Проект на тему: "Приобщение детей к художественной литературе через "книжки-малышки"
проект (младшая группа)

Милохова Елена Петровна
Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Вспоминая детство, старшее поколение вспоминает: «Мне всегда читали! Читали родители, а бабушка рассказывала сказки». Работая с трехлетними детьми, в ходе беседы о сказках, рассматривании к ним иллюстраций с горечью обнаруживаешь, что многие дети не знают самых простых, наших русских народных сказок. Я выяснила, что большинство родителей не читают детям сказок по ряду причин: недостаточно времени, считают, что дети еще слишком малы, но основная причина – зачем читать, когда можно посмотреть. Да, в наш век информацию можно получить из других источников – телевизор, интернет. Постепенно книга как таковая отошла в тень. И я решила организовать проект, с целью приобщения детей к художественной литературе, через изготовление «книжки – малышки» совместно с родителями на любую тему.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knizhka-malyshka_v_mladshey_gruppe.docx56.88 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                  Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык»

                           городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

                                       

  Педагогический проект

на тему:

«Приобщение детей к художественной литературе

через изготовление «книжки-малышки»

для младшей группы №12

                                                                                                 

                                                                                                 Подготовила:

                                                                     Милохова Елена Петровна

                                            воспитатель

                                                                                        высшей квалификационной категории

                                             

                                                            2021-2022 учебный год

                                     

Содержание проекта  

       Введение

1      Актуальность проекта  

  1.    Проектная идея

1.2    Краткая характеристика проекта

1.3    План реализации проекта        

2.      Практическая часть

2.1    Продукты проекта

2.2    Ожидаемые результаты

3.      Вывод

         Список используемой литературы      

         Приложение          

                                                 

                                               Паспорт проекта

Наименование проекта

«Приобщение детей к художественной литературе

                 через книжки-малышки»

Тип проекта

Коллективный.

По составу участников проект

Комплексный (воспитанники– воспитатель – родители (законные представители)

По количеству

Групповой (26 воспитанников) 

По продолжительности проект

Краткосрочный.

Срок реализации проекта: 18.10.2021-29.10.2021г.

По характеру контактов проект

Внутри Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

По характеру участия воспитанника  в проекте

Участник от зарождения идеи до получения результата

По содержанию

Интегративный

По виду проект

Познавательный, творческий, семейный.

Организация

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение  Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Заведующий

Кудратова Алия Амировна

Разработчик проекта

Милохова Елена Петровна (воспитатель)

Участники проекта

Воспитанники, воспитатель, родители (законные представители).

Степень распространения проекта

Данный проект адресован воспитанникам, педагогам дошкольных    образовательных учреждений, родителям.

Объект проекта

Приобщение детей к художественной литературе

                 через книжки-малышки

Предмет проекта

Предметом проекта является речевое, художественно-эстетическое воспитание детей.

Гипотеза проекта

Если обратить внимание детей и родителей на книги, через совместное творчество, то это поможет развивать интерес к книге, к ее чтению,  дети более бережно  и аккуратно будут относиться к книгам.

Методы исследования

        

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе используются  методы и приемы: игры, беседы,  чтение и обсуждение произведений художественной литературы, продуктивная деятельность.

Место исследования  

Групповая комната.

Цель проекта

Формирование у детей интереса к детской книге через познавательную и творческую деятельность путем создания книжки-малышки.

   Задачи проекта

Задачи для детей:

-Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы;

-формировать умение рассматривать книжные иллюстрации, соотносить их с текстом произведения;

- развивать речь детей, активизировать словарь;

-воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на воображаемые события;

-воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.

Задачи для педагога:

-Обогащать развивающую предметно-пространственную среды группы;

-объединять родителей и детей в совместное книгоиздательство, творческую деятельность.

-проводить беседы, игры, консультации, подобрать литературу.

Задачи для родителей:

-Обогащать родительский опыт приёмом взаимодействия и сотрудничества с ребёнком.

