Авторская концепция «Театрализованная игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Коструб Светлана Николаевна
 Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx51.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад №13 общеразвивающего вида Россошанского Муниципального района города Россоши

Авторская концепция

« Театрализованная игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС    

Коструб Светланы Николаевны

Воститателя 1 КК

Россошь

2016

 «Театрализация – это волшебный мир, в котором

ребенок радуется- играя, а играя- познает окружающее...»

                                                                                                  О.П. Радынова

Введение

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому система работы с дошкольниками в основном строится на играх, игровых упражнениях, которые повышают умственную активность, совершенствуют речь, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Однако, работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо строить занятия таким образом, чтобы дети жили в них естественной, радостной жизнью. Для этого я обратилась к театральной деятельности, одному из самых эффективных методов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип развития: развивай играя.

Актуальность опыта.

 Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной игры. Достаточно сослаться на исследования Л. В. Артемовой, А.Н. Брызгаловой. Глубокий анализ театрально-игровой деятельности осуществлен как с точки зрения «преодоление коммуникативной дезадаптации у дошкольников», так и с позиции «развитие мотивации к развитию творчества». Значительные исследования посвящены театрализованной игре «в развитие интеллекта дошкольника», в «своем творчестве ребенок открывает новое для себя». Несмотря на столь многочисленную литературу, посвященную театральной деятельности остается открытым и очень актуальным вопрос об использовании театра в развитии творческих способностей дошкольников. 

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество – это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:

● интегрируется содержание разных образовательных областей;

● создаются условия для познавательной деятельности;

● создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

● формируются коммуникативные качества;

● расширяется социальный опыт.

● развиваются творческие способности.

Цель работы.

 Приступив к работе в МКДОУ детском саду №13, я очень долго наблюдала за детьми своей группы. Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.

Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:

1.     Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

2.     Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)

3.     Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности  педагога и детей в едином педагогическом процессе.

      4.  Способствовать самореализации каждого ребенка через создание  благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

Концепция образовательного процесса через театрализованную игру

1.Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Театр! С этим словом у детей связано ощущение праздника, радости, веселья и, конечно, же сказки, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. И, конечно же, нет детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. И хотя многие воспитатели выстраивают на театрализации свои инновационные методики, театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже давно.

Но, несмотря на, свою «обкатанность», театрализованная игра и сегодня остается не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Более того, педагогика, как в теории, так и в практике до конца не разобралась в подходах к организации театрализованной деятельности в детском саду. На страницах популярных журналов и газет ведется полемика «Вреден ли театр дошкольнику?» - это название статьи А.П. Ершовой, опубликованный в журнале «Обруч» (4 за 1999г.) Автор еще раз подчеркивает опасность использование театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы на показ. Однако, я считаю, несмотря на проблемы, с которыми мы, воспитатели, сталкиваемся в своей работе, театрализация остается самой популярной и увлекательной деятельностью, без нее я не мыслю свою работу с детьми.

Что же такого ценного таит театрализованная деятельность? С моей точки зрения здесь можно говорить об универсальности игровой природы и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Кроме того: эта деятельность интересна всем - и детям, и взрослым, здесь есть общая цель, которая реализуется как в спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.

 Я считаю, что путь к театрализованной деятельности только игровой, то есть спонтанный, свободный, требующий способностей к экспромту и импровизации.

Форма организации театрализованной игры предполагает обыгрывание какой-либо темы, интересной, понятной для всех ее участников. Содержание практически может быть любым - экологическим, математическим, музыкальным и другим. В процессе таких игр в первую очередь развивается способность к невербальному и вербальному общению, что так важно для дошкольников. Именно эти универсальные особенности данной деятельности дают возможность выстраивать на ее основе взаимодействия с детьми разного возраста.

Театрализованная деятельность представляет собой сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся «внутри» нее как исполнители определенных ролей, а не только как зрители, получится, возможно, ощущение проживания другой реальности, другого опыта. Воображение, как волшебная палочка, переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время. В этом ограниченная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Но при этом нельзя забывать, что она может быть не только «лекарством», но и «ядом» как наркотик. Опасно прививать таланты, ждать похвалы и награды за игру. Так же опасно, когда ребенок настолько входит в образ, что пребывает в нем длительное время. С другой стороны, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, педагогической рефлексии, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, для себя я выделила следующие правила:

  1. Человек рожден для добра и любая деятельность должна учить его добру, каждый день, каждый час и на каждом занятии.
  2. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без интереса, увлеченности, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.  
  3.  Театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка, а не на доказательство его творческой  одаренности.                                                                                              
  4.   Педагог чувствует и понимает, в чем ребенок талантливее его,      старается предоставить ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность и пытается многому научиться у детей.
  5. Театрализованная игра направлена не только на переживания положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи - эти ситуации закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни.

Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников ощущений, чувств и эмоций, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских и т.д.).

2.Театрализованная игра – универсальное средство воспитания детей.

Театрализованная игра очень тесно связанна с сюжетно-ролевой игрой и является её разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у ребёнка примерно в трёхлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.

Ребёнок в своём взрослении проходит ряд этапов, и так же поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов. Д.Б.Эльконин называет сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети  берут на себя роли и в обобщённой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители.

Театрализованная игра появляется в определённый период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой игры. Это происходит в тот момент, когда в более   старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых, используют предметы-заменители. Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру. Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правило.. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка.   Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.                                                                                                                                                     Следовательно, продукт детского творчества обладает не объективной, а субъективной новизной. Замечательный ученый педагог Т.С. Комарова под художественным творчеством ребенка понимает «создание ребенка субъективно нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к неизвестному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ». Творческая комбинирующая деятельность дошкольника основана на воображении. Именно при помощи воображения создаются игры ребенка. Они служат отголоском тех событий, которые он видел, о которых слышал от взрослых. Воображение  ребенка гораздо беднее воображения взрослого, следовательно, для того, чтобы развивать детское творчество, нужно заботиться о развитии воображения. Воображение развивается в процессе накопления впечатлений, образных представлений, для этого необходимо давать как можно больше пищи для восприятия. В своей игре ребенок будет комбинировать увиденное и услышанное, претворяя это в образы, взятые из жизни и из книг. Можно ли развивать творческие качества детей? Можно, так как обучения творчества не противоречат друг другу. Путь к развитию творчества - овладение навыками. Ученые считают, что для развития детского творчества важно создавать необходимые условия: предоставлять место для творческих игр детей; создавать  обстановку не насилия, свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию; осуществлять грамотное педагогическое руководство.                                                                                                                      Все театрализованные игры делятся на две основные группы:

1- режиссерские игры

2- игры-драматизации.

      - К режиссерским играм относится настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей. В настольном театре традиционно используются театр игрушки, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды настольного театра: баночный театр, вязаный театр, театр коробочек и другие. К стендовым театрам относят стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе.                                                                                                                                                                                 -К играм-драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли, который при этом может использовать надетые на руку куклы би ба бо или пальчиковый театр, а также элементы костюма .Игра-драматизация является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.. Результаты деятельности дошкольников в игре-драматизации еще не является искусством; однако, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той мере, на сколько это для них доступно, поэтому наблюдаемые достижения дают право рассматривать игру-драматизацию как приближение к художественной деятельности, особенно в старшем дошкольном возрасте.

                                                                                                                                                                                                                           Говоря о театрализованных играх, я понимаю, что в самом этом названии заключен смысл театра как искусства игры.                                                                                                              В детском саду игры и театр существуют не рядом, но одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения. Театр для детей предстает в двух видах - кукольном и драматическом. Кукла выступает как посредник, которому ребенок доверяет. Я считаю, что начинать приобщение детей к театрализованной игре нужно с кукольного театра. Кукольный театр удовлетворяет желание детей познавать мир, отражает его в образах-символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Музыкальное оформление спектакля создает римический, звуковой, художественный строй постановки. Игры-драматизации обычно не требуют специальной подготовленности  играющих, так как чаще всего не преследуют цели поставить спектакль для зрителя. Главным признаком игры является потребность, которой игра отвечает. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. В игре-драматизации сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески по-своему. В любой игре есть возможность драматизации, иначе говоря драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы - у ребенка работает воображение; драматизирую, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии. Вместе с тем, игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что диктует и совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой. В первом случае я заостряю внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Таким образом, появляется спектакль, поставленный силами детей.

3.Своеобразие театрально-игровой деятельности дошкольников.

Театрализованная деятельность в моей работе пронизывает все режимные моменты: включаю её во все занятия, в деятельность детей в свободное время (инсценировки драматизации, концерты и т.д.).  На занятиях включаю театрализованную игру как игровой приём и форму обучения. В занятиях персонажи помогают детям усвоить занятия, умения и навыки. Игровые приёмы, которые я использую на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала.  Так, на занятиях по математике в гости приходит Петрушка, который не умеет считать, и дети объясняют ему правила по математике; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром растениями, а куклы-зверята разыгрывают представление на тему, почему надо беречь всё живое и т.д. Смешной  Карлсон с удовольствием постигает вместе с дошкольниками секреты ухода за своим телом. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы игры.                                                                                            Самостоятельная игра дошкольников возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Чтобы возникала и развивалась полноценная игровая деятельность, необходимо питать впечатления детей. На самостоятельную игру дошкольников в детском саду влияют два существенных фактора: регламентированные занятия взрослых с детьми и свободная деятельность детей и взрослых.  Влияние регламентированных занятий проявляется в отражении, в самостоятельной игре детей того содержания, материала, которые используются в процессе обучения детей. Это рассказы, истории, сказки, которые заинтересовали детей настолько, что им хочется воплотить их в самостоятельной игре.      Детям хочется ещё раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре в теремок, строго соблюдая правила очерёдности появления того или иного персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых.                                                                          Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения., Бурные чувства и переживания толкают детей на немедленное и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведённые игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Они повторяют сюжеты, разыгранные взрослыми на Троицу, на улице плетут венки, обмениваются ими.  Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, а также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. На прогулке предоставляются большие возможности для игрового развития детей. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность  пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Я стараюсь заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк) драматизацией эпизодов знакомой сказки. Всё это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры. В самостоятельную игру детей переносится  то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытывать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.

Немаловажное значение имеет внимание родителей к проблемам их собственных детей. Я привлекаю родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе направленной работы родители проникаются заботой о собственных детях и внимательно относятся к детской игре как к насущной потребности ребёнка, стараются организовать игры дома. В первой младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой.,  в этом возрасте происходит сдвиг в развитии игровой деятельности.  Для насыщения ребенка художественными впечатлениями я очень часто показывала игровые сюжеты, инсценировки с участием персонажей настольного театра , театра мягкой игрушки, на фланелеграфе.  Детям я предоставляю огромный выбор предметов, образцов сюжетных действий с ними, самих сюжетов. Осознание условно игровой ситуации позволяет ребенку постепенно проникать в нее, учиться действовать в ней, а со временем и переживать ее. Ребенок с двух лет стремиться к самостоятельности (самому умываться, одеваться, есть, играть), но постоянное присутствие и поддержка взрослого ему необходима.                                                  Показывая мини-пьески в театре кукол, взрослый передает палитру переживаний через интонацию и через внешние действия героя.   Уже с первых игр я учила детей создавать элементарную предметно-пространственную среду: готовить необходимый игровой материал. Место игры я оборудовала сама, но дети принимали в этом непосредственное посильное участие.  Чтобы развивалась театральная деятельность детей младшего возраста я старалась расширять детские впечатления помимо театрализованных игр-занятий. Много рассказывала о животных, устраивала экскурсии по детскому саду, по территории прилегающих участков для прогулки, для того, чтобы питать жизненные впечатления детей. Эти знания пригодились в игре, расширили детский кругозор, обогатили впечатлениями. Театральная игра позволяет малышу вступить с миром в такие взаимоотношения, в которые он не может вступить сам из-за ограничений возраста.  Дети подросли и они принимают действия взрослого в качестве образца. Именно через театрализованную игру ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Чтобы ролевое поведение детей обогащалось, я давала примеры ролевой игры.     Реплики, диалоги, импровизационные движения - все это может стать хорошей тренировкой для развития игровых умений.

  Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют

. Также театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Надо помнить, что, чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребенок будет отображать его в своих играх.                                                                                                                                                            В четыре-пять лет у детей расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, какого назначение театральных помещений, и с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиши, посильно готовят все необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элемента декораций, костюмы) под руководством взрослого. Мы с детьми обсуждали прочитанные книги, беседовали по просмотренным спектаклям. Беря в работу, какой-либо сюжет, я заинтересовывала детей им.  При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные навыки и умения воспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасте любят играть главные роли. Для того, чтобы не возникало споров, следует определенным образом выстраивать работу над сюжетом. Я выбирала несколько исполнителей главной роли, которые играли по ходу сказки. Так, может быть два колобка, две мышки — этот прием очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты мы с детьми обыгрывали по несколько раз для того, чтобы все дети переиграли их, причем в разных ролях. Разумеется, это делалось на протяжении определенного времени.                                                                                                       Большое место в театрализованной игре детей  имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. В своей работе я старалась идти не только от драматического образа, но и от музыкального: снежинки могут двигаться стремительно или плавно, колобок бежать подпрыгиваю или катиться ровно - все это подскажет музыка. Кроме того, это поможет развивать музыкальные способности детей. Музыкальность - это качество, которое необходимо ребенку, так как оно дает малышу возможность правильно слышать высоту звучания интонации, чувствовать ее ритмические особенности, понимать общее настроение игровой ситуации. Все это необходимо ребенку для освоения художественного образа.                                                                                                                                                  В начале года я беру для совместных игр с детьми более простые сюжеты, к концу года постепенно их усложняю. Но главное - это усложняется ролевое поведение ребенка в игре, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным.  Я всегда отслеживаю количество и качество проигрываемых ролей ребенком, поощряю каждое выступление в роли, анализирую игру. Привлекаю к игре детей, которые пассивно участвуют в игровой ситуации, использую малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей применяю общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это дает ребенку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой - не находиться в стрессовой ситуации     В более старшем возрасте дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, которые дети приобрели ранее позволяют объединить в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. Так, в «Путешествии в страну сказок» участвуют куклы настольные, верховые, куклы с «живой рукой».  

 Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности. Я стараюсь увести детей от театра, в котором роли ребенку диктуют, где его заставляют принимать заученные позы, рабски повторять движения, зазубривать реплики и так далее. «Кажущуюся» радость детей в подобных спектаклях мы, взрослые, создаем сами, волнуем и нервируем их своим возбуждением и почти всегда кажущуюся самостоятельность в проведении роли ребенком настолько нашпигована взрослыми, что все дело в большинстве случаев равносильно обману. Вместо здоровой радости идут тоскливые репетиции, а за ними и сам спектакль, который дает массу чистых переживаний. Такие представления лишь по названию театр, а в сущности они лишены самого главного, без чего театр не может существовать, - творчества.  Я избегаю назначение на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому стремлюсь помочь раскрыть свои способности. В моих театральных играх, прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других, и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе.   Настроение и характер героя отражает его театральный костюм. Дети начинают ориентироваться в том, что отрицательные герои всегда одеты в холодные тона, а положительные в яркие, теплые. Цвет через костюм ярко воздействует на психоэмоциональное восприятие данного образа. Такое же воздействие оказывают цвет атрибутов и декораций.        

 Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека в дошкольный период - формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит - ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.                                                                                               Воспитание театром - это воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса.                                                                                                  Интеграционный момент в театральном воспитании особенно актуален сейчас, когда общество все более сужает личностный кругозор ученика или студента, твердо встав на путь узкопрофессионального образования и специализации, что к сожалению, не приближает нас к идеалу духовно богатой личности.     Театр учит прежде всего владеть собой: своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Не подавлять их, и не вытеснять, но напротив, - выводить на свет прожекторов, чтобы  подарить их миру, обсудить, сделать предметом искусства .И главное, приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удивительным!

4. Методика подготовки к театрализованным занятиям

Считаю, что содержание театрализованных занятий должно включать в себя:

-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной

-упражнения по социально-эмоциональному развитию детей                                                                         

- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- упражнения на развитие детской пластики;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды

          - отдельные упражнения по этике во время драматизации;

- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

  1. развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  2. созданию атмосферы творчества;
  3. социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

.

Подготовку к театрализованной деятельности надо проводить в несколько этапов.

  1. Воспитатель  выразительно читает произведение.
  2. Проводится  беседа,  поясняющую и выясняющую понимание не только  содержания, но и отдельных средств выразительности пример, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение  у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадалась об этом?»
  3. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении нужно  широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

В.А. Сухомлинский подчеркивал если ребенок «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит,  что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

  1. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев надо использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?».

Например, воспитатель прочитает отрывок из сказки и спросит: согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстрации с лисой и спрашиваем: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они так думают, дети вынуждены вспоминать и представлять определенный образ, огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы, музыкальные подборки по прочитанным произведениям. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).

  1. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни - смешной случай, интересное событие и др.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Театрализованная игра предусматривает систематическое и целенаправленное развитие творческих способностей детей , поэтому мной были выделены следующие виды экспериментов:

-констатирующий, который начальный уровень творческих способностей детей. Методы исследования-беседа, наблюдение и диагностика( Критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности Н.Ф.Сорокиной) . исследования показали следующие результаты:

Высокий уровень-8%

Средний уровень-72%

Низкий уровень-20%

-Формирующий, который предполагает обучение детей на основе разработанной методики и её апробацию с целью выявления эффективности. С этой целью дети были разделены на две подгруппы по уровню развития театрально-игровой деятельности. Занятия проводились отдельно в разных группах. В подгруппе, где дети с более низким уровнем развития театрально-игровой деятельности на занятиях для иллюстрации некоторых игр использовался экран для показа эмоций, жестов, мимики. А в группе с более высоким уровнем развития театрально-игровой деятельности проводились обычные занятия.

-Контрольный,выявил конечный уровень развития творческих способностей детей. На этом этапе мной были проведены те же методики, что и на констатирующем эксперименте. В результате дети стали чаще играть, самостоятельно придумывать замысел игры, стали разыгрывать сказки. По результатам диагностики были сделаны выводы:

Высокий уровень-39%

Средний уровень-60%

Низкий уровень-1%

Заключение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. Она требует от человека нестандартных творческих решений разнообразных проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития в воспитании современного человека. Поэтому театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу активизирует речевую деятельность. Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников.  Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Игры- драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы  специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

В работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, раскрыта роль воздействия театрализованных игр на всестороннее развитие дошкольников Изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий.

 

Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта и подтверждает свою актуальность. Проведенная мною работа по внедрению в образовательный процесс   театрализованных игр оправдывает себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности  у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение  словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Дети стали чаще обращаться к различным видам кукол, приобрели более сложные навыки кукловождения. Повысились и показатели эмоционально – образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Результаты мониторинга можно увидеть на экране:

45

Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу вижу в разработке тематического планирования по развитию творческой личности посредством

театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста, составлением и написанием собственной программы по театрализованной деятельности, расширении кукольного арсенала, создания театра больших ростовых кукол, а также музея театральной игрушки  в детском саду. 

        

Библиографический список.

  1. Акулова О. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4 -2005г.-с.24.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006.- с. 128.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М:. Просвещение, 1991 г. – с. 127.
  4. Бодраченко И., Наперстак Л.О. Ребенок, музыка, театр.//Обруч.-№3-2006 с. 18-22.
  5. Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Мн.: Юнипресс, 2006 – с. 176.
  6. Буренина А.И. Развитие детского творчества в театрализованных играх.//Музыкальная палитра. - №1 – 2000. – с.6-9.
  7. Губанова Н.Ф. Театральная деятельность дошкольников. Методические рекомендации. Москва. 2007 с. -14-17.
  8. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности.// Ребенок в детском саду. - №3.-2001 – с.66.
  9. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – Спб.:»ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2002.- с. 48.
  10. Петрова Е. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4.- 2001- с.32
  11. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.-М.: Школьная пресса, 2004.-с. 128.
  12. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр-Творчество-Дети» Москва 2004 с.- 51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вмесить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие т...

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализаций ФГОС.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо д...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...