Педагогический проект "Литературные произведения сибирских авторов глазами маленьких читателей"
проект (подготовительная группа)

Ярлыкова Ирина Юрьевна

Мы, педагоги, понимаем, что очень важно прививать любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни.Уделяя большое внимание  работе с художественной литературой, мы обратили внимание, что ни современные родители, ни дети, не знают произведения сибирских писателей - наших земляков. Мы предположили, что работа над произведениями сибирских авторов поможет дошкольникам не только воспитать нравственные качества личности, но и расширит их представления  о культуре родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 117 комбинированного вида «Дружная семейка»

« Литературные произведения сибирских авторов глазами маленьких читателей »

Руководительпроекта:

                                                                                                                         Леонова Ю.Н Ярлыкова И.Ю.

Новосибирск 2020

Актуальность:

Мы, педагоги, понимаем, что очень важно прививать любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни.

Чтение развивает интеллект, формирует духовно - зрелую, образованную личность.

Но в последнее время интерес к книге значительно снизился. Современный человек активно осваивает новые технологии, а книга постепенно уходит на второй план, для многих чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души,  осмысления.

Уделяя большое внимание  работе с художественной литературой, мы обратили внимание, что ни современные родители, ни дети, не знают произведения сибирских писателей - наших земляков. Мы предположили, что работа над произведениями сибирских авторов поможет дошкольникам не только воспитать нравственные качества личности, но и расширит их представления  о культуре родного края.

Так появился педагогический проект«Литературные произведения сибирских авторов глазами маленьких читателей».

Время реализации: проект долгосрочный, рассчитан на 1 год.

Участники  проекта: дети старшей  группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Цель проекта: создание условий для развития интереса к культурному  наследию родного края через произведения сибирских авторов, для усвоения моральных и нравственных норм и ценностей.

Задачи проекта:

- знакомить  с произведениями новосибирских писателей - жителей конкретного региона;

- воспитывать грамотного читателя, его нравственные и патриотические качества через произведения сибирских авторов;

- развивать  познавательную  активность, творческие способности.

Ожидаемые результаты:

  1. Повысится компетентность всех участников проекта в нравственном и культурном воспитании детейв ДОУ и в семьечерез знакомство с литературными произведениями сибирских авторов;

2)обогатится предметно-развивающая среда группы;

3)повысится интерес детей  к чтению литературы, разовьются их творческие способности;

4) сформируется устойчивый познавательный интерес к изучению культуры родного края.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

1)создание условий для реализации проекта;

2) сбор информации о сибирских авторах, написавших произведения для детей, подбор материала (книг, презентаций и т.д.)

3) анкетирование родителей, наблюдения за детьми.

Основной этап:

Проект реализуется через совместную деятельность взрослых и детей.

Работа началась   с бесед: « Здравствуй, книга!», «Откуда книга пришла?».

Затем мы познакомили детей с книгами В.В.Шамова «Новосибирские сказки» и «Приключения Городовичка».

Эти книги помогли детям узнать о том, как возник  и развивался наш город, о его памятных местах и достопримечательностях.

Знаменитый персонаж Городовичок стал другом детей и участником совместных тематических развлечений:

«День города», викторина «Люби свой город», развлечение «Путешествие с Обинушкой и Городовичком» и др.

Совместно с родителями пополнялась развивающая среда группы книгами сибирских авторов: С.М.Белоусовой, Е.К.Стюарт, П.П.Ершова. Дети презентовали в группе оформленные дома совместно с родителямимини-проекты:

- «Театр Оперы и балета»;

- « ЖД вокзал»;

- «Метромост»;

- «Цирк»;

- «Зоопарк» ( о достопримечательностях нашего города).

Создали мини-музей « Наш Новосибирск», куда вошли макеты, мини-книжки, альбомы о нашем городе.