-принимать участие в реализации проекта, жизни группы.

Руководство проектом

Подготовку и проведение проекта «Приобщение детей к художественной литературе через книжки-малышки» осуществляет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Шатлык» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

1.       Определение темы, цели и задач, содержания проекта.
Прогнозирование результата. Организация взаимодействия родителями воспитанников.

2. Обсуждение с родителями темы проекта, этапов его реализации.

3. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
   4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, скороговорки и чистоговорки; книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, детские журналы.

Основной этап

Содержание деятельности родителей:

1.  Помощь педагогам в наполняемости центров активности предметами и материалами по теме, проходящим в процессе реализации проекта.
2. Участие в продуктивной деятельности и оформление выставки в группе.

    Содержание деятельности педагога:

1. Чтение художественной литературы, рассматривание книг, изучение материалов из чего сделана книга, какие рисунки.

2. Стимулирование детей к экспериментальной деятельности по изготовлению собственной книги. Совместная деятельность детей с родителями.

3. Проведение запланированных мероприятий в рамках проектной деятельности по теме.

Заключительный этап

  1. «Книжка-малышка своими руками».
  2. Оформление выставки «Книжка-малышка».

                                           Введение

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.

С. Маршак говорил: «Есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и воспитать. Ребенок, приученный к книге, обладает бесценным даром легко входить в содержание услышанного или прочитанного и проживать его».

Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и так длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Ребенку необходимо «увидеть» главный персонаж, понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы этих поступков, причины переживаний. Важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение.  Книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.

 Наша задача - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

1. Актуальность

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Аудио, видео, компьютерная технология, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу.  Отсюда следует, что у детей отсутствует интерес к чтению, к художественной литературе. Потом родители, не осознавая свою родительскую ошибку говорят, что их дети не хотят учится читать. Только при живом общении происходит становление личности и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций, нежелание учится читать книгу и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.

Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Вспоминая детство, старшее поколение вспоминает: «Мне всегда читали! Читали родители, а бабушка рассказывала сказки». Работая с трехлетними детьми, в ходе беседы о сказках, рассматривании к ним иллюстраций с горечью обнаруживаешь, что многие дети не знают самых простых, наших русских народных сказок. Я выяснила, что большинство родителей не читают детям сказок по ряду причин: недостаточно времени, считают, что дети еще слишком малы, но основная причина – зачем читать, когда можно посмотреть. Да, в наш век информацию можно получить из других источников – телевизор, интернет. Постепенно книга как таковая отошла в тень. И я решила организовать проект, с целью приобщения детей к художественной литературе, через изготовление «книжки – малышки» совместно с родителями на любую тему.

1.1 Проектная        идея.

Идея разработки проекта возникла с целью приобщения детей к художественной литературе, так как на сегодняшний день у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературе в связи с развитием компьютерных технологий.

1.2 Краткое содержание проекта.

Наименование проекта: «Приобщение детей к художественной литературе через книжки-малышки»

По продолжительности проект: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 18 октября 2021г – 29 октября 2021г.

По виду проект: познавательный, творческий, семейный.

Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.

Гипотеза проекта: Если обратить внимание детей и родителей на книги, то это поможет развивать интерес к книге, к ее чтению, к сотворчеству взрослых и детей, дети будут более бережно относиться к книгам.

Цель проекта: Формирование у детей интереса к детской книге через познавательную и творческую деятельность путем создания книжки-малышки.

Задачи проекта:

Задачи для детей:

-Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы;

-формировать умение рассматривать книжные иллюстрации, соотносить их с текстом произведения;

- развивать речь детей, активизировать словарь;

-воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на воображаемые события;

-воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.

Задачи для педагога:

-Обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы;

-объединять родителей и детей в совместное книгоиздательство, творческую деятельность.

-проводить беседы, игры, подобрать литературу.

