ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ «ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»
методическая разработка (младшая группа)

Рыбальченко Марина Павловна

Цели:

1. Педагогическое просвещение родителей по проблемам адаптации детей.

2.  Вовлечь родителей в воспитательный процесс ДОУ.

3. Создание условий для полноценного общения (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№6 «Гнёздышко»

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ

 «ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ

 К ДЕТСКОМУ САДУ – МИФЫ  И  РЕАЛЬНОСТЬ»

Составила: Воспитатель

МБДОУ №6 «Гнёздышко»

Рыбальченко М.П.

п.Ахтарский, 2021

Цели:

1. Педагогическое просвещение родителей по проблемам адаптации детей.

2.  Вовлечь родителей в воспитательный процесс ДОУ.

3. Создание условий для полноценного общения (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

  1. Упражнение  «Здравствуйте » (слайд 1)

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладошки)

Здравствуйте, ножки!

Топ-топ-топ! (топают ножками)

Здравствуйте, щечки!

Плюх-плюх-плюх! (дотрагиваются ручками до щечек)

Пухленькие щечки!

Плюх-плюх-плюх! (осторожно постукивают по щечкам)

Здравствуйте, губки!

Чмок, чмок, чмок! (вытягивают губки вперед и чмокают)

Здравствуйте, зубки!

Цок, цок, цок! (стучат зубками)

Здравствуй, мой носик!

Бип, бип, бип! (дотрагиваются до носика)

Здравствуйте, родители! Привет! (машут рукой)

(автор М. Картушина)

  1. Упражнение «Мои привычки и интересы»

Все мы люди разные, но есть то, что нас объединяет и делает интересными друг другу - это привычки и интересы. Предлагаю  выполнить те задания, которые, по вашему  мнению, отражают ваши собственные привычки и интересы:

* Выйдете в круг и помашите друг другу рукой те родители, кто:

  а) любит спать                                         б) любит сладкое

* Выйдете в круг и прыгайте  на одной ноге те родители, кто:

  а) любят работать на даче                  б) любят рукоделие

*  Выйдете в круг и сделайте пару  приседаний  те родители, кто:

  а) любит тратить деньги                     б) любит путешествовать

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Детский сад... Как много эмоций и чувств заботливых мам и пап спрятано в этом слове! Как много опасений и надежд... Особенно у тех родителей, у которых остались неприятные воспоминания о детском саде из детства.

 Все педагоги знают, что такое детский сад изнутри. Я хочу вам рассказать, что среди родителей витает много мифов по поводу посещения детьми этого учреждения. Предлагаю   рассмотреть некоторые из них.

Миф №1. "Дети в саду постоянно болеют"(Слайд 2)

Отчасти, это действительно так. Правда, болеют. Но есть оговорка: не все и не всегда. 

Если Ваш ребенок впервые пошел  детский сад, то первые полгода-год он действительно может много болеть. С точки зрения психологии – это стресс для ребенка, который ему необходимо пережить. Естественно, что организм "даст сбой". С точки зрения медицины – с инфекциями в таком количестве организм ребенка встречает первый раз. Иммунитету необходимо научится с ними "работать".

Здесь важно то, как протекают болезни. Если процесс проходит относительно легко, не вызывая осложнений, то и беспокоиться не о чем. Малыш обязательно справится!

Если же болезни затягиваются, и каждая простуда оборачивается бронхитом или воспалением легких, то это повод задуматься. Возможно, иммунитет ребенка изначально "оставлял желать лучшего", а стрессовая ситуация усугубила положение. Тогда консультация иммунолога и педиатра необходима.

Возможно, проблемы носят психологический характер. Тогда необходима консультация психолога.

Возможно, причина в повышенной тревожности мамы по поводу адаптации ребенка.

В любом случае родителям важно помнить, что частоболеющий ребенок может стать для них действительно мифом. В том случае, если к адаптации подойти во "всеоружии": закалять ребенка, готовить его "морально", спокойно относится к процессу самим.

 

Миф №2 "Не садовские дети" (дети с тяжелой дезадаптацией)(слайд 3)

Вот уж точно, миф. 

Детский сад - дело вовсе не обязательное. И когда начинаешь глубже копать ситуацию "не садовского" ребенка, то, как правило, понимаешь, что проблемы в том, что родители это так считают. Но давайте на минутку представим, что школьное образование в нашей стране станет не обязательным. Я уверена, что сразу найдутся "не школьные" дети!

Поэтому этот миф вполнеможно назвать  "Не садовские родители". 

Такое встречается часто:

"Вроде как путевку дали, не пропадать же..." 

"Ему со сверстниками надо общаться..."

"Ребенку необходимо общество..."

