Доклад на родительское собрание «Первый раз в детский сад - адаптация»
методическая разработка (младшая группа)

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.

 

План проведения:

1. Вступительная часть. Знакомство с родителями;

2. Адаптация детей к ДОУ;

3. Задачи стоящие перед нами в новом учебном году.

4. Выбор родительского комитета;

5. Общие вопросы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МАДОУ «Малиновский детский сад»

Доклад

на родительское собрание

«Первый раз в детский сад - адаптация»

Воспитатели:

Абрахимова Р.М.

Кукузова Е.С.

Ачинский район

п Малиновка

2021г.

Цель: знакомство с родителями своих будущих воспитанников, распространение педагогического опыта, знаний среди родителей.

Задачи: 

  • создать условия для знакомства родителей друг с другом,
  • познакомить родителей с понятиями "адаптация”, "адаптационный период”;
  • помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
  • помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;
  • создание благоприятной атмосферы общения в семье;
  • установление контакта между родителями и педагогами.

Форма проведения – беседа за круглым столом.

План проведения:

1. Вступительная часть. Знакомство с родителями;

2. Адаптация детей к ДОУ;

3. Задачи стоящие перед нами в новом учебном году.

4. Выбор родительского комитета;

5. Общие вопросы.

Подготовительная работа к собранию:

• приглашение родителей на собрание;

  1. Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей первой встрече. Сегодня у нас с вами первое родительское собрание.

Мы расскажем вам о том, чему мы уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что нам еще предстоит узнать.

Сегодня мы выберем родительский комитет для решения важных вопросов в группе.

В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить ещё долгих, пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы.

Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».

Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому предлагаю познакомиться.

Я возьму вот этот волшебный клубок. Он поможет нам узнать друг друга, и представлюсь еще раз. Я передаю клубочек Вам, обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и скажите одно слово о своем ребенке,  например: «Меня зовут …, я мама Таисьи Шестаковой», а затем передайте клубочек следующему.

Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении нескольких лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы с нами согласитесь!

  1. Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Какое счастье!

Ваш малыш подрос!

И многое уже умеет сам:

Играет, ходит, говорит и размышляет.

Пришла пора ребёнка в сад отправить.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот-

Малыш сегодня в детский сад идёт!

Вздыхает мама - как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?

А если плачет – как же быть?

Не хочет больше в сад - но почему?

И что всё это значит!

Что делать? Как же все исправить?

Всех адаптация переживать заставит!

И ваши опасения не случайны. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.

Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Итак, вы привели своих детей в детский сад и у нас с вами одна общая цель сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, познавательным. Следовательно, нам с вами нужно объединить усилия и очень важно наличие взаимопонимания и поддержки.

Сейчас я Вас познакомлю с особенностями адаптации.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Вот изменения, с которыми сталкивается ребенок в детском саду и к которым ему нужно приспособиться:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 4 группы.

Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т. п. они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты.

Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа – немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат и т. д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

В четвёртую группу выделяются дети, которые адаптировались с первого дня и посещают сад с большим удовольствием и посей день.

Проходит время (у каждого свое, и адаптационный период заканчивается). 

Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.

Дорогие родители! Хотелось бы заострить Ваше внимание не нескольких моментах.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку.

Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность, и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.

Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать.

  1. А сейчас мне хочется познакомить вас с задачами стоящими перед нами в новом учебном году. 

Прежде всего:

-формирование навыков общения - активация и обогащение словарного запаса,

-развитие моторики, внимания и мышления,

-совершенствование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

Игра является ведущей деятельностью на данный период.

Мы помогаем формировать умение доброжелательного общения, воспитываем культуру поведения (хорошие манеры, помогаем сформировать чувство сопереживания, сотрудничества)

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

        - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

        - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

        - владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

        - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

        - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

        - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

        - у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

В нашей группе будет 10 занятий в неделю. Это: рисование, лепка, музыкальное, физкультурное, ознакомление с окружающим миром, художественное чтение, развитие речи. Все занятия будут проходить в игровой форме. Каждый день  по 2 занятия по 10 мин. каждое. В течении дня проводятся различные подвижные игры, разучиваются пальчиковые игры и потешки, проводятся индивидуальные беседы с детьми.

Чему мы уже успели научиться.

  • За время адаптации дети стали более общительными,
  • начинают учиться играть вместе, но делиться игрушками не желают.
  • Не все дети знают, где находится их шкафчик, полотенце, горшок, кроватка.
  • Усвоили некоторые правила поведения в группе.
  • Еще не знают, что после того как помыли руки нужно отжать водичку и только потом пойти к своему полотенцу.
  • Практически все дети едят самостоятельно, с небольшой помощью взрослых.
  • Самостоятельно одеваться раздеваться не умеем, учимся.
  • Научились выполнять элементарные поручения, стараются убирать игрушки на определённые места.

Самое главное научить детей самообслуживанию. И в этом процессе Вы должны принять самое активное участие. Часто бывает так, что ребенок в саду самостоятельно кушает, раздевается и частично одевается, но после некоторого пребывания дома приходит в детский сад и мы снова учим его кушать, одеваться и т.д.  А при общении с Вами выясняется, что дома Вы все делали за него потому что так быстрее, удобнее, аккуратнее и т.д

Дайте детям возможность быть самостоятельными, разумеется, соответственно их возрасту.

4.А сейчас перейдем к следующему вопросу - это выбор родительского комитета.

5.Следующий вопрос «О разном».

1. Срок оплаты квитанций, покажите их.

2. О средствах личной гигиены - запасное бельё, расчёски, носовые платки, ничего лишнего в шкафах; вовремя обстриженные ногти.

 Нагрудники, пожалуйста,  приносите  три  нагрудника, не забывайте каждый день забирать стирать;

 Перчатки - не удобно одевать, носите рукавицы.

3. Звоните и предупреждайте о болезни или опозданиях.

Чтобы поставить детей на питание (после болезни) звоните  до обеда предшествующего дня.

5. Игры, игрушки, канцтовары на учебный год.

Рекомендации родителям

Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад.

  1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
  3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
  4. Сообщайте воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
  5. С 4 по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
  6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
  8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.


Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями.

  1. Рассказывайте ребенку , что ждет его в саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
  3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  4. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спине).
  5. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
  6. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
  7. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу. Будьте терпеливы!

Я желаю вам здоровья, мудрости, любви 
и мира в доме, в сердцах и, в наших семьях!

Первый раз в детский сад

Родители всегда переживают сильную тревогу и волнение, когда собираются отдавать ребенка в детский сад. Период адаптации малыша это нелегкое время, как для малыша, так и для его мамы с папой. Но благодаря совместным усилиям родителей и детского сада можно сделать этот процесс легким и менее трав матичным.

Эта страничка - своеобразная памятка-помощь, вам, мамы и папы, соблюдения которой позволит ребенку быстрее привыкнуть к новым условиям, воспитателям и стать членом коллектива.

  1. Режим дня. Постарайтесь заранее (хотя бы за месяц) приблизить режим дня малыша дома к будущим требованиям детского сада. Это касается питания, прогулок, времени сна. Тогда ребенку не нужно будет кардинально перестраиваться с первых дней пребывания в «Солнышке». Приводите в детский сад детей всегда в одно и то же время.
  2. Обращайтесь к воспитателю по имени-отчеству, чтоб ребенок брал с вас пример и быстрее запомнил имя педагога.
  3. Помните о том, что адаптация требует затрат психологической энергии, и даже является стрессом. Поэтому дома постарайтесь создать малышу спокойную обстановку, будьте к нему внимательны. Наберитесь терпения, не ругайте, если он капризничает, не желая идти в сад.
  4. Укладывайте спать детей вечером строго по режиму, чтоб утром ему было легче подниматься.
  5. Одевайте ребенка так, чтоб одежда была удобной, не сковывала движений. Так малыш сможет свободно ходить и бегать, будет меньше уставать. Покупайте только легкую, комфортную обувь, которую просто снять и одеть.
  6. Проверяйте ежедневно содержимое карманов у ребенка, удаляйте из них лишние предметы, чтобы избежать возможного травматизма. Не разрешается приносить в детский сад стеклянные и острые предметы, мелкие детали, таблетки, жевательные резинки.
  7. Надевать на детей ювелирные украшения не рекомендуется, так как ответственности за их потерю детский сад не несет.
  8. Вечером интересуйтесь у ребенка, как прошел его день, что он узнал нового и интересного, чем занимался в детском саду.
  9. Взаимодействие родителей и воспитателей – залог быстрого и беспроблемного привыкания малыша к новым условиям. Обязательно делитесь своими опасениями и претензиями с сотрудниками детского сада. Не боитесь задавать вопросов. Дайте воспитателю максимальную информацию об особенностях и привычках вашего малыша.
  10. Создайте положительный настрой и постоянно подбадривайте его, не показывайте свое волнение и тревогу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «Первый раз в детский сад».

Целью которого является, создание условия для  знакомства родителей друг с другом , знакомство родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания детей....

Конспект родительского собрания "Первые дни в детском саду"

Расширение контакта между педагогами и родителями, повышение педагогической культуры родителей в воспитании детей....

Родительское собрание "Первый раз в детский сад"

18 октября 2017г во 2-й группе раннего возраста прошло первое в учебном году родительское собрание....

Конспект инновационной формы проведения родительского собрания «Первый раз в детский сад» в первой младшей группе

Очень важно дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение; помочь сформиро...

Родительское собрание "Первый раз в детский сад"

Конспект родительского собрания в 1  группе раннего возраста «Первый раз в детский сад»Задачи:Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1, 5 ...

Родительское собрание "Добро пожаловать в детский сад! Адаптация."

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ...