Доклад "Использование современных воспитательных технологий в ДОО в условиях ФГОС ДО"
статья

Елена Анатольевна Щербинская

Доклад содержит сообщение о том, какие воспитательные  технологии используют воспитатели нашего детского сада в работе с воспитанниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных воспитательных технологий в Знаменском детском саду "Теремок"

Щербинская Е. А.

Образование – одна из самых сложных отраслей деятельности человека. Каждый исторический период требует его обновления. А потому в этой сфере постоянно возникают всё новые и новые проблемы, требующие время от времени пересмотра устоявшихся традиций. Возможно, эти сложности обусловлены, прежде всего тем, что предметом, объектом данной деятельности является формирование и развитие личности ребёнка, личности человека.  

С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы. Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. Сегодня очень многие дошкольные учреждения работают в инновационном режиме, так как только эта деятельность может создать необходимые условия для развития личности ребёнка. Основным механизмом инновационной работы является использование воспитательных систем и технологий, способствующих выявлению потребностей, интересов и способностей детей. Ещё Мария Монтессори писала о том, что «любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребёнок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы!»

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом воспитательных технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. 
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.
Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе  инновационных образовательных технологий. В своей профессиональной деятельности педагоги нашего дошкольного учреждения используют следующие технологии:

- здоровье сберегающие технологии;

- технология проектной деятельности;

- технология исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникативные  технологии;

- игровые технологии;

- технология портфолио ребёнка.

         О том как мы работаем, используя эти технологии я хотела с вами поделиться. Начну с информационно-коммуникативных технологий, так как все мы живем в веке, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным. В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. К счастью, наше дошкольное учреждение оснащено всем необходимым обородованием. Информационно-коммуникационные технологии в системе деятельности ДОУ мы используем при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми,  в процессе взаимодействия педагогов с родителями, в процессе и организации методической работы с коллегами. Конкретнее хотелось бы остановиться на том, какое значение имеют  ИКТ на развитие ребёнка. Именно в  период дошкольного возраста  формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Важнейшими компонентами для развития познавательной деятельности ребенка выступают такие познавательные процессы как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями. Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивые. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации. Данные приемы с использованием музыкального центра или магнитофона, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах. Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация видеофильмов дают возможность не только увидеть, но и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в прошлое, посетить другую страну, музей и пр. Создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении детей с новой темой мы предлагаем им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала  используем дидактические компьютерные игры. Практически у каждого педагога нашего детского сада создана своя электронная библиотека. Активное пользование интернетом дает нам возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах различного уровня по различным направлениям развития. Следует помнить, чтобы использование информационно-коммуникативных технологий имело результат, нужно иметь достаточную методическую  подготовленность, правильно определять дидактическую роль и место ИКТ на занятиях, не применять ИКТ незапланированно и случайно, не перегружать занятие демонстрациями.  

           Также я бы хотела остановиться на игровых технологиях. Согласно ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса должна проходить через игровую деятельность, направленную на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. Поэтому использование игровых технологий также актуально. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, мы следуем принципу доброжелательности, стараемся осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Наши педагоги стараются организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра. Наш опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование.

Игровая деятельность выполняет различные функции:

- развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес) ;

- коммуникативную (освоение способов общения) ;

- самореализации в игре;

- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности) ;

- диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) ;

- коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей) ;

- социализации (включение в систему общественных отношений) .

Игровые технологии мы направляем на развитие внимания детей.

У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы.

Например, я предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так? », специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает  при развитии памяти детей. Я использую такие игры, как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом нам помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть  в игры.

Также в воспитательно-образовательной работе нашего ДОУ особое место занимают народные игры с куклами, потешками, хороводами. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы нашего детского сада.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.

           Ещё хотелось бы сегодня остановиться на очень интересной и на данный момент не всеми используемой технологии портфолио дошкольника. Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  Этой работой у нас  заинтересовалась и стала   заниматься воспитатель Сидоркина Л. Ф. На каждого ребёнка она создаёт порфолио, которое имеет следующие разделы:

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Таким образом, потфолио (папка личных достижений ребёнка) может осуществить индивидуальный подход к личности каждого ребёнка. В будущем каждый педагог нашего детского сада планирует использование данной технологии в своей работе.

Ведущее место в воспитательной работе детского сада занимают здоровьесберегающие технологии и технологии проектной и исследовательской деятельности. Так как одними из основных годовых задач нашего образовательного учреждения является обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, развитие свободной творческой личности ребенка, создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие  детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса, формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления. О том как, мы используем эти технологии, расскажут вам мои коллеги.

          А в заключении я хотела бы сказать, что технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. В дальнейшем мы планируем активно продолжать работу по применению уже используемых технологии, внедрению в них чего-то нового, а также изучить и внедрить в работу другие современные технологии.

А закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса «Человек не может по-настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Квест - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАЕЛЕЙ О НОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ - КВЕСТ....

«Квест-игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО

Квест- игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с но...

«Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Применение новой игровой технологии КВЕСТ в работе с дошкольниками....

Мастер-класс "Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС "

В преддверии праздника Дня  Космонавтики данный материал будет актуален для   начинающих педагогов в интересной форме провести увлекательное путешествие используя квест-технологию. Квес...

"Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в процессе проведения физкультурно-досуговых мероприятий....

Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском са...