Задачи для родителей:

-Обогащать родительский опыт приёмом взаимодействия и сотрудничества с ребёнком.

-принимать участие в реализации проекта, жизни группы.

             

Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный этап
  • Основной этап
  • Заключительный этап

 

 1.3 План реализации проекта.        

п/п

Мероприятие

Цель

Ответственные

Сроки проведения

                                   1 этап-подготовительный

1

2

3

4

Подбор методической литературы, наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, подбор информации для родителей.

Разработка тем и содержания бесед, ООД, игр, подбор художественной литературы по теме проекта, поисковая работа по подбору иллюстративного материала: чистоговорки; книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, детские журналы.

Рассматривание иллюстраций по сказкам.

Обсуждение с родителями темы проекта, этапов его реализации.

Создание условий для демонстраций, и практической деятельности Изучение литературы по теме проекта.

 

Вовлечение  родителей  в  педагогический   процесс  детского сада.

Педагог

Педагог

Педагог,

родители

Октябрь

                                                    2 этап-основной

1

2

3

4

5

6

7

Беседы с детьми (с рассматриванием иллюстраций): «Какие быват книги», «Что я знаю о книгах».

Чтение произведения В.Г. Сутеева «Кто сказал Мяу», чтение и слушание русских народных сказок, чтение стихотворений.

Отгадывание загадок про книгу.

Чтение скороговорок и чистоговорок.

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови сказку», «Моя любимая сказка», «Книжкина больница», строительная игра «Теремок»

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Раскрашивание героев сказок, рисование «Дорожка для колобка», самостоятельная лепка «Колобок», ООД «Книжки-наши друзья»

Рекомендации для родителей по домашнему чтению, по оформлению домашней детской библиотеки, беседы с родителями роль чтения в вашей семье, прививаем к детям любовь к чтению

Дать представление о книге, из какого материала книга.

формирования интереса к художественному произведению.

развитие речи, мышления, активизация словаря, навыков конструирования, воспитание бережного отношения к книгам.

 

развитие ролевого диалога

расширение знаний о книге, развитие мелкой моторики.

повышение компетентности родителей в воспитании детей.

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Педагог

Октябрь

                                             3 этап-заключительный

        

1

2

«Книжка-малышка своими руками».

Оформление выставки «Книжка-малышка».

Изготовление книжки-малышки, обогащение родительского опыта приёмом взаимодействия и сотрудничества с ребёнком.

Педагог

Октябрь

                                  2. Практическая часть.

         В ходе реализации проекта на первом этапе (подготовительном) проводился сбор художественной литературы по теме: подобраны сказки, стихотворения, скороговорки и чистоговорки, дидактические игры, проводилась беседа с родителями о предстоящем проекте, с целью изготовления книжки-малышки, привлечения родителей к оформлению выставки. Работа с воспитанниками проводилась с учетом образовательных направлений: познавательное, социально-коммуникативное, речевое. физическое, художественно-эстетическое.  На основном этапе проводилась организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Книжки-наши друзья», рассматривали иллюстрации книг, детских журналов, читали произведение В.Г. Сутеева «Кто сказал Мяу», читали и слушали русские народные сказки,  стихотворения. проводились дидактические игры «Чудесный мешочек», «Назови сказку», «Моя любимая сказка», «Книжкина больница», проводилась строительная игра «Теремок» после чтения сказки, сюжетно-ролевая игра «Семья», с целью развития ролевого диалога. Раскрашивали с детьми героев сказок, рисовали «Дорожку для колобка», самостоятельно лепили «Колобка». Проводились беседы с родителями на тему: роль чтения в вашей семье, прививаем к детям любовь к чтению, даны рекомендации для родителей по домашнему чтению, по оформлению домашней детской библиотеки.

           Продуктом проектной деятельности являются книжки-малышки, сделанные своими руками по любой тематике в совместной деятельности дети-родители. Была оформлена выставка «Книжка-малышка»

             

 

2.1 Продукт проекта.

