Осень, осень - яркие краски нам приносит!
проект (подготовительная группа)

Обетковская Татьяна Валентиновна

Проект содержит разнообразные виды деятельности детей, связанные одной темой. Смена деятельности поддерживает интерес детей к теме, не дает детям утомиться. Совместная со взрослым деятельность сплачивает коллектив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:


 Визитная карточка проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Обетковская Татьяна Валентиновна, воспитатель

Чукалова Алла Владимировна, воспитатель

Город, область

г. Рыбинск, Ярославской области

Номер, название ОУ

ГПОАУ  ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж, группы детей дошкольного возраста

Описание проекта

Данный проект направлен на развитие ребенка дошкольного возраста и включает его  стремлению  к познанию окружающего мира, любознательности, желанию экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.

Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.

Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.

Название темы  учебного проекта: Осень, осень яркие краски нам приносит»

Актуальность:  Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Краткое содержание проекта:

Цель проекта: Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и коммуникативному развитию детей.

Задачи:

  Образовательные задачи:

•        Обобщение и систематизация представлений детей об осени.

•        Расширение, уточнение и актуализация словаря по теме «Осень».

    Развивающие задачи:

•        Развитие эмоциональной сферы.

•        Активизация речевой деятельности.

•        Развитие слухового и зрительного внимания, общей и мелкой моторики, сенсорных, тактильных ощущений.

•        Развитие всех видов восприятия, творческого воображения.

•        Снижение психофизического напряжения.

      Развитие невербальных способов общения.  

     Воспитательные задачи:

•        Формирование положительной установки на участие в занятии,  

  доброжелательных отношений в группе, навыков сотрудничества.

•        Воспитание внимательного отношения к природе.

Подготовительный этап.

Формирование представлений дошкольников о поняти «осень», «краски осени», «дары осени»; привлечь детей к сбору гербария.

Основной этап.

Организация совместной деятельности педагогов и детей:

  1. интеграция темы по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое) и в самостоятельную деятельность детей.
  2. совместное оформление тематических поделок «Осенний калейдоскоп»

Заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа организация группового  праздника

Материалы для дифференцированного обучения:

Ребенок с проблемами усвоения учебного материала

использование материалов доступных пониманию

Ребенок, для которого язык преподавания не родной

обогащение понятийного словаря с опорой на наглядность

Основа проекта

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования:

  • Усвоивший нормы и ценности, принятые в обществе.
  • Любознательный, активный.
  • Эмоционально отзывчивый.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Овладевший речью как средством общения и культуры.
  • Овладевший первичными представлениями о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
  • Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности.
  • Двигательная деятельность

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какие краски дарит нам осень?

Проблемные вопросы учебной темы

Что, мы знаем о красках осени?

Можем ли мы собрать краски осени?

Где можно можно любоваться красками осени?

Учебные вопросы

Почему листья опадают с деревьев, как называют это действие в природе?

В какую погоду мы с вами наблюдаем сильный листопад?

Что собирают осенью в лесу,парках?

Что делают осенью люди в садах и огородах?

Какие краски осени мы с вами наблюдали в осеннем парке?

График оценивания

До работы

над проектом

Во время работы

над проектом

После завершения работы над проектом

Рассказ воспитателя,наблюдения

Анализ  результатов продуктивной и познавательной деятельности

Использование материалов для пополнения развивающей среды группы

Рефлексия

Сведения о проекте

Образовательные события:

  • рассказ воспитателя
  • беседа
  • рассматривание фотографий, иллюстраций; просмотр мультфильма;
  • чтение художественной литературы
  • работа с научно-познавательной литературой (совместно со взрослым)
  • игровая деятельность (дидактические игры и упражнения)
  • продуктивная деятельность (изготовление тематических альбомов)

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии — оборудование

Компьютеры, принтер, проекционная система.

Технологии — программное обеспечение:  мультимедийные презентации, программы обработки изображений, текстовые редакторы

Материалы на печатной основе

Для педагогов:

Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Москва,1998.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Москва,1998.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Москва,2000.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Москва,1990.

Дошкольная педагогика №6(101)/август/2014.

Для детей : И.С. Соколов-Микитов "Осень", "Листопадничек", "Лес осенью", "Осень в лесу", "Пролетело жаркое лето", "Осень в Чуне".

 К.Г. Паустовский "Желтый свет", "Рассказ про осень", "Подарок", "Барсучий нос", "Прощание с летом","Словарь родной природы".

