Профессиональный стандарт педагога : компетенции и действия
статья (средняя группа)

Бутская Наталья Андреевна

 Профессиональный стандарт  отражает структуру

деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного

образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими

компетенциями, призванными помочь  в решении новых стоящих перед ним проблем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 33.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Профессиональный стандарт педагога : компетенции и действия

Автор :Бутская Наталья Андреевна

ГБДОУ№45 Адмиралтейского района

Воспитатель

Профессиональный стандарт это основа содержащая совокупность личных и профессиональных компитенций.

Меняется мир, изменяются дети что в свою очеред, выдвигает новые требования к

квалификации педагога-воспитателя. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не

учил.Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно

повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в

центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы  профессиональный стандарт одновременно повышает

его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации,

предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура

постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта.

Различаются не только уровни квалификации, но и те условия в которых они

осуществляют свою профессиональную деятельность.

Потребуетя  совокупность творческих усилий учителей,воспитателей, родительской

общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе

консенсуса.

Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального

стандарта педагога заложено в процесс его разработки, начиная с широкого

обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над

профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы

государственно-общественного управления.

· Профессиональный стандарт  отражает структуру

деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного

образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими

компетенциями, призванными помочь  в решении новых стоящих перед ним проблем.

· Стандарт выдвигает требования к личностным качествам воспитателя, неотделимым от его

профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне

зависимости от их склонностей, способностей,  особенностей развития, ограниченных возможностей

Главными критериями хотелось бы выделить:

1. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

2. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и

обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

3. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

4. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности

различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и

т.д.).

5. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,

половозрастных и индивидуальных особенностей.

6. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые

общности учащихся, их родителей и педагогов.

7. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их

заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

8. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и

специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

9. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе,группе поддерживать в детском

коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

10. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в

конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

11. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой

положительный вклад.

Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей,

особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная

установка на оказание помощи любому ребенку.

Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с

особенностями их развития.

 Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

 Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума.

Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального

развития ребенка.

 Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционноразвивающую работу.

 Умение отслеживать динамику развития ребенка.

 Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

 Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств,

психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

 Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий.

Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметноманипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и

самостоятельную деятельность дошкольников.

 Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и

личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

 Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми

раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

 Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и

другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей

развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

 Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда,

дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или

детьми с особыми образовательными потребностями.

 Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды,

обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая

эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации

Новые компетенции педагога- воспитателя:

Организация образовательного процесса в соответствии с

ФГОС дошкольного образования;

Участие в разработке Программы развития ДОУ

Работа в условиях реализации инклюзивного образования;

Освоение русского языка детьми, для которых он не является родным

Готовность учить всех без исключения детей: работа_с детьми, имеющими проблемы в развитии (ОВЗ), детьми- инвалидами, другими социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими серьезные

отклонения в поведении.

Профессиональная компетенция воспитателя - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Основная профессиональная задача воспитателя - создание условий для гармоничного развития детей.

Педагог ключевая фигура реформирования .Как и каждая деятельность  включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, достигнутый результат, отличающиеся своей спецификой.

 Цели работы учителя определяются обществом, т. е. воспмтатель не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений, включение молодежи в существующую систему социальных связей, реализации природных возможностей человека в овладении общественным опытом. Но конкретные задачи, исходящие из цели, воспитатель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Таким образом, цель педагогической деятельности всегда социально задана в конечном результате (есть определенный стандарт, как писал А. С. Макаренко, в понимании того, кого мы должны воспитать) и нестандартна по задачам в конкретных педагогических действиях. Уже это обстоятельство требует от педагога творческих решений, умения видеть цели, сопоставлять их с реальной конкретной обстановкой.

 Управление деятельностью другого человека (воспитанием, обучением) сложно потому, что цель педагога всегда объективируется в будущем воспитанника. Эта цель близка и понятна учителю, он требует: «Ты должен знать, уметь, делать». В то же время дети живут сиюминутной жизнью, одолеваемые проблемами сегодняшнего дня, а будущее для них слишком отдалено. Ш. А. Амонашвили называет это противоречие «основой трагедии воспитания». Педагог живет в современности, а строит будущее. Это сложно. Осознавая это, педагоги-мастера всегда выстраивали логику своей деятельности с опорой на потребности детей. Ш. А. Амонашвили стремится приблизить свою программу деятельности к программе ребенка. Итак, специфика цели педагогической деятельности требует от учителя личностного принятия социальной задачи общества, когда цели общества «прорастают» в педагогической позиции учителя; творческого понимания целей и задач конкретных действий;'умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.

 Объект педагогического труда — человек, «тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности — ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем: Человек — не мертвый материал природы, а активное существо, с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее деятелем который может по разному относиться к педагогическому воздействию, ибо воспринимает его через свой внутренний мир, свои установки.  Воспитатель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это сложно, требует постоянного творческого поиска.  Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т. е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности. В целом современная педагогика, педагогика сотрудничества, направлена на демократизацию отношений в детском садуили школе и стремится к активизации детей к тому, чтобы сделать ребенка соратником, соучастником педагогического процесса. Субъект — тот, кто воздействует на воспитанника,— педагог, родители, коллектив.

 Основной инструмент воздействия на воспитанника— личность педагога, его знания и умения. Если учащиеся не принимают личность воспитателя, критически относятся к его знаниям, поступкам, они воспротивятся его воздействию, Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования педагога. Главные средства воспитания — различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение. Предмет и продукт педагогической деятельности – личность ребенка и ее гармоничное развитие. Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания. «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно» (Л.Н. Толстой).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Предпосылки разработки и внедрения профессионального стандарта в системе образования...

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

1. Тема: «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с профессиональным стандартом педагога».2. Вид проекта: методический.3. По характеру контактов (участники прое...

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»

Проект «Повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога»...

Мастер-класс на тему: «Как воспитателю подготовить себя к работе в условиях действия профессионального стандарта педагога»

Диссеминация  педагогом-мастером своего педагогического опыта работы в аспекте саморазвития на этапе введения профессионального стандарта педагога....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...