1. «Книжка-малышка своими руками».

2. Оформление выставки «Книжка-малышка».

  1. Ожидаемые результаты.

В процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:

Дети:

-познакомятся с различными книгами;

-повысится интерес детей к изготовлению книжек-малышек;

-научатся совместно с родителями, изготавливать книжки-малышки;

-научатся рассматривать книжные иллюстрации, соотносить их с текстом произведения, слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события, бережно относится к книгам;

- активизируется словарь детей;

-разовьется навык аккуратного обращения с книгой.

         Педагоги:

-сформированное у детей представление о роли книги в жизни человека, устойчивый интерес к чтению;

     -знакомство детей с различными жанрами книг;

     -обогащение детско-родительских отношений;

     -воспитание у детей бережного отношения к книге.

        Родители:

-участие семьи в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;

    - совместное чтение с ребенком художественной литературы;

-создание «книжек-малышек» совместно с детьми;

-повышение активности родителей в совместной деятельности с детьми в детском саду.

                                                   3. Вывод

 Проект был реализован. Дети стали бережнее обращаться с книгами, у них появился интерес к художественной литературе, к рассматриванию книжек, рассказыванию по картинкам сюжетов сказок. Участие детей, родителей и педагогов в проекте позволило обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить речь и активизировать словарь детей, дети стали аккуратнее пользоваться с книгой, начали приносить свои любимые книги из дома для чтения.

Я пришла к выводу, что значительную часть образовательной работы  организовывать одновременно с детьми и родителями. Возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения эффективных результатов. К сожалению не все родители смогли принять участие в реализации проекта. Я думаю продолжать целенаправленную, совместную работу с родителями и детьми. Участники проекта получили массу удовольствия и хорошее настроение. 

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. В,В, Гербова «Развитие речи 3-4 лет»
  3. О.С Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»
  4. И.С. Жигалова «Сделаем книжку своими руками.

             Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                        Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык»

               городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

                                          

                                   Конспект

                     организованной образовательной деятельности

                         по ознакомлению с окружающим миром

                                     «Книжки-наши друзья»

                                    для младшей группы №12

                                       

                                           

                                              Подготовила:

                                                                                               Милохова Елена Петровна

                                          воспитатель

                                                                                        высшей квалификационной категории;

                                                                                   

                                                 2021-2022 учебный год

Цель: воспитание любви к книгам.

Задачи:

- Расширять представление детей о книгах;

- Формировать навыки умения обращаться с книгой.

- Прививать уважение к труду людей, которые трудятся над изготовлением книги (лесорубы, писатели, художники-иллюстраторы, рабочие типографии).

- Развивать познавательную активность детей.

- Формировать навыки умения обращаться с книгой.

- Развивать речь, активизировать словарь, умения выполнять движения в соответствии с текстом;

- Воспитывать аккуратность к книгам бережное отношение к книгам.

Материалы: книги с известными сказками для детей 3-4 лет, клей, скотч для склеивания книги.

                                                   

                                                  ХОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень увлекательное занятие, речь на пойдёт о предмете, которым мы все очень дорожим. Хотите узнать, что это?

Воспитатель: Сначала отгадайте загадку, которую я вам загадаю:

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает?

(Книга)

Воспитатель: Мы сегодня с вами пойдем в книжный уголок и рассмотрим  там книги. Посмотрите, сколько книг у нас, все книги красивые, в них яркие и интересные картинки, все книги разные, книжки-малышки, книжки-игрушки, сказки, рассказы, стихи.