. К.В. Лукашевич "Осень" (придется искать в библиотеке, не нашла в продаже)

. И.С. Тургенев "Осенний день в березовой роще"

. И.А. Бунин "Антоновские яблоки"

№ 7 . "Осенние сказки" - сборник сказок народов мира.

№ 8. К.Д. Ушинский "Рассказы и сказки Осень"

№ 9. М.М. Пришвин "Поэтические миниатюры об осени"

Другие принадлежности

Наглядно-дидактический материал: иллюстрации, предметные и сюжетные картинки

  • .Настольно- печатные игры.
  •  Строительный материал для конструктивно-модельной деятельности, игрушки – животные «Мой сад огород».
  • Принадлежности  для  художественного творчества

(краски, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, салфетки, клей)

  • Атрибуты для театрализованной деятельности - шапочки для детей, костюмы к сказке «Репка», «Колосок»,

Интернет-ресурсы

-http://allforchildren.ru/poetry/author2-marshak.php; -http://www.miloliza.com/marshak.html

Другие ресурсы

Воспитатели,  дети, студенты РППК, родители.

Консультация для родителей.

«ОСЕННЯЯ ПАЛИТРА»

У каждого времени года есть свое неповторимое очарование. Нас ждет замечательная пора золотой осени, когда вся природа за короткое время преображается до неузнаваемости. Давайте встречать осень весело, радостно и с пользой!

Листьями шурша

Лучше всего разглядеть начинающуюся осень можно в лесу или в парке. В начале сентября деревья еще вовсю зеленеют. Но то тут, то там вспыхивают яркими пятнами желтые и алые листочки. И с каждым днем их становится все больше и больше. Было бы здорово заприметить вместе с малышом какое-нибудь одно деревце недалеко от дома (пусть сам ребенок выберет то, которое ему больше по душе) и наблюдать за ним. Если подходить к дереву во время каждой прогулки, то изменения будут не особо заметны. А вот если прийти после недельного перерыва, можно будет увидеть, как изменился цвет листвы и обнаружить под деревом множество опавших листьев.

Проведите с крохой такой эксперимент. Отыщите на дереве веточку, листья на которой еще совсем зеленые и свежие. Возьмитесь за один из листиков (не за черенок, а за листовую пластинку) и несильно тяните вдоль листа, пытаясь оторвать. Скорее всего, вам не удастся небольшим усилием сорвать лист. А вот если таким же образом тянуть пожелтевший лист, он легко отделится от ветки вместе с черенком. Причем, чем желтее лист, тем легче это произойдет. Иногда достаточно лишь просто дотронуться до листка, и он упадет на землю. Деревья специально готовятся к наступлению холодов.

Соберите большой букет осенних листьев с разных деревьев и предложите малышу рассмотреть каждый листок и назвать, какие цвета встречаются в осеннем наряде кустов и деревьев.Можно называть цвета и оттенки по очереди с мамой: красный, розовый, алый, желтый, лимонный, оранжевый, коричневый, фиолетовый… Краски волшебного художника-осени настолько разнообразны, что перечислять можно долго. Если ваш кроха любит рисовать красками (а это, скорее всего, так и есть, предложите ему выбрать самый красивый на его взгляд листик и нарисовать его дома в альбоме, постаравшись получить на рисунке такие же цвета и оттенки, что и у настоящего осеннего шедевра. Рисуйте вместе с малышом. Это очень интересно!

Сентябрьские наблюдения

В сентябре, особенно в период «бабьего лета», на кустах, заборах, траве и просто в воздухе можно отыскать ниточки паутины. Наверняка, малышу будет интересно узнать, откуда и почему она вдруг появилась. Оказывается, паутина летает не пустая, а с пилотами – маленькими паучками. Точнее, паучатами. Они недавно вывелись из яиц, которые были отложены паучихой в коконах из паутины. В каждом таком коконе находились десятки, а то и сотни молодых паучков. Но бегают они пока плохо, а вот полеты на паутинках – это очень удобно. Так, с помощью ветерка, можно быстро разлететься на большие расстояния. Попробуйте вместе с малышом поймать такую паутинку и отыскать на ней паучка-летчика.

Понаблюдайте за птицами. Возможно, вам удастся заметить, как они готовятся к отлету в теплые края. Например, ласточки перед этим собираются в огромные стаи и рассаживаются на проводах. Скоро насекомых совсем не останется, а значит, нужно торопиться.