А когда спросишь маму "А как Вы пережили то, что ребенок пошел в сад? И выясняется, что причина в маминой "неготовности" оторвать от себя ребенка. То есть мама привела для себя важные доводы пользы детского сада. Но внутри у нее все "сжимается в комок" от нежелания отпускать от себя ребенка.

Она не готова! Более того четкого и уверенного осознания того, что ее ребенку нужен сад тоже нет! Особенно если и на работу не нужно торопиться. 

Вот и обслуживает ребенок мамины потребности, не отходит от нее. Сплошная пытка и для мамы, и для малыша, который через определенное время становится "не садовским". Милые мамы!

Если Вы чувствуете, что не готовы отпускать ребенка "в большой мир", но понимаете, что рано или поздно сделать это придется, то необходимо себя "перенастроить".

Вам в помощь психолог, тематические форумы в интернете и специальная литература на данную тематику.

Миф №3. "Ребенок целый день будет плакать без меня"(слайд 4)

Миф.  Может хныкать, периодически разрыдаться, да. Но так чтобы все время навзрыд, нет... Почему?

Мы - воспитатели живые люди. Ваш ребенок в группе - не единственный. Даже при условии, что все дети спокойны - уровень шума в группе очень высокий. Поэтому воспитатели сделают все, чтобы успокоить Вашего малыша: посадят его на колени, будут держать за руку все то время, что требует малыш, смотреть с ним в окошко и ждать маму. 

Хотя плакать ребенок, вероятнее всего, будет. Есть, конечно, единицы, которые не ревут, но в большинстве ...

Особенный треш ждет родителей по утрам. Для малыша момент расставания самый трагичный.

Некоторые детки начинают плакать уже с вечера. Сама фраза "Завтра в садик" вызывает бурю негодования. Уговаривать ребенка хорошо себя вести и прекратить плакать при этом совершенно бесполезно. Лучше посочувствовать - ему, правда, тяжело.

В любом случае, милые родители, нужно усвоить! 

Если уж отвели ребенка в сад - сделайте усилие и начните доверять воспитателям. Они справятся. Обязательно найдут способ успокоить Вашего малыша.

Как правило, 90% ребятишек успокаиваются через 10-15 минут после ухода мамы. Безусловно, в группе он может тихонечко плакать и грустить на стульчике.

Может снова громко разреветься при выполнении некоторых режимных моментов, например, если все дети дружно начнут собираться на прогулку. Нужно дать ребенку право на эти эмоции. Пусть лучше плачет, чем держит в себе. Есть такие слезы, которые нужно выплакать (не помню, кто это сказал, напомните?). Это как раз случай тех самых слез.

Раз уж о слезах говорим.

Слезы по утрам могут наблюдаться еще довольно долгое время. При этом если ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, болеет не больше положенного, у него хороший аппетит, он идет на контакт, то такие слезы - не показатель дезадаптации. Возможно, эти слезы - исключительно "концерт для мамы", возможно, малышу просто сложно переключиться с режима дома на режим сада, возможно, ребенку сложен сам факт того, что мама уйдет. Он имеет право на такую реакцию. Главное - не делать из нее проблемы ни маме, ни воспитателю. И ни в коем случае не стыдить и не ругать за это ребенка!

Миф №4. "В садике ему будет плохо, ведь детей много, а воспитатель один" (слайд 5)

Миф. Хотя поначалу может казаться, что та еще реальность.

На самом деле, первые дни, а может быть, и недели ему действительно будет плохо. Но нужно понимать, что это - лишь острая реакция на стресс. Первые дни ребенку нереально страшно! 

Но рано или поздно сквозь свои слезки малыш увидит, что его никто не кусает, не обижает, а, напротив, пытаются завлечь игрушкой и накормить. Вот тогда - то и можно хлопать в ладоши от радости!  Готово! Теперь с каждым днем все больше он будет видеть то, что в группе вполне интересно. Игрушки совсем другие. Воспитатель с ребятами лепит, рисует, читает им книжки, а еще и в "гости" к ним игрушки разные на занятия приходят. Песни поют, на улице бегают... Понятно думаю, что скучать нет особо времени. Правда, сначала привыкнуть надо...

Миф №5. "К моменту посещения детского сада ребенок должен многое уметь: кушать и пить самостоятельно, озвучивать просьбу, просится на горшок и т.д."(слайд 6)

А вот это утверждение совершенно не миф. Потому что чем самостоятельней ребенок, тем комфортнее ему в незнакомой обстановке. 

Воспитатель для малыша в первые дни - чужая тетя, которую ни он не знает, ни она еще пока не успела с ним познакомиться. Она может просто не заметить того, что малыш стоит в углу и теребит штанишки, так как захотел в туалет.