Книгой, заинтересовавшей наших детей, стала книга Ю.Магалифа «Приключения Жакони».Это книга из нашего с Вами детства. После ее прочтения дети вместе с родителями создали с помощью разных техник и материалов Жаконю- главного героя этого произведения. Так в группе появилась коллекция  игрушек «Наш друг-Жаконя».Работы детей участвовали в областном конкурсе по произведениям Ю.Магалифа (игрушки-Жакони) (диплом лауреата).

Большую помощь в реализации проекта оказала областная детская  библиотека им.А.М. Горького. Мы совершали тематические экскурсии, где познакомились с большим разнообразием книг С.М.Белоусовой, Е.К.Стюарт, П.П. Ершова и творчеством других сибирских писателей, в библиотеке проводились литературные квесты и интерактивные путешествия с героями произведений.

Итоговые мероприятия проекта:

- совместные с родителями творческие вечера и мини-викторины «Знатоки героев прочитанных книг»;

- конкурсы рисунков («Я люблю свой край!»), развлечения с Городовичком;

- выставка детских рассказов «Мой любимый уголок Новосибирска!», «Моя любимая книга» (именно сибирских авторов).

В группе создана библиотека «Писатели Сибири», где  собраны книги новосибирских писателейС.М.Белоусовой, Е.К.Стюарт, П.П. Ершова.В самостоятельной деятельности по мотивам прочитанных  произведений дети создают рисунки, оформляют мини- книжки.Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, делятся впечатлениями о прочитанных произведениях.

Заключительный этап:

1) определение степени эффективности проведенной работы

2)изучение возможности дальнейшего развития проекта.

Результаты работы по проекту:

1)повысился интерес детей и родителей к художественной литературе сибирских авторов;

2)возродилась традиция домашнего чтения литературных произведений;

3) проект способствовал развитию творческой инициативы и самостоятельности детей, сплочению всех участников образовательного процесса;

4) данный проект создал условия  для обогащения общей культуры личности, развития нравственных и  патриотических качеств дошкольников, любви к родному городу и приобщению к культурному наследию родного края через книгу.

Используемая литература:

1)Материалы библиотеки им. А.М.Горького

2) Воспитание любви к слову, О.Н.Абезина, Издательство «Учитель»,Волгоград,2007 г.

3)Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М.,2004

4) Аксельрод В.Н. «С чего начинается Родина»// Внешкольник,№3,2003.

5) Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г. Нечаевой. М. Просвещение 1984.

6) Ю.М.Магалиф « Приключения Жакони»

7) В.Шамов «Новосибирские сказки»

8) С.М.Белоусов «Вдоль по радуге, или приключения Печенюшкина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание маленького читателя

Как привить ребенку любовь к книге. Наши  советы и рекомендации для тех, кто хочет  воспитать в  ребенке любознательного  маленького читателя....

Консультация для родителей "Воспитываем маленького читателя"

Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютерные игры и многое другое. Что же теряют наши ...

Формирование экологической культуры детей через ознакомление с произведениями сибирских поэтов.

Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей его среды. И никто не может избежать этой глубокой зависимости. Каждый должен прийти к осознанию и принятию ответс...

Консультация "Как заинтересовать детей читать. Воспитываем маленького читателя".

Несколько рекомендаций для родителей как заинтересовать детей читать и любить книгу....

Статья для родителей "Растим маленького читателя"

В дошкольном возрасте маленький читатель делает свои первые  шаги в мир большой литературы. Проводником в этот мир для него становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос? Чему...

«Сибирское разнотравье» Музыкальная сказка для старших дошкольников по мотивам произведения «Кто краше?» сибирского автора Анастасии Калмыковой (публиковалась в «Новом Енисейском литераторе», «Енисейке»)

laquo;Сибирское разнотравье»Музыкальная сказка для старших дошкольников по мотивам произведения «Кто краше?» сибирского автора Анастасии Калмыковой (публиковалась в «Новом Ени...

ГРОМКИЕ ЧТЕНИЯ «ВЕСНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СИБИРСКИХ ПОЭТОВ»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30723595","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Форма и название мероприятия: громкие чтения «Весна в произведениях сибирских поэтов...