Кто же из малышни не любит собирать желуди? А их вон уже сколько нападало! Хорошо бы захватить с собой из дома небольшую корзиночку или детское ведерко специально для этих целей. Наверняка вам попадутся желуди с небольшими дырочками. Это работа небольшого жучка – желудевого долгоносика. Скорее всего,внутри уже никого нет: личинка выбралась из желудя и зарылась в землю до весны. Но все-таки лучше поискать для поделок и игры целые желуди. Из них получатся славные человечки, зверушки, птички, если проявить чуть-чуть фантазии. Желудь побольше – это туловище. Другой, поменьше, в «шапочке» – голова. Соединяем их с помощью кусочка спички, добавляем ручки-ножки из веточек или зубочисток, для устойчивости надеваем на «ножки» ботинки из желудевых «шапочек» – и лесной человечек готов. Замечательные поделки получатся,если сочетать разные природные материалы: каштаны, шишки, кусочки коры и мха, целые орешки и скорлупу, листья, ягоды, птичьи перья, семена и др.

Подобное творчество – замечательное осеннее занятие. Когда на улице сухо, отправляемся на сбор «запчастей», а если погода испортилась – мастерим дома веселые фигурки.

Осенние рифмы

Прогуливаясь с малышом по осеннему парку или лесу, разучите с ним несколько стихотворений.

Почему к зиме деревья

Раздеваются кругом?

А деревьям тоже нужно

Раздеваться перед сном! (В. Орлов)

Листопад, листопад!

Листья жёлтые летят,

А по лужам и дорожкам,

Дождик шлёпает в сапожках.

А еще прямо на прогулке будем отгадывать загадки. Они помогут малышу глубже понять и запомнить осенние изменения в природе.Вот несколько для примера:

Его весной и летом

Все видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

Разноцветный гербарий.

Яркие осенние листья так хороши, что редкий ребенок не норовит после каждой прогулки притащить домой целую охапку красных, желтых, оранжевых «даров осени». Конечно, если просто бросить их на тумбочку в прихожей и забыть, то очень скоро расписные гости превратятся в кучку засохшего мусора. А ведь чаще всего так и бывает. Но только представьте, сколько возможностей для развития малыша таят в себе самые обычные листья деревьев, если найти им какое-нибудь интересное применение. Прежде всего, из них можно составлять красивые букеты, ставить в вазы и украшать комнаты, чтобы привнести в дом капельку осенней красоты и спокойствия.

Но из осенних листьев можно делать не только гербарий. Если с осени вы насушите с малышом побольше ярких листьев, то всю осень и даже зиму у вас не будет недостатка в природном материале, из которого можно сделать множество симпатичных и несложных аппликаций, открыток, закладок для книг, которые будут по силам даже самым юным творцам.

Расписные листья.

Прежде всего, листья можно использовать в качестве штампов и изготавливать с их помощью замечательные цветные отпечатки. Правда, для такой работы совсем сухие листья нам не подойдут. Лучше печатать только что принесенными с прогулки листьями.

Возьмите один из них, положите его на стол нижней стороной наверх, сверху – лист бумаги. Покажите малышу, как закрасить бумагу цветным карандашом или восковым мелком, чтобы на ней проступил отпечаток вашего листочка. Малышам очень нравится подобное занятие.Оно как волшебство: просто закрашиваешь бумагу, а на ней вдруг проступает узор. Попробуйте сделать отпечатки и других листьев, используйте цветную бумагу и карандаши разных цветов. Одним словом, чем больше разнообразия, тем интереснее.

Для получения красочных отпечатков поступим так. Выберем красивый листочек, положим его на газету, и пусть малыш выкрасит его гуашью при помощи кисточки. Если в хозяйстве найдутся пальчиковые краски, можно закрашивать листочек прямо руками. После этого приложим к нашему «штампу» лист бумаги, прогладим руками и аккуратно снимем. На бумаге остался яркий отпечаток.

Веселые аппликации.

Из засушенных листьев можно делать замечательные аппликации, создавать целые картины. Главное в них – это идея,способность увидеть в обыкновенном листочке что-то конкретное: мордочку мышонка или заячьи ушки, перо из хвоста волшебной птицы или туловище жучка, маленькую рыбку или крылья бабочки.