А вот если мама дома заранее научила ребенка обращаться за помощью, то ему будет гораздо проще. Ведь он знает, что нужно сделать, чтобы его услышали. Отсюда рекомендация всем родителям: учите ребенка озвучивать свои желания!

Когда мама бежит к малышу с тарелкой, стоит лишь ему проговорить невнятное "ням-ням", то просить правильно, так чтобы его слышали, ребенок не научится. И не нужно питать иллюзий на тему "Он у меня шустрый, сам догадается". Может и не догадаться. Адаптация к саду - стресс, и невозможно предугадать, как ребенок на него отреагирует.

Разумеется, умение озвучивать свои просьбы появляется не сразу. У кого как, но примерно с двух лет. Важно учить этому ребенка очень задолго до детского сада, просто так это умение не формируется. 

Я здесь рассмотрела вариант, когда ребенок идет в детский сад в три года. В этом возрасте умение самостоятельно кушать и знание горшка по умолчанию должны присутствовать в жизни ребенка. 

В случае если группа, в которую ходит ребенок, называется ясельной, то самостоятельности малышей учат воспитатели совместно с родителями.

4. Упражнение «Не хочу в детский сад!». (слайд 7)
     А сейчас предлагаю превратиться в своих детей, которым предстоит пойти в детский сад. Нам нужны по три ребенка, родителя и воспитателя. Дети капризничают, плачут. Родителям пытаются оставить ребенка в саду Воспитатели - показывают, как они справляются с трудными ситуациями и успокаивают плачущих детей, которые не хотят идти в детский сад.


Ситуация № 1. «Я куплю тебе слона». 
Ребенок не хочет идти в детский сад, мама (папа) уговаривает его зайти в группу, обещая много подарков и сладостей, которые он купит ребенку, если тот не будет плакать. Воспитатель увлекает ребенка новыми игрушками и книгами и др.


Ситуация № 2. «Долгие проводы…"
Ребенок плачет и отказывается идти в детский сад. Мама (папа), слушая уговоры, остаются с ребенком на 5 минут, затем еще на 5 минут. И так далее… Воспитатель пытается отвлечь ребенка тем, что в группе есть неотложные дела, и что одна она никак с ними не справиться и т.д.


Ситуация № 3. «В детском саду хорошо» 
Малыш плачет навзрыд и не хочет идти в детский сад. Мама (папа) уговаривают его пойти, обращая внимание на позитивные стороны детского сада «В садике много интересных игр и игрушек, ребята соскучились по тебе и хотят с тобой поиграть, воспитатель придумает интересные занятия и тебе будет весело и т.д.». Также родители объясняют ребенку, что им нужно идти на работу, делать дела, а потом они придут за малышом и заберут его домой. Воспитатель отвлекает ребенка интересными игрушками и играми.
После сценок подводятся итоги каждой из них. Какие положительные и отрицательные стороны в данных сценках, какая из сценок более всего способствует благоприятной адаптации детей и др.

5 . (слайд 8-9)Все дети любят играть. Играйте вместе с детьми, танцуйте с ними, прыгайте, пойте, это очень весело и поднимет настроение каждому ребенку.

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять! Жили-были сто ребят!»

Пальчиковая игра «Дарики-комарики»

 Игра – это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.

 Спасибо за участие! (слайд 10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ – МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №6 «Гнёздышко» Воспитатель: Рыбальченко М.П. п. Ахтарский , 2021 г .

Слайд 2

Миф №1. "Дети в саду постоянно болеют" . Не все и не всегда. С точки зрения психологии - стресс для ребенка, который ему необходимо пережить. С точки зрения медицины - инфекции в таком количестве организм ребенка встречает первый раз. Иммунитету необходимо научится с ними "работать". Если процесс проходит относительно легко, то и беспокоиться не о чем. Малыш обязательно справится! Если же болезни затягиваются - то это повод задуматься. В любом случае родителям важно помнить, что частоболеющий ребенок может стать для них действительно мифом. В том случае, если к адаптации подойти во "всеоружии": закалять ребенка, готовить его "морально", спокойно относится к процессу самим.

Слайд 3

Миф №2 "Не садовские дети" ! Детский сад - дело вовсе не обязательное. "Не садовские родители". Такое встречается часто: "Вроде как путевку дали, не пропадать же..." "Ему со сверстниками надо общаться..." "Ребенку необходимо общество..." Милые мамы! Если Вы чувствуете, что не готовы отпускать ребенка "в большой мир", но понимаете, что рано или поздно сделать это придется, то необходимо себя "перенастроить". А на помощь вам может прийти психолог, тематические форумы в интернете и специальная литература на данную тематику.

