Картотека народных игр
картотека
КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР
Для детей старшего дошкольного возраста
ПО КНИГЕ
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМ НАРОДНЫМ
ТВОРЧЕСТВОМ, Нищева Н., СПб.: Детство-пресс, 2001»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР
Для детей старшего дошкольного возраста
ПО КНИГЕ
«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМ НАРОДНЫМ
ТВОРЧЕСТВОМ, Нищева Н., СПб.: Детство-пресс, 2001»
Подготовила: Кралькина А.С.
№ 1 ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА
Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников – водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря-заряница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила. Ключи золотые, Ленты голубые.
Раз, два – не воронь, А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
№ 2 МОЛЧАНКА
Играющие выбирают водящего, садятся вокруг него и поют: Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки мыли, По-турецки говорили:
– Чаб-чаляби, чаб-чаляби. Прилетели журавли
И сказали всем: «Замри!» первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб. Не смеяться, не болтать, А солдатиком стоять!
Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поют песни, танцуют, загадывают загадки, скачут на одной ноге.
№ 3 В УГЛЫ
В игре участвуют пять человек. На земле рисуют большой квадрат. По считалке выбирается водящий – «мышка». Он становится в середину квадрата, а четверо игроков занимают уголки. Водящему поют:
Мышка, мышка, Продай уголок
За шильце, за мылце, За белое белильце,
За зеркальце! Продолжают просить:
- Мышка, мышка, дай ключи!
- Поди вон! Там постучи! – отвечает «мышка» и командует:
Из угла в угол, Друг за другом – Вон!
Тут же стоящие по углам игроки начинают меняться между собой местами, а «мышка» старается занять оставленный угол. Участник, оставшийся без угла, становится «мышкой», и игра повторяется.
№ 5 ПЧЕЛЫ
Выбирается участник – изображающий цветок. Остальные ребята делятся на 2 группы – сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют:
Пчелки яровые Крылья золотые Что вы сидите?
В поле не летите?
Аль вас дождиком сечет, Аль вас солнышком печет? Летите за горы высокие,
За леса зеленые.
На кругленький лужок, На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа не сумевшие уберечь цветка разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и пожужжать в уши.
№ 6 ЖАВОРОНОК
В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве.
Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.
№ 7 БАБКА ЁЖКА
В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее
«помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу — Раздавила курицу. Пошла на базар — Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться
«помелом». К кому прикоснется — тот и замирает
№ 8 РУЧЕЕК
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так
далее.
Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.
№ 9 ГУСИ-ГУСИ
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси».
«Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
- Гуси-гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой, Не пускает нас домой, Зубы точит,
Съесть нас хочет!
- Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех
«гусей», «хозяйка» говорит ему:
- Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
№ 10 У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ
Правила игры Рисуют два круга. Один- лес, в центре которого кладут ягоды и грибы; другой- деревня. Один из участников изображает
медведя и садится в лесу. Остальные идут из деревни- в лес по ягоды , грибы. У одного в руках корзинка. Все поют: У медведя во бору
Грибы, ягоды беру, Медведь постыл, На печи застыл. Затем окружают
«лес», передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в лес и бросить в корзинку ягоды. Кого медведь в лесу поймает, тот вадит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-13891-1476216373.jpg)
картотека народных игр
материал представляет собой игры, которые можно использовать и в кружковой работе и в ознакомлении детей с народной культурой...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/10/picture-13466.jpg)
картотека народных игр
ИЗБРАННОЕАттестацияЛаборатория гуманной педагогикиЛаборатория одарённостиЛаборатория педагогического мастерстваПсихологические тестыТематические подборки материалов...