Попробуйте вместе с малышом разложить перед собой засушенные листья и подумать, что из всего этого может получиться. Желательно,чтобы в листьях было побольше разнообразия: разные цвета, размеры и формы. Создавать аппликации можно как на белой бумаге или картоне, так и на цветной. Все зависит от задумки малыша. Можно раскрасить фон красками или сделать в виде аппликации из цветной бумаги. Для работы подойдет любой клей, например ПВА.

Самые маленькие творцы могут сделать замечательную аппликацию, просто наклеивая листья на бумагу в хаотичном порядке и перекрывая уже наклеенные листья новыми. Получится яркая осенняя абстракция. Ребятишки постарше уже смогут задумывать и создавать что-то поконкретнее.

И большие, и маленькие ребятишки с маминой или папиной помощью с удовольствием смастерят себе осенние украшения из всевозможных семян, которые несложно отыскать в осеннем парке, лесу и даже у бабушки на огороде. Подойдут тыквенные и подсолнечные семечки, небольшие высушенные стручки, орешки, мелкие еловые шишки и все, что удастся отыскать.

А потом можно украсить комнату цветными листьями, надеть собственноручно сделанные бусы и браслеты из ягод и семян и венки из кленовых листьев, приготовить какое-нибудь вкусное блюдо из осенних овощей или фруктов, пригласить друзей и устроить праздник осени. Чем заняться на таком празднике? Танцевать импровизированный танец осенних листочков, вспоминать и петь песни об осени, играть в веселые игры, отгадывать загадки, угадывать, с какого дерева упал тот или иной листочек, рассказывать осенние стихи и провести конкурс осенних поделок. А потом всем вместе

нарисовать на большом листе бумаги осенний лес или оставить отпечатки цветных ладошек в качестве осеннего наряда нарисованной березки.

Картотека дидиктических игр и упражнений.

Дидактические игры тема «Осень»

Дидактическая игра «Запасы зверей»

    Задачи:   совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.

Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

 Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:

«Это яблоко — яблочный сок».

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствоватьумение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание,наблюдательность,память,воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево

Примечание:игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Атрибуты: корзинка,осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.

Атрибуты:набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).

Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго- картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную,объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.

Примечание:игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,

находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

Дидактическая игра. ОСЕНЬ

1. «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.

Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

«Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

«Поваренок»

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

«Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.


Квест- игра « Краски осени»

Цель: стимулировать развитие познавательной активности через игровую и познавательно-исследовательскую деятельность в процессе прохождения испытаний квест-игры.

Задачи:

закрепить представления о признаках осени;

совершенствовать умение классифицировать овощи и фрукты, зимующих и перелетных птиц на группы в процессе игровой деятельности;

тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение;

способствовать развитию логического мышления;

стимулировать активизацию мыслительных процессов путем введения в проблемную ситуацию;

активизировать коммуникативную детей на тему «Осень»;

развивать зрительное внимание и координацию движений детей в процессе выполнения танцевальных движений под музыку по показу, формировать чувство ритма;

воспитывать умение договариваться, оказывать помощь друг другу при выполнении заданий;

Словарная работаосень (яркая, красивая, разноцветная, хмурая, мрачная, серая, грустная, признаки осени, названия перелетных и зимующих птиц, символы (размер, цвет, форма)

Материалы и оборудование: муляжи овощей и фруктов, грибов, ягод, 2 корзины, 2 подноса, картинки с изображением признаков осени и других времен года, осенние листочки (разные по форме, цвету и размеру, 3 обруча, аудиозапись веселой осенней детской песни, предметные картинки «Зимующие и перелетные птицы», карточки со схематичным изображением солнца и снежинки, 2 тумбы, карточки со схематичным изображением для обозначения станций, карта-план местности для поиска, разрезанная на части.

Предварительная работа: образовательная деятельность в рамках лексической темы «Осеньосень, в гости просим», игры на ориентировку по карте, игры с блоками Дьенеша.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент, эмоциональный настрой.

Дети с воспитателем выходят на прогулку. Проводится наблюдение за состоянием осенней погоды, воспитатель читает стихотворение, отражающее яркие краски осени

.

Осень под мышку корзинку взяла,

Красок весёлых с собой набрала:

Желтой для листьев, синей для неба,

Малость коричневой красить стволы,

Каплю зелёной, чтоб жухлыми небыли

Солнцем сожжённые челки травы.

Влила оранжевой краски немножко,

Клены раскрасила все у дорожки,

Красной и белой – для мухомора,

Алой – грозди рябин у забора,

Любит осень разные краски,

Пусть будет радостным мир, словно в сказке!

Воспитатель: Какими красками описал поэт красоту осени?

(Звучит грустная осенняя мелодия. Появляется Осень в серой одежде.)

Воспитатель: Здравствуйте! Кто Вы?

Осень: Здравствуйте, я Осень.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на Осень. Какая она?

Разве про такую осень мы сейчас слышали в стихотворении?

Давайте поздороваемся с Осенью и спросим, что случилось.

Осень: Здравствуйте, ребята! Я так спешила к вам в гости, хотела порадовать вас осенним солнышком и яркими красками. Но Слякоть и Холодрыга спрятали мои краски, мой яркий наряд и поэтому я стала хмурой, грустной и унылой. Мне нужна ваша помощь.

Воспитатель: Не расстраивайся, Осень! Ребята тебе обязательно помогут. Правда, ребята?

(Появляются Слякоть и Холодрыга)

Слякоть: Ну да, конечно, помогут они! Мы эти краски Осени так хорошо спрятали, что вам их ни за что не найти!

Воспитатель: Мы хотим, чтобы Осень снова стала яркая и красивая. Ребята, давайте попросим Слякоть и Холодрыгу, чтобы они вернули краски Осени!

Холодрыга: Мы со Слякотью приготовили для вас испытания! За каждое пройденное испытание вы получите фрагмент карты.

Слякоть: Ну, а если справитесь со всеми нашими заданиями, получите все кусочки и сможете сложить карту. По ней вы сможете найти краски для своей Осени.

Воспитатель: Ребята, впереди у нас сложные испытания. Давайте обсудим, как мы будем действовать.

1. Все задания будем выполнять дружно.

2. Если что-то не получается, надо попросить о помощи.

3. Будем договариваться друг с другом и помогать.

4. Надо искать подсказки, которые нам могут пригодиться.

Осень, присаживайся на трон, подожди немножко, скоро мы вернем тебе твои краски.

(Осень в ожидании присаживается на трон, дети с воспитателем отправляются за Слякотью и Холодрыгой)

Дети с воспитателем выходят на прогулку.

Дети здороваются с Осенью, спрашивают, что случилось.

Дети просят Слякоть и Холодрыгу вернуть краски Осени

Дети вспоминают правила квест-игры

Основная часть

Слякоть: Вы, наверное, уже заметили, где я приготовила для вас первое испытание?

Холодрыга: А я пока подготовляю для вас следующее задание.

(Холодрыга уходит. Дети с воспитателем и Слякотью идут на спортивную площадку)

Слякоть: Вот вам фрукты и овощи, вот вам корзины и подносы.

А что делать надо, я вам не скажу! Попробуйте сами догадаться.

Воспитатель: Ребята, только будьте внимательны! Слякоть и Холодрыга очень хитрые, наверняка они приготовили для вас какую-нибудь ловушку.

1. Эстафета «Сбор урожая»

(Во время эстафеты дети сортируют фрукты и овощи: фрукты – на поднос, овощи – в корзину. Для усложнения в ящик с овощами и фруктами можно добавить грибы, орехи, ягоды. После испытания Слякоть и Холодрыга дают детям первую часть карты.)

Слякоть: Ну, ладно, с первым заданием вы справились. А где Холодрыга приготовила для вас следующее испытание, я вам не скажу. Может быть сами догадаетесь?

(На обратной стороне карты дети должны заметить изображение «рыбки»)

2. Дидактическая игра «Листопад» (пересечение множеств по 2-3 свойствам).

Холодрыга: Ну и чего пришли? Работать только мешаете!

Воспитатель: А что вы делаете?

Холодрыга: Как что? Листопад делаю! Дую холодным ветерком на листочки. Вон уже все дорожки листьями засыпала. Хоть бы кто порядок навел!

Ребята, а вы уже догадались, какое испытание для нас Холодрыга приготовила?

(Перед детьми листья разных форм, цветов и размера и три обруча, которые частично лежат друг на друге, обозначая 3 пересекающихся множества. Внутри каждого обруча карточка-символ, обозначающая свойство множества.

Холодрыга: Ладно, так уж и быть, вот вам вторая часть карты.

Воспитатель: А подсказка?

Холодрыга: Какая еще подсказка? Ничего не знаю.

(Дети с воспитателем находят подсказку. На карточке-подсказке изображение «яблони».)

3. Подвижная игра «Перелет птиц»

Перед детьми две тумбы, обозначенных схематичными изображениями «солнце»«снежинка».

Слякоть: Что, и с заданием Холодрыги справились? И подсказку нашли?

Ну, тогда сыграем в мою любимую игру. Только для этого вам нужно превратиться в птичек. Выбирайте, кто в какую птичку превратится.

Воспитатель: Раз, два, покружись и в птичек превратись.

Ребята, а вы догадались, в какую игру хочет поиграть с нами Слякоть?

Давайте вспомним, как мы называем птиц, которые осенью улетают в теплые края?

А какие остаются с нами зимовать?

(По команде«Лето» дети, изображая птиц летают по площадке.По команде«Осень» перелетные птицы летят к тумбе «солнце», зимующие – к тумбе «снежинка». Во время игры Слякоть меняет карточки на тумбах. Каждый ребенок называет свою птицу на медальке. Далее дети меняются медальками, игра проводится еще раз.)

Слякоть: И с этим заданием справились. Вот вам часть карты, а подсказку сами ищите.

(Дети замечают подсказку на ветке яблони. Идут на следующую станцию. Путь им преграждает Холодрыга.)

Холодрыга: А ну стоять! Я вот сейчас как подую на вас морозным ветром, в миг замерзнете!

(Дует на детей)

Воспитатель: Ребята, вам холодно?

Даже, если на улице станет совсем холодно, наши дети знают, как можно согреться. Ребята что надо сделать, чтобы согреться?

А чтобы было веселее, можно двигаться под музыку.

Холодрыга: Двигаться под музыку? А это как?

Воспитатель: А вот так! Ребята, покажем Холодрыге?

Тогда занимайте место на площадке.

(Во время флешмоба Холодрыга и Слякоть присоединяются к детям)

4. Флешмоб «Оранжевое настроение»

5. Работа со схемами «Модель осени»

Слякоть: Если вы догадаетесь, что нужно сделать в испытании, которое я для вас приготовила, то получите последнюю часть карты и сможете найти краски Осени.

Вот вам портрет Осени, а вот разные каляки-маляки.

Воспитатель: Ребята, разве это каляки-маляки?

А вы уже догадались, что нужно сделать?

(Дети выбирают только схематичные изображения осенних признаков, называют их, располагают на мольберте рядом с портретом Осени.

После того, как дети справятся с заданием, Слякоть и Холодрыга дают детям последний фрагмент карты. Дети составляют целую карту из частей.

Ориентируясь по карте-плану территории детского сада, определяют, где спрятаны краски Осени – осенняя палитра (место помечено крестом).

Воспитатель: Вот видите, Слякоть и Холодрыга, наши дети справились с вашими испытаниями и нашли краски Осени. Да и вы не такие уж и вредные! С вами тоже можно дружить, правда ребята?

Помогите нам, пожалуйста, верните эти краски Осени и пригласите ее к нам. А мы ее здесь осенней песенкой встретим.

Заключительная часть/Рефлексия.

-Ребята, понравилась вам наша сегодняшняя прогулка?

А что вам понравилось больше всего?

А теперь давайте встанем в круг и встретим осенней песенкой нашу красавицу осень!

Осень: Спасибо вам, ребята, за помощь! За то, что не оставили меня в трудную минуту, я хочу вас отблагодарить.

(Осень вручает детям корзину с яблоками. Прощается. Уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Щедра на подарки осень! Тут и яркие краски природы, и богатый урожай! Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей является совместная деятельность. Тема проекта: «Эти удивительные овощи».

Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять мини - доклады; формировать интерес к книге как к источнику знаний....

осеннее развлечение "Яркие краски осени"

развлечение для детей средней группы...

Фотоотчёт "Яркие краски осени".

Мы учились всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.Я смотрю в свое окно,Вижу дерево одно.Гроздья красные висят,Птички скушать их хотят.У нас на участке растёт рябина это позволяе...

Конспект НОД по художественно-эстетическому "Яркие краски осени"

Конспект по художественно-эстетическому развитию в средней группе для детей с ЗПР...

Занятие познавательного цикла "Яркие краски осени"

КОНСПЕКТ«Яркие краски осени» Образовательные задачи: • Формировать представления о сезонных (осенних) явлениях природы, признаках осени в разные периоды, о деревьях родного края,...

Где осень берет яркие краски?

                                                      ...