Слайд 4

Миф № 3. "Ребенок целый день будет плакать без меня". Воспитатели живые же люди! Есть единицы, которые не ревут, но в большинстве ... Утренние расставания - самый трагичный. Момент для малыша Если уж отвели ребенка в сад - сделайте усилие и начните доверять воспитателям. Они справятся. Обязательно найдут способ успокоить Вашего малыша. 90% ребятишек успокаиваются через 10-15 минут после ухода мамы. Может снова громко разреветься при выполнении некоторых режимных моментов, например, если все дети дружно начнут собираться на прогулку. Нужно дать ребенку право на эти эмоции. «Концерт для мамы (папы)» Главное - ни в коем случае не стыдить и не ругать за это ребенка!

Слайд 5

Миф № 4. "В садике ему будет плохо, ведь детей много, а воспитатель один"! Первые дни, а может быть, и недели ему действительно будет плохо. Это - лишь острая реакция на стресс. Первые дни ребенку нереально страшно! Никто не кусает, не обижает, а, напротив, пытаются завлечь игрушкой и накормить. Игрушки совсем другие. Воспитатель с ребятами лепит, рисует, читает им книжки, а еще и в "гости" к ним игрушки разные на занятия приходят. Песни поют, на улице бегают... Нужно дать время привыкнуть.

Слайд 6

Миф № 5. "К моменту посещения детского сада ребенок должен многое уметь: кушать и пить самостоятельно, озвучивать просьбу, просится на горшок и т.д.» Чем самостоятельней ребенок, тем комфортнее ему в незнакомой обстановке. Учите ребенка озвучивать свои желания! Адаптация к саду - стресс, и невозможно предугадать, как ребенок на него отреагирует. Я здесь рассмотрела вариант, когда ребенок идет в детский сад в три года. В этом возрасте умение самостоятельно кушать и знание горшка по умолчанию должны присутствовать в жизни ребенка. В случае если группа, в которую ходит ребенок, называется ясельной, то самостоятельности малышей учат воспитатели совместно с родителями.

Слайд 7

Упражнение «Не хочу в детский сад!». Ситуация № 1. «Я куплю тебе слона». Ребенок не хочет идти в детский сад, мама (папа) уговаривает его зайти в группу, обещая много подарков и сладостей, которые он купит ребенку, если тот не будет плакать. Ситуация № 2. «Долгие проводы…" Ребенок плачет и отказывается идти в детский сад. Мама (папа), слушая уговоры, остаются с ребенком на 5 минут, затем еще на 5 минут. И так далее. Ситуация № 3. «В детском саду хорошо» Малыш плачет навзрыд и не хочет идти в детский сад. Мам (папа) уговаривают его пойти, обращая внимание на позитивные стороны детского сада «В садике много интересных игр и игрушек, ребята соскучились по тебе и хотят с тобой поиграть, воспитатель придумает интересные занятия и тебе будет весело и т.д.». Также родители объясняют ребенку, что им нужно идти на работу, делать дела, а потом они придут за малышом и заберут его домой. 1 . Воспитатель увлекает ребенка новыми игрушками и книгами и др. 2. Воспитатель пытается отвлечь ребенка тем, что в группе есть неотложные дела, и что одна она никак с ними не справиться и т.д. 3. Воспитатель отвлекает ребенка интересными игрушками и играми.

Слайд 8

Пальчиковая игра «1,2,3,4,5!Жили-были 100 ребят» Один, два, три, четыре, пять! Жили-были сто ребят. Все ходили в детский сад Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать, Начинай считать опять.

Слайд 9

Дарики-комарики Дарики - дарики , Дарики - комарики, Вились, кружились, За носик вцепились!

Слайд 10

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового собрания для родителей с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация ребенка в детском саду»

Вашему вниманию представлена методическая разработка родительского собрания "Адаптация ребенка в детском саду".Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установ...

Консультация-тренинг для педагогов «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

Эта консультация-тренинг направлена на помощь педагогу по взаимоотношению с семьями воспитанников. При помощи тренингов воспроизводятся проблемные ситуации, которые возникают у педагогов при взаимоотн...

Конспект родительского собрания с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация детей к детскому саду»

Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания, который может быть полезен воспитателям ранних групп детского сада. Информация об адаптации актуальна для родителей, которые впервые устраива...

Тренинг (игровой) для родителей «Адаптация ребенка в детском саду».

Предлагаемый конспект игрового тренинга способствует  расширению представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.  ...

Тренинг для родителей ДОУ «Легкая адаптация к детскому саду – миф или реальность»

Упражнение «Качества взрослого, которые помогают (мешают) ребенку в период адаптации»....

Тренинг для родителей Адаптация ребенка к детскому саду

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию....