Воспитание дружеских отношений в подвижных играх.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Воспитание дружеских отношений в подвижных играх.

 

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника.

Подвижные игры – наиболее доступный и...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_v_dr._igrah.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

        Воспитание дружеских отношений в подвижных играх.

        Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника.

        Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом,
радостью, весельем, ощущением свободы.

        По определению известного педагога А.П. Усовой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

        Основатель российской системы физического воспитания Ф.Лесгафт писал: “Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами”. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным.

        Я.А. Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе. Исследование Т.С. Блощицыной (1983) было посвящено проблеме формирования взаимоотношений детей и проводилось на основе включения детей в подвижные игры.

        На основе анализа объективной структуры этих игр автор выделяет три типа игр: некомандные, переходные к командным и командные.

        В простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый играющий действует независимо от других, где преобладают индивидуальные действия участников, а на первый план выступает задача подчинения своих действий правилам игры. (Например игры: “Бездомный заяц”, “Салки”…).

        В переходных к командным играм появляются элементы объединения нескольких участников для совместных действий, а так же возможно согласование действий внутри отдельных групп играющих. Вначале участники действуют самостоятельно, но по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных частных задач приходится действовать согласованно. (Например игры: “Волк и зайцы”, “Мышеловка”…).

        В командных играх с наличием противоборствующих сторон соревнование проходит между игровыми коллективами (командами). Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всего коллектива. Поставленная цель достигается, главным образом, согласованными действиями участников. Для определения результата, так как игра имеет соревновательный характер, необходимо судейство. Возрастание степени согласованности действий требует от участников не только психологической перестройки, но и владения навыками более сложных движений, необходимых в коллективной деятельности. Следовательно, содержание игровой деятельности усложняется по мере перехода от некомандных к командным играм. Чем элементарнее отношения между участниками, тем проще содержание игры. (Например игры: “Охотники и зайцы”, “Салки с лентами”).

        Подвижные игры направлены на формирование у детей способов согласования интересов, взаимопонимания, что приводит к успеху, а также представлений об ответственности каждого игрока перед "командой" за правильность своих действий, о необходимости взаимоподдержки, чуткости и отзывчивости по отношению к партнерам. Подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры.

        Социокультурная функция, когда игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь для взрослого. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство — физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс “самости” — самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

        Коммуникативная функция, когда игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.

        В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку выйти из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Например, дети играют в “салки”. Ребенок убегает, чтобы его не осалили, но в то же время он должен рассалить товарища. Иногда сделать это бывает страшно: ребенка ведь могут осалить самого, но, если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он рассалит товарища, то тот потом сможет рассалить его самого.

        Диагностическая функция, когда игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?

        Игротерапевтическая и коррекционная функции.

В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.

        Развлекательная функция. Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм, веселье так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногда вести себя так, как хочется, нарушать запреты Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И, чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.

        Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

        Эмоциональному развитию ребенка способствует использование игр-эстафет.

        Эстафета – это командное соревнование, основанное на выполнении игроками определенного задания, преодолении препятствия и передаче какого-то объекта – символа эстафеты друг другу. Поскольку, эстафета представляет собой соревнование, то ее прохождение способствует активизации эмоционального фона ребенка. Его усиливают еще и физические действия, движения, которые расширяют и углубляют эмоциональное воздействие на организм. Игры-эстафеты организуются таким образом, чтобы активизировать двигательную активность дошкольника и оказать воздействие на его эмоциональную сферу. Следует отметить, что игры-эстафеты применяются для формирования навыков дружеского коллективного взаимодействия дошкольников разных возрастных групп. Это обусловлено нравственным компонентом игры и необходимостью приложения волевых усилий для прохождения эстафеты.

