Картотека народных игр
картотека

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР

Для детей старшего дошкольного возраста

ПО КНИГЕ

«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМ НАРОДНЫМ

ТВОРЧЕСТВОМ, Нищева Н., СПб.: Детство-пресс, 2001»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_narodnyh_igr.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР

Для детей старшего дошкольного возраста

ПО КНИГЕ

«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМ НАРОДНЫМ

ТВОРЧЕСТВОМ, Нищева Н., СПб.: Детство-пресс, 2001»

Подготовила: Кралькина А.С.

№ 1 ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА

Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников – водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря-заряница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила. Ключи золотые, Ленты голубые.

Раз, два – не воронь, А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

№ 2 МОЛЧАНКА

Играющие выбирают водящего, садятся вокруг него и поют: Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чаю пили, чашки мыли, По-турецки говорили:

– Чаб-чаляби, чаб-чаляби. Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри!» первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб. Не смеяться, не болтать, А солдатиком стоять!

Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поют песни, танцуют, загадывают загадки, скачут на одной ноге.

№ 3 В УГЛЫ

В игре участвуют пять человек. На земле рисуют большой квадрат. По считалке выбирается водящий – «мышка». Он становится в середину квадрата, а четверо игроков занимают уголки. Водящему поют:

Мышка, мышка, Продай уголок

За шильце, за мылце, За белое белильце,

За зеркальце! Продолжают просить:

  • Мышка, мышка, дай ключи!
  • Поди вон! Там постучи! – отвечает «мышка» и командует:

Из угла в угол, Друг за другом – Вон!

Тут же стоящие по углам игроки начинают меняться между собой местами, а «мышка» старается занять оставленный угол. Участник, оставшийся без угла, становится «мышкой», и игра повторяется.


№ 5 ПЧЕЛЫ

Выбирается участник – изображающий цветок. Остальные ребята делятся на 2 группы – сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют:

Пчелки яровые Крылья золотые Что вы сидите?

В поле не летите?

Аль вас дождиком сечет, Аль вас солнышком печет? Летите за горы высокие,

За леса зеленые.

На кругленький лужок, На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа не сумевшие уберечь цветка разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и пожужжать в уши.

№ 6 ЖАВОРОНОК

В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве.

Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

№ 7 БАБКА ЁЖКА

В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее

«помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу — Раздавила курицу. Пошла на базар — Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться

«помелом». К кому прикоснется — тот и замирает

№ 8 РУЧЕЕК

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,

взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так

далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

№ 9 ГУСИ-ГУСИ

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси».

«Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

  • Гуси-гуси!

  • Га-га-га

  • Есть хотите?

  • Да-да-да!

  • Ну, летите же домой!

  • Серый волк под горой, Не пускает нас домой, Зубы точит,

Съесть нас хочет!

  • Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех

«гусей», «хозяйка» говорит ему:

  • Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.

№ 10 У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Правила игры Рисуют два круга. Один- лес, в центре которого кладут ягоды и грибы; другой- деревня. Один из участников изображает

медведя и садится в лесу. Остальные идут из деревни- в лес по ягоды , грибы. У одного в руках корзинка. Все поют: У медведя во бору

Грибы, ягоды беру, Медведь постыл, На печи застыл. Затем окружают

«лес», передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в лес и бросить в корзинку ягоды. Кого медведь в лесу поймает, тот вадит



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных игр

материал представляет собой игры, которые можно использовать и в кружковой работе и в  ознакомлении детей с народной культурой...

картотека народных игр

ИЗБРАННОЕАттестацияЛаборатория гуманной педагогикиЛаборатория одарённостиЛаборатория педагогического мастерстваПсихологические тестыТематические подборки материалов...

картотека народных игр

                                                     ...

картотека народных подвижных игр

описание народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека "Народные приметы" по экологии

приметы на дождь,  на хорошую погоду, на мороз и т.д....