Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры, как средство формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Макарова Елена Александровна

Цель – Познакомить родителей с дидактическими играми как средством формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме: «Дидактические игры,

как средство формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Цель – Познакомить родителей с дидактическими играми как средством формирования интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. С переходом к систематическому обучению в школе заканчивается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. Этот период, безусловно, является переломным в жизни ребёнка, в формировании его личности. Начальное образование – фундамент дальнейшего общего среднего образования. Именно младший школьный возраст наиболее сензитивен для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его физических и умственных способностей, становления нравственных устоев и ценностных ориентиров.

Основными закономерностями подготовки ребёнка к успешному обучению в школе являются: психологическая, эмоциональная и интеллектуально-волевая готовность. В данном издании речь пойдёт об интеллектуальной готовности. В её структуре рассматривается способность ребёнка ориентироваться в окружающем мире посредством развития всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.

 Наблюдая природу, события окружающей действительности, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Во многом у детей 5-6 лет эти знания основаны на жизненном опыте, носят стихийный, разрозненный характер. Среди взрослых бытует мнение, что специального обучения здесь и не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребёнка не составляют целостную картину мира. Недостаточно просто иметь запас сведений об окружающем мире, нужно уметь ими пользоваться, высказывать собственные суждения, делать выводы. Должна быть развита любознательность, желание узнать новое. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребёнка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

 Готовя ребёнка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитывать ребёнка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.

 В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов, уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

 В предшкольный период у ребёнка должна быть развита слуховая культура и разговорная речь. Невыразительная речь ведёт к плохому усвоению навыков чтения, декламации. Он должен ясно выражать свои мысли, связно передавать то, что слышал и видел.

 Одним из ведущих психологических процессов в обучении является воображение. Недостаточно развитое воображение затрудняет мыслительную деятельность, решение творческих задач.

 При подготовке ребенка к школе нельзя забывать о развитии памяти: зрительной, слуховой, логической или смысловой, эмоциональной. Память можно развивать с помощью специальных приемов. Делать это лучше в игровой форме, постепенно увеличивая объем учебного материала, добиваясь не только дословного запоминания, но и общего понимания.

 Ребенку необходимо иметь развитое внимание. Он должен быть способен не отвлекаться хотя бы 10 минут, переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

 При соблюдении вышеуказанных условий возможно успешное формирование интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Дидактическая игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.

 Предназначение дидактической игры – смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. Формы реализации игрового действия разнообразны:

  • игровые манипуляции с предметами, игрушками;
  • «зачин», который создает игровое настроение (сказка, история, волшебная игрушка, секретное письмо, введение героя из детской литературы и т.д.);
  • осуществление поиска и находки, предмета, числа, звука, игрушки;
  • загадывание и отгадывание загадки;
  • выполнение определенной роли;
  • соревнование (коллективное и индивидуальное);
  • особое игровое движение: хлопки, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий, звуков и многое другое.

Для того, чтобы игры полностью решали поставленные перед ними задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры, сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, у доски, объединяясь в группы и т.д.), о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ определенных действий воспитателем; подведение итогов игры.

Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии – только при таком условии игры будут полезны для развития ребенка. В приложениях предложены варианты игр, направленных на умственное развитие ребенка при подготовке его к школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: "Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста ".

Тема самообразования: Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста ".Цель самообразования: Подбор и систематизация развивающих игр в соответс...

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...

Консультация на тему "Дидактическая игра- как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста".

В настоящее время часто педагоги и родители, уделяя большое внимание раннему интеллектуальному развитию ребенка, ставят на второй план формирование и развитие его социально-коммуникативных навыков. Од...

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»...