Воспитатель: Скажите, а из чего сделаны книги?  (Книги сделаны из бумаги)

Воспитатель: Что еще делают из бумаги?  (Альбомы, салфетки, раскраски)

Воспитатель: Знаете ли вы, из чего сделана бумага? (Из дерева)

Воспитатель: Правильно. Жизнь книги начинается в лесу. Рано поутру в лесную чашу шагают лесорубы. Они умело спиливают деревья бензопилой, но только те, которые разрешены специальной службой — «Охрана природы». На помощь лесорубу приходит машина - вездеход. Он тянет тяжелый груз к реке. Река - самая просторная дорога для леса. Точно большие рыбины, плывут по ней бревна к комбинату. На комбинате бревна распиливают, измельчают в опилки, варят из них «тесто», из которого получают бумагу, а машины скатывают ее в большие рулоны. Но бумага-это еще не книга, ее надо написать. Для этого нужны особые способности. Подскажите, кто пишет книги? (писатели). Труд их сложный. Недаром на обложке книги стоит фамилия ее автора. Но, что за книги без картинок? Кто их рисует? (художник-иллюстратор) Писатель и художник часто работают вместе. Материал, подготовленный, этими талантливыми людьми поступает в типографию, где печатные машины, которыми грамотно управляют рабочие типографии, отливают листы, книги сшивают в переплет и одевают в обложку. Потом эти книги развозят по магазинам, где люди смогут их купить. Вот какой, ребята, нелегкий путь проходит книга.

Воспитатель: Сейчас, ребята, поиграем в игру «Открывай скорее книжку»

Открывай скорее книжку!                                           

В книжке мошка, мышка, мишка,                                        

В книжке мячик круглый бок,

Вверх, вниз, прыг, скок.

В книжке зонт, открой и пой,                                     

Дождик льёт, а ты сухой!                                           

Киска в книжке близко – близко                                

На цветной картинке киску

Долго глажку я рукой –

Ведь у киски мех такой

 (Развести руки в стороны по тексту, на слова вверх-вниз прыг скок прыгают, поднять руки вверх над головой (зонт), пальчиками по коленям, поглаживание рук)             

Воспитатель: Теперь давайте поиграем в игру «Да-нет». Я называю утверждение, если вы с ним согласны, говорите «да», а если не согласны говорите «нет».

  1. Колобок из сказки «Теремок» (нет).
  2. В сказке «Теремок» есть заяц (да).
  3. В сказке «Репка» лиса вытащила репку (нет).
  4. Яичко было серебряное в сказке «Колобок» (нет).
  5. В сказке «Три медведя» в дом медведей пришла Машенька (да).

Воспитатель: Какие молодцы, всё знаете.

Воспитатель: Ой ребята, посмотрите, все книжки, красивые, а эта порвана:

-Заболела эта книжка,

Изорвал ее братишка,

Я больную пожалею,

Я возьму ее и склею.

Воспитатель: Ребята, бумага очень непрочный материал. Бумага очень легко рвется. Скажите, как можно отремонтировать книжку, которая порвалась? (Ее нужно подклеить)

Воспитатель: (Воспитатель подклеивает книгу. Показывает отремонтированную книгу, спрашивает, как надо обращаться с книгами, чтобы они всегда были красивыми и чистыми).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень внимательно слушали о том, какой нелегкий путь проходит, книга. Сколько людей трудится над тем, что бы книга была интересной и красочной. Труд этих людей нужно ценить, книжки нельзя рвать, брать книги нужно чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр, после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.

Воспитатель: Ребята, что вам  понравилось на нашем занятии?
-А кому вы об этом расскажете?
Сюрпризный момент: (подарок из сказки-книга).


Рекомендации родителям по организации домашнего чтения.

     Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют больше возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. В таком случае чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому времени малыш настраивался на восприятие книги. Всегда найдется 15-20 минут, чтобы прочитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затемненной комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Как бы ни понравилась книга ребёнку, надо дать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книгой и как сосредоточенно он будет её слушать и рассматривать. Конечно, речь идёт об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком (мамой, папой, бабушкой, дедушкой), он то отключается, то слушает вновь. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе рассказать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.

Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требую читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герой, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать сказки и рассказы, делать к ним рисунки.

Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребёнка:

 1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребёнку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крышка для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания убирайте книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребёнка, он наслаждается напевностью русского языка, ритмом стиха. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто слушать.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки, старайтесь передавать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.

6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Конечно, для этого родителям надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребёнку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

7. Читайте книги всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать его личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку.

Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для

ремонта: бумага, клей, ножницы. Найдите время и помогите ребёнку чинить книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый рас раскрывая что-то новое. Как этого достичь? Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

                   

                «Детская домашняя библиотека» 

                                     (рекомендации родителям)

  Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотеку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

   Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?». А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

   В связи с этим весьма внимательно и разборчиво отнеситесь к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации.

Как же вызвать у ребенка желание читать, стать начитанным?

Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей         могут войти издания, казалось бы, не предназначенные для них. Это могут быть альбомы по искусству, фотоальбомы, иллюстрированные издания, рассматривая которые, ребенок получает толчок к познанию.  

  Какие же книги могут увлечь ребенка? 

  Назовем основные группы таких книг.

1.     Сборники фольклорных песенок-потешек разных народов мира

Это могут быть стихи в переводе Маршака, Токмаковой, Чуковского, иллюстрированные классиками отечественной книжной графики – Васнецовым, Конашевичем и др. Ребенок много раз будет просматривать эти книги, привлеченный радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз произведение, будет играть в «чтение», водя по строчкам пальцем и наизусть произнося тексты, собранные под одной обложкой. Ценность таких сборников заключается еще и в том, что ребенок незаметно вбирает в себя наследие народной культуры: гуманность, доброту, совершенство художественной формы.

2.     Различные сборники сказок, народных и авторских

Сказка всегда привлекала ребенка возможностью ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, уверится в победе добра над злом.

3.     Книги о животных

книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать и обогащать эмоциональный мир ребенка. Это произведения Толстого, Чехова, Куприна, Пришвина, Перовой, Чарушина. Не бойтесь детских слез, пролитых над книгой- эти слезы, станут залогом человечности и уважения ко всему живому.

4.     Веселые книги

Не будем забывать, что смех – это интеллектуальная радость ребенка. Не будем лишать детей такого «витамина роста», как детские стихи с парадоксами и небывальщиной. Прежде всего это стихи классика жанра поэзии абсурда Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Марины Бородицкой. С восторгом воспринимают дети произведения Виктора Драгунского, Николая Носова. Успешнее всего литературное воспитание проходит на фоне радости, удовольствия, игры.

5.     Научно-популярные энциклопедии по всем отраслям знаний

6. Альбомы по искусству – чтобы дети смотрели, наслаждались репродукциями картин великих художников, вдыхали запах типографской краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.

Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребенка таких черт, как аккуратность, стремление к порядку.

 

Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушить ребенку, что детская библиотека — это не совокупность случайных книг, но и часть души собирателя библиотеки.

 

                   Конспект беседы с детьми: «Какие бывают книги?»

Цель: Развитие устойчивого интереса к книге, к её оформлению, иллюстрациям, обогащение представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений, закрепление правил культурного обращения с книгами.

Ход:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,

не рубашка, а сшита,

не человек, а рассказывает?

У каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает. А какую последнюю книгу прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.) Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги. Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг! Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются. (На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги).

Воспитатель:

- Для чего же нам нужны книги?  (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что-то новое).

- Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые

расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки).

Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить.

- Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, помять и т. д.).

- Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги,  если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо.Хочу такой сайт

Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы правильно обращаться с

(дети называют и демонстрируют основные правила)

- Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется. Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких обложек).

- Ребята, если оставить все книги на столе, то нам будет трудно быстро найти ту, которую захочется почитать. (На полочках в книжном уголке).