        Игры-эстафеты способствуют:

        -ликвидации замкнутости и закрытости ребенка от социальной сферы; -        формированию навыков коллективного сотрудничества для достижения         общей цели;

        - развитию навыков усвоения информации, команд на слух;

        - формированию товарищеских чувств и основ коллективизма;

        - формированию навыков целеориентированной деятельности;

        - развитию чувства ответственности за свои действия и поступки, оценки         их влияния на других людей, значимости в общей направленности         деятельности;

        - выработке ярких позитивных эмоций;

        - повышению работоспособности организма.
        Данные параметры обуславливают активное применение игр-эстафет в эмоциональном развитии старшего дошкольника, а соответственно и для формирования у детей дружеских связей и отношений.
        Чтобы игра приносила должный воспитательный и развивающий эффект, требуется ее правильная организация. Для развития дружеских отношений между старшими дошкольниками, игры-эстафеты проводятся на основании соблюдения следующих условий:

        Содержание игры должно отвечать возрастным особенностям развития старшего дошкольника, его потребностям и интересам.

        Учет физической подготовки дошкольников при выборе конкретной игры. Вариативность содержания игр и организации игрового действия: разные команды, их комплектации, упражнения, последовательность действий.

        Постепенное усложнение двигательных заданий. Как правило, старшие дошкольники, довольно быстро утомляются. Потому, продуктивность игры зависит от постепенного усложнения заданий и двигательных операций, которые необходимо выполнять. Кроме того, эстафета требует освоения определенных правил. Чтобы их лучше закрепить в памяти ребенка, необходимо их повторять периодически. Работа от простого к сложному обеспечивает это повторение. Учет условий проведения игрового действия. Требуется обратить внимание на то, где проводятся игры, в каких условиях: на улице, в помещении. Если на улице, то, в какое время года и при каких погодных условиях. Если дети будут испытывать дискомфорт в ходе игрового процесса, то эмоциональное восприятие игры будет негативным, а это не окажет положительного воздействия на микроклимат в коллективе и не способствуют созданию дружественной атмосферы. Проведение игр-эстафет актуально в первой половине дня и не ранее чем через полчаса после приема пищи. Завершение игры спокойными физическими упражнениями или интеллектуальными заданиями по теме игры. Проведение анализа игры по ее завершению. Анализ помогает акцентировать внимание детей на ошибках во взаимодействии, проявлении дружбы и смелости детьми, оказании и неоказании помощи товарищам.

        В старших возрастных группах ДОУ применяются следующие варианты игр-эстафет, ориентированных не только на физическое развитие детей, но и активизацию их эмоциональной сферы и формирования дружеских связей и отношений в детском коллективе:

        - «Болото». Участникам игры дают листы бумаги – 2 штуки. Они должны         пройти через условное «болото», наступая на листы т.е. переставляя их         шаг за шагом;

        - «Пройти и не задеть». Данная игра предполагает прохождение         участниками с завязанными глазами мимо каких-то объектов – вдоль         линии. Можно установить кегли или ведра. Необходимо пройти и задеть         минимум объектов;

        - «Сороконожка». Разделение участников на команды. Каждой команде         дается веревка, за которую держаться все участники: становятся друг за         другом в линию. Необходимо одной рукой держать веревку, а другой свою         ногу и скакать на одной ноге до определенной линии, а затем обратно.         Выигрывает команда первая пришедшая к финишу.

        Существует огромное разнообразие игр-эстафет. Главное правило их использования – учет уровня развития дошкольников и воспитание командного духа. Это способствует эмоциональному развитию детей и повышает их желание дружить и взаимодействовать.

        Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности.  Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.

Отмечая действия детей, нарушивших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются, и будут играть лучше.

        В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре»

В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стрем...

"Воспитание дружеских отношений в игре"

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекаю...

консультация для родителей" Воспитание дружеских отношений в игре"

Играя, ребенок "примеряет" на себя социальные роли, учится быть добрым....

Папка передвижка "Воспитание дружеских отношений в игре"

tit.jpg 1.jpg 2.jpg 3.jpghttp://letitbit.net/download/22013.2fbfa951ac3acb8afe15fe5c4208/%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5_%25D0%25B...

Консультация для родителей "Воспитание дружеских отношений в игре ".

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна....

Консультация для родителей "Воспитание дружеских отношений в игре"

Консультация для родителей "Воспитание дружеских отношений в игре"...

Консультация для родителей "Воспитание дружеских отношений в игре. Творческие игры создаются самими детьми. "

Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей....