобразить свое научное открытие.

     Изложение материала основано на принципах:

1.Коллективизма (поддерживать беседу, сообща выполнять практические задания и опыты).

2.Наглядности (т.е. показ презентации).

3.Словесности (публичные ответы).

4. Доступность (все задания подобраны с учётом возрастных особенностей детей и полученных знаний во время предварительной работы).

5. Личностного ориентирования (задания, подобранные с учётом возрастных особенностей и были направлены на установление связей с личным опытом каждого ребёнка)

Поэтому стержневой задачей, было воспитание чувства коллективизма, умения работать сообща через коллективную деятельность

При использовании такой формы как беседа с практической деятельностью наиболее эффективными методами работы я посчитала:

-словесный метод (рассказ педагога и ответы воспитанников)

-наглядный метод (показ презентации)

-использование раздаточного материала с задачами и заданиями

-а также использование ТСО, что позволило усилить эмоциональный аспект занятия (экран, проектор)

В ходе мероприятия: были соблюдены здоровье-сберегающие технологии, спокойные задания, в соответствии с их возрастом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikie_uchennye_i_ih_otkrytiya.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мыскаменское казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

Познавательно-развивающее мероприятие

«Великие учёные и их открытия»

Автор составитель: Няруй К.Н.

с. Мыс Каменный   2023г.

Тема: Познавательно-развивающее мероприятие  «Великие учёные и их открытия»

Цель:

- способствовать формированию представления о постепенности развития научного знания в обществе, содействовать ознакомлению детей с деятельностью некоторых знаменитых ученых, их вкладом в науку;

- создать условия для воспитания уважения к научному познанию мира и людям науки, для продолжения формирования информационной грамотности.

Задачи мероприятия:

Обучающая: 

- формирование положительной нравственной оценки деятельности великих ученых во имя науки, прогресса.

- Развивающая:

- развитие представления воспитанников об истории науки и техники;

 привитие интереса к изучению учебных предметов как основ научных знаний;

Воспитательная:

- воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход мероприятия:

Организационный момент

Чем дальше, тем все легче современная техника превращает вымыслы и домыслы, фантазии и гипотезы — в реальности, вооружающие человека в его борьбе за жизнь.

Наше мероприятие посвящено  науке и технологиям.

 Слайд 1: «Великие учёные и их открытия».

– Что такое наука? О каких научных открытиях вы знаете? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. Вы узнаете о важнейших изобретениях, изменивших жизнь человечества.

Слайд 3:

Основной этап мероприятия

Мы смотрим кино, летаем на самолетах, звоним по телефону на другой конец света. Когда-то всё это было лишь мечтой. Мы не мыслим комфортной жизни без научных достижений. Сегодняшний мероприятие посвящено науке, открывающей нам бесконечный мир радости познания, творчества и мечты. Наука - область человеческой деятельности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление, систематизация, анализ. Есть устаревшие технологии, которые уже давно стали историей; есть открытия, так и не ставшие ими по-настоящему; другие не были по достоинству оценены современниками и ждали своего признания и применения сотни лет.  

Несмотря на то, что прошли тысячелетия, и наука давно ушла вперед, эти открытия остаются для нас самыми важными и значительными.

Слайд3. 

Для начала послушайте загадку.

Ест дрова он с хрустом, жаром.

Благодарен кочегарам.

Но лишь тогда не страшен он,

Когда бывает покорён. (Огонь)

      Люди рано открыли полезные свойства огня - его способности освещать и согревать. "Дикий огонь", который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен для человека, но, принеся огонь в свою пещеру, человек "приручил" его и "поставил" себе на службу. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. «Приручение» огня положило начало развитию промыслов и ремесел: появились оружие, посуда, орудия производства.

Ещё с одним не менее важным изобретением нас познакомлю вас.

Слайд 4.

Семя плоско, поле гладко.

Кто умеет, тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (Бумага)

     Бумага была изобретена в Китае. Несколько тысяч лет понадобилось людям, чтобы превратить наивные рисунки, узелки и зарубки в настоящую письменность. Появились пиктограммы, рисунки человечков и зверей, обозначающие действие. Позже их сменили иероглифы и алфавит: мы пользуемся ими ни до сих пор.

    Письменность позволила людям сохранять информацию, а бумага сделала ее доступной для миллионов людей. До изобретения бумаги материалы для письма были очень дорогими. Почти 2000 лет назад, китаец Цай Лунь создал недорогой сорт бумаги из хлопчатых веревок, ее привезли на Ближний Восток арабы, а после, бумага попала в Европу.

      Мы окружены вещами, которыми все время пользуемся, даже не задумываясь, откуда они взялись, кто их придумал, и как они изменили нашу жизнь к лучшему. Сейчас мы проведем небольшую викторину, обратите внимание на экран.

Слайд5:

       Голландцы создали агрегат, предназначенный для того, чтобы облегчить труд мастеров, работающих с парусами для морских судов. Усовершенствование этой конструкции стало возможным с изобретением иглы, на остром конце которой было отверстие. О каком изобретении идет речь? (Швейная машина)

 Слайд 6:

   Прообразом этого изобретения сначала были камни плоской формы. На Руси довольно долго использовали два инструмента: небольшая палка с ровным круглым сечение и рифленая доска. Затем этот предмет стали делать цельнолитым — из чугуна или бронзы и «углевым». Именно в июне 1882года американец Генри Сили запатентовал своё изобретение. Что изобрел Генри Сили? (Утюг)

Слайд 7:

       Первое подобное устройство появилось в США в 19 веке. Оно ничем не напоминало нынешние образцы: управлялось рукояткой, которая вращала лопасти, расположенные внутри емкости. Первые конструкции делали полностью из дерева. Затем их стали делать из металла. (Стиральная машина)

      Впервые этот предмет появился в Китае. Главные функции в нем выполнял лед. Вначале подобные предметы делались из бронзы и меди и состояли из основного и внутреннего резервуаров.

Слайд 8:

      Затем стали изготавливаться из древесины. По мере таяния льда, вода вытекала наружу через маленькие отверстия на дне резервуара. Сначала эти предметы использовались только в императорском дворе и в домах аристократов, постепенно внедряясь в быт простых людей. О каком изобретении идет речь? (Холодильник)

       Кто изобрёл  телефон первым? Историю появления телефона связывают с Александром Беллом из Америки. Но он был не единственным из тех, кто активно занимался конструкторской идеей передачи человеческого голоса на расстоянии. В 1860 году выходец из Италии Антонио Меуччи показал американцам устройство, умеющее передавать звук по проводу, однако заявку на патент он подал лишь в 1871, и на все его вопросы о судьбе документов компания, забравшая их, отвечала, что они утеряны.

       Немецкий физик Филипп Рейс в 1861 году представил публике электрический аппарат, способный передавать звук. Лишь спустя 15 лет два американских конструктора Грей и Белл, совсем независимо друг от друга, смогли обнаружить, как металлическая мембрана с помощью магнита, подобно барабанной перепонке нашего уха, может превращать звук и передавать его через электро сигнал.

 Слайд 9. 

   Первые телефоны не отличались удобством. В них было плохо слышно, поэтому придумывали специальные трубки разных размеров и форм, в которые только что не нос приходилось засовывать, чтобы абонент смог понять, о чём идёт разговор. Изобретательский мир не остановился на достигнутом. Появилась современная «сота» в 1973 году в компании «Моторола». Их первенец работал без подзарядки не более 20 минут и размером был похож на кирпич, а весил аж 794 грамма! Это сейчас наши современные «мобильники» маленькие и компактные, умеющие фотографировать, отсылать почту и сообщения, проигрывать музыку даже думать за своего хозяин.

        Телефон стал необходимым помощником всем нам. Он дает огромную экономию времени и средств. Сейчас поработаем в парах. На столах карточки, нужно соотнести название службы защиты и помощи с номером, по которому можно с ними связаться.

Полиция                                                     112

Скорая                                                         04

Пожарная охрана                                       02

Газовая служба                                           01

Экстренная помощь (МЧС)                       03      

Слайд 10.

Когда читаю иногда,

Сияет ярко, как звезда, в любимом помещении

С достаточным свечением! (Лампочка)

   Электрическая лампочка совершила настоящую революцию. Электричество и ее маленький представитель, лампочка, заслуживает одного из почетных мест в истории открытий.  В начале XIX века над проблемой электрического освещения работали многие, активно проводились исследования по световому эффекту от накаливания разных материалов.

        В 1854 году Г.Гебель создал прототип современного устройства и фактически изобрел лампу накаливания. В качестве нити в ней использовался обугленный бамбук, а чтобы предупредить горение, из колбы был удален кислород. Рассматривая вопрос, кто изобрел электрическую лампочку, нельзя не упомянуть русского ученого Александра Лодыгина. В 1874 году он получил право на изготовление лампочки с угольными электродами. Именно он предложил использовать в качестве спирали вольфрам и молибден. Эти металлы хорошо противостояли температурному воздействию, что существенно увеличивало срок эксплуатации прибора.

Слайд 11:

    «Славна русская наука их именами».

 Русские люди внесли значимый вклад в мировую копилку изобретений и открытий, причем во всех сферах жизни человека.

     А вы знаете, кто изобрёл 1-й паровоз в России? 1-й паровоз появился в России на Нижне-Тагильском заводе в 1834 г. благодаря механику Ефиму Алексеевичу Черепанову и его сыну Мирону Ефимовичу Черепанову.

  Слайд 12:

         А теперь ещё один чёрный ящик. Подсказка. Мы включаем его каждый день. Смотрим по нему мультики, кино и передачи. (Телевизор). Да-да, телевизор изобрели именно наши учёные. Б.Л. Розинг заявил всему миру о возможности передачи изображения на расстояние, с помощью электрических сигналов продемонстрировал своё изобретение русскому техническому обществу.

  Слайд 13:

  Ломоносов Михаил Васильевич. Учёный и изобретатель оставил огромный след во многих областях человеческой деятельности – литература, физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия. Его научные интересы отличались поразительной разносторонностью. Для своих исследований ученый придумал ряд приборов, заложил основы наук о стекле, открыл наличие атмосферы у планеты Венера, дал определение физической химии. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.

  Слайд 14: 

  Менделеев Дмитрий Иванович - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Дмитрий Иванович Менделеев сделал много открытий в области химии, но главное его открытие - периодическая система химических элементов.

Слайд 15:

Ползунов Иван Иванович. Всё, что изобретал этот талантливый самородок из российской глубинки, имело одну цель – облегчить труд людей. Любознательный, усердный, жадный до знаний, самостоятельно, изучивший книги по металлургии и минералогии, этот инженер – энтузиаст, вошел в историю как создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового двигателя.

 Слайд 16:

Дети –гении:

 Перед современной наукой стоит ещё множество величайших загадок. Это проблемы, которые волнуют все человечество. Великие загадки подталкивали ученых к поиску решений. Откуда берутся гении? Может быть те, кто вершит науку, действительно рождаются такими? Оказывается, существует множество изобретений и открытий, авторами которых стали дети. Большинство из этих открытий уже используются в нашей жизни, ставшие уже привычными вещи.

   

Мальчик Луи Брайль стал известен на весь мир, благодаря созданию шрифта, с помощью которого невидящие люди могут читать и писать. Юный изобретатель рано потерял зрение. К 15-ти годам Луи разработал рельефно-точечный тактильный шрифт, благодаря которому распознавать символы можно было одним касанием пальца.

Слайд 17:     

Свое первое изобретение — пару ласт для плавания, которые надевались на руки, — Бен Франклин изобрел в возрасте 12 лет.

Слайд 18: 

    Пластилин изобрела школьница — внучка известного производителя чистящего средства для обоев Клео Маквикера. Оно было предназначено для очищения обоев от угольной пыли. Девочка предложила использовать это средство для игры. Из его состава убрали чистящий компонент, добавили миндальное масло и красители.

Слайд 19:

    Фруктовый лед-мороженое на палочке – впервые изготовил 11-летний Фрэнк Эпперсон (1905г). Он высыпал порошок типа "Юпи" или "Инвайта" в воду и забыл все это выпить. Чашку со всем этим паренек оставил зимой на улице. В воде он также оставил палочку для помешивания. После того, как все это замерзло, пареньку получившийся продукт очень понравился

Слайд 20:

    Идея создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15-летнему американцу Честеру Гринвуду, который любил кататься на коньках и одновременно слушать музыку.

   Слайд 21:

     Батут также придумал ребенок. В 1930 году, наблюдая за соревнованиями воздушных гимнастов, подросток Джордж Ниссен, решил изобрести «подпрыгивающую установку» для гимнастов, на которой можно было бы подпрыгивать и делать разные трюки в воздухе.

 Слайд 22:

   13-летний ученик одной из московских школ, Дмитрий Резников, разработал совместно со специалистами Государственного медико-стоматологического университета, уникальную зубную щетку, предназначенную специально для космонавтов, работающих на орбитальной станции.

  Слайд 23:

  Игрушечный грузовик с откидывающимся кузовом изобрел и даже запатентовал шестилетний Роберт Пэтч, нарисовавший данную конструкцию для того, чтобы отец сделал ему такую машинку.

Можно перечислять детские изобретения бесконечно, вспоминая и перчатки без пальцев, и бумажный пакет с квадратным дном, и калькулятор — все это принесли в нашу жизнь гениальные умы юных изобретателей.

А теперь вопросы, логические задачи.

1.Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? (1)

2. Вы зашли в темную кухню, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку.)

3. Лежат три яблока, два вы забрали. Сколько у вас яблок? (2)

4. Что в России на первом месте, а во Франции на втором? (Буква «р»)

5.Как набрать из водопровода 6 л воды, пользуюсь двухлитровой банкой и чайником, в который входит 5 л?( 2+2+2=6)

6.Банка с мёдом весит 500 г. Та же с керосином весит 350 г. Керосин легче мёда в 2 раза. Сколько весит пустая банка?( 200 г.)

Практическое задание:

-А сейчас я даю вам практическое задание, я предлагаю вам сделать своё, выдуманное научное открытие. Например, можно сделать орудие труда в тундре, свой транспорт передвижения и т.д.

Итог занятия рефлексия:

На сегодняшнем занятии вы познакомились с крошечной частью всех открытий которые известны человечеству, с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие.

Литература:

1. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы /Н.Д. Рындина.  –Ростов н / Д: Феникс, -2008. – 206с.

2. Загадки, скороговорки и считалки в начальной школе/ Г.Н. Сычева. Феникс,2018.- 91с.

3. https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/145349-scenariy-my-izobretateli.html

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/11/19/klassnyy-chas-velikie-izobreteniya-nauki

5. https://kladraz.ru/blogs/blog24202/metodicheskaja-razrabotka-zanjatija-s-prezentaciei-na-temu-udivitelnyi-mir-otkrytii-i-izobretenii.html

6. https://svet-depo.ru/uznayte-bolshe/kto-izobrel-pervuyu-elektricheskuyu-lampochku.html

7. https://zen.yandex.ru/media/history_world/kak-poiavilas-bumaga-5abf816b1aa80cc4ef48c769

8. https://materinstvo.ru/art/15977

9. http://www.filipoc.ru/guess/rebus


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной познавательно-развивающей НОД "Курочка Рябушечка в гости к нам пришла"

Занятие построено на образно-игровой основе,носит познавательно-развивающий характер,с использованием детского экспериментирования....

Конспект интерактивной познавательно-развивающей игры воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Осенние листочки" с использованием инновационной технологии И.А.Лыковой "Живой натюрморт".

Перед занятием была проведена большая методическая работа по закреплению знаний детей о птицах, насекомых, цветах,которые дети видели летом , а так же о животных,  живущих в лесу. Посмотрите, что...

Познавательно-развивающее занятие с детьми старшей группы "Осень"

Познавательно-развивающее  занятие р азработано по стандартам ФГОС ДО для детей 5-6лет. Рекомендуется для педагогов-психологов и воспитателей....

Авторское познавательно — развивающее пособие «Чудо – книжка»

В данном авторском познавательно – развивающем пособии, представлены элементы из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в ...

Блок познавательно - развивающих занятий для старших дошкольников «Истории учиться всегда пригодится».

В представленном материале содержатся выдержки из проекта «Истории учиться всегда пригодится», а именно: блок познавательно-развивающих занятий (состоящий из трех частей) по обозначенным проблемам.Осо...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...