По содержанию книги можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи. Расскажите мне, какие вы читали книги: о природе? стихи? сказки? рассказы? (Ответы детей.)  Давайте расставим все книги на полки. Все сказки поставим на эту полку. Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений? В сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники.

(Ставим сборники сказок на одну из полок)

- А на эту полку мы поставим рассказы. Чем же они отличаются от других

произведений?  В рассказе говорится о том, что случилось в жизни, или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Рассказ можно придумать о чём угодно.

-А какие произведения будут стоять на третьей полке? Конечно, это сборники стихов. 

 Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни, расставили их по местам, вспомнили жанры

произведений и закрепили правила пользования книгами.

Конспект беседы: «Что я знаю о книгах»

Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам. Развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям; определять знакомые книги и сказки.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, вы любите, когда вам читают книжки? Кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где же они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. Сегодня мы с вами будем говорить о книгах. Как вы узнаете, что это книга? Давайте сравним ее с листами бумаги (сравниваем книгу). Есть обложка, есть рисунки, которые называются иллюстрации, есть страницы, есть размер. А где можно найти книги? (магазин, библиотека). Я каждый день вижу, кто из вас любит книги, кто умеет с ними обращаться бережно, аккуратно. А ведь умные люди уже давно сказали: «Книги – это лучшие друзья»! В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.

Физкультминутка.

Как живешь?

Вот так! Показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх.

Как идешь?

Вот так! Маршировать.

Как бежишь?

Вот так! Бег на месте.

Ночью спишь?

Вот так! Ладони соединить и положить на них голову (щекой).

Как берешь?

Вот так! Прижать ладонь к себе.

А даешь?

Вот так! Выставить ладошку вперед.

Как дела? Вот так! Показать большие пальцы вверх.

Воспитатель: Какие стишки и сказки знаете? А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирогами.

Провела его малышка, будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка. Это (Маша и медведь).

Воспитатель: Найдите эту книжку в нашем книжном уголке и покажите.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

(Колобок)

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый волк.

(Волк и семеро козлят)

Воспитатель:  Давайте мы с вами поиграем.

Игра-разминка «Ровным кругом»

Как бабушка Колобка стряпала? (показывают движения)

Как Машенька в лесу грибочки собирала?

Как дед Репку из земли тянул?

Воспитатель: Самая умная книга – энциклопедия! В ней можно найти ответы на самые разные вопросы: Почему солнце светит? Куда уплывают облака? Зачем ежику нужны иголки? и т.д. Ребята, а можно ли в этих книгах рисовать? Конечно, нет! Для этого есть специальные книги-раскраски. Воспитатель рассказывает детям: о чем пишут в книгах (сказки, о природе, стихи, рассказы).

Воспитатель: Во все времена люди ценили и берегли книги. Родители передавали книги своим детям.

Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили? Кто лучшие друзья человека?

-75%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча на тему: "Приобщение детей к художественной литературе"

Возможно пригодиться и педагогам других возрастных групп...

методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"

методическая разработка на тему"Приобщение детей к художественной литературе через сказку"...

Презентация на тему „Приобщение детей к художественной литературе“

Презентация на тему  „Приобщение детей к художественной литературе“ Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодии н...

Паспорт проекта на тему "Приобщение детей к художественной литературе через сказку".

Знакомство  с  литературой  у  ребенка  начинается  со  сказок,  которые  сопровождают  его  все  детство  и  остаются  с ...

проект на тему: «Приобщение дошкольников к художественной литературе через сетевое взаимодействие ДОУ с детской библиотекой»

laquo;Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»....

Мастер-класс для родителей на тему: «Приобщение детей к художественной литературе по средством пальчиковых игр"

Мастер-класс для родителей  на тему: «Приобщение детей к художественной литературе по средством пальчиковых игр"...

Проект «Читаем вместе» (приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок) Вторая младшая группа

Проект направлен на познание детьми через сказку двух бесценных миров - своего собственного внутреннего и внешнего окружающего....