Статья Использование ИКТ технологии в форме мультипликации с детьми дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Винокурова Елена Алексеевна

Мультипликация - это универсальный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация - это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. Если так огромны открытия детской души в рисунке, то какой мир может открыться в самостоятельных детских фильмах. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. 

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей, ведь мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности (речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др.). В этом ее универсальность. Искусство мультипликации включает в себя неограниченное число видов деятельности. В этом универсальность анимационной педагогики. Современный педагог заинтересован в развитии творческих способностей детей, поэтому важно внедрение мультипликации в учебный процесс, так как средства анимации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Винокурова Елена Алексеевна,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Новохопёрский центр развития ребёнка «Пристань детства»                                               г. Новохопёрск Воронежской области

«Использование ИКТ технологии в форме мультипликации с детьми дошкольного возраста»

Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?

Мой опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание творить. Об этом говорится и в Федеральных государственных стандартах, которые предлагают разнообразные методы, средства, формы образования и развития детей.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей, ведь мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности (речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др.). В этом ее универсальность.

Мультипликация - это универсальный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация - это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. Если так огромны открытия детской души в рисунке, то какой мир может открыться в самостоятельных детских фильмах. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного.

Чудесная воспитательная сила мультфильмов знакомит ребёнка со всеми видами искусства и доставляет истинную радость. Это особый мир, увлекательные истории, в которых добрые медведи с терпением и пониманием относятся к маленьким девочкам, свинки похожи на маленьких модниц, а добрые богатыри всегда побеждают злых захватчиков с юмором и без всякой жестокости. Такое одушевление сказочных персонажей даёт возможность детям и взрослым побывать в сказке, стать участником невероятных приключений и фантастических историй [1,с.3]. Оживающие в мультфильмах рисунки и куклы учат доброте, находчивости, побуждают к размышлению, приёмам различения вымысла и реальности, решению разных этических и нравственных ситуаций, играют важную роль в жизни детей, их эмоциональном и интеллектуальном развитии [2].

Искусство мультипликации включает в себя неограниченное число видов деятельности. В этом универсальность анимационной педагогики. Современный педагог заинтересован в развитии творческих способностей детей, поэтому важно внедрение мультипликации в учебный процесс, так как средства анимации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. Ребёнку будет интересно узнать, как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик «Конёк – Горбунок» – нарисованный, а про «Варежку» и «38 попугаев» – кукольный. А создание собственных историй с помощью компьютера и фотоаппарата – это целое приключение для детей.

В нашем центре развития ребёнка организованна детская мультстудия «Город детства». Работа в  мультстудии  построена  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС ДО с учетом возрастных и  психологических  особенностей детей  дошкольного  возраста и парциальной модульной программы  “STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», на основании  методических рекомендаций мультстудии «Мой мир».

Целью деятельности мультстудии «Город детства» является развитие творческой деятельности детей в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма).  При этом сам мультфильм является не целью, а лишь средством развития ребенка.

Снимать мультфильмы не так сложно, как кажется. Это зависит от выбранной технологии создания мультфильма. Существует большое количество способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация и компьютерная, и различные виды анимации – пластилиновая, песочная, кукольная, предметная и т.д.

Занятия мультипликационной студии включает в себя два направления:

1. Творческая мастерская. Здесь дети придумывают мульт-истории, создают персонажей будущего мультфильма в рисунках или мастерят их из бумаги, пластилина либо из других подручных предметов.

2. Анимационная студия. Дети погружаются в съёмочный процесс: сами снимают, озвучивают мультфильмы, помогают в монтаже.  

Техника создания мультфильмов называется стоп-моушен анимации. Stop Motion - это видео материал, полученный из последовательностей кадров, снятых на фото [4, с.38].

Для создания мультфильма необходимо оборудование и материалы: ширма, web-камера на гибкой основе, диктофон, настольная лампа или небольшой прожектор, набор фонов, декораций, компьютер с программным обеспечением, программа HUE Animation для видеомонтажа (рисунок 1).

                                   C:\Users\USER\Desktop\Мультстудия Мой мир\Фото мультстудии 2020\IMG_20200217_113044.jpg

                                                 Рисунок 1

Процесс создания мультипликационного фильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса, который включает в себя наличие следующих этапов:

1. Определение идеи, сюжета.                                          

Дети предлагают технику работы для создания будущего анимационного фильма.

Техника анимации:

  • перекладка (рисование и вырезание  персонажей из бумаги, сдвигание их  на плоскости);
  • пластилиновая анимация (лепятся персонажи из пластилина, они могут быть как плоскими тогда техника близка к перекладке) так и объёмными (тогда техника близка к кукольной анимации), покадровая съёмка объектов;
  • кукольная анимация (куклы, человечки, звери, конструктор и машинки)   поэтапная съёмка фаз движений;
  • рисованная анимация (мультипликация, рисуется покадрово, кадры почти не отличаются от двумерных рисунков);
  • компьютерная анимация (кадры создаются специализированными программами);
  • песочная анимация (песок или другой сыпучий материал как кофе, соль, наносится на световой стол, где рисуется руками, кистью);
  • пиксиляция (главные актеры -  сами дети).

Вначале  проводится вводное занятие, на котором дети обсуждают сценарий будущего фильма. Для начала педагог помогает детям найти идею, которая заставит загореться. Но главным генератором идеи остаются дети.

Все мультфильмы, создаваемые в студии, можно условно разделить на 4 группы:

  • экранизация известных произведений;
  • ремейк (обновление, новая версия) мультфильмов;
  • «Старая сказка на новый лад» – переделки известных сказок;
  • фильмы, снятые по сюжетам, придуманными детьми.

На этом этапе проявляется весь коллективный, творческий потенциал детей и их индивидуальность. Когда ребята приходят к общему решению, ощущение от радости переполняют их.

2. Разработка сценария мультфильма. Раскадровка.

Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с детьми, приучает их видеть сюжет целиком. На листе бумаги рисуется сам рассказ в виде картинок. По раскадровке проводится съёмка, озвучивание, монтаж мультфильма.

3. Изготовление декораций и персонажей для всех сцен фильма. 

Данному этапу отводится много времени. Изготавливают героев и декорации мультфильма из различных материалов, лепят, рисуют, вырезают из бумаги для будущего мультфильма, выбранного в одной из техник анимации. В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение.

4. Подготовка рабочего места для съёмки.

Установка ширмы, закрепление фона, где будет сниматься сам мультфильм. Настройка web-камеры для съёмки (камера не должна двигаться). Интенсивное, но равномерное  освещение рабочей плоскости. Включение программы HUE Animation на компьютере для съёмки мультфильма.

5. Съёмка мультфильма.

Процесс съёмки очень ответственный этап, дети приучаются к самостоятельности, сосредоточенности и последовательности действий, соблюдение правил съёмок. Педагог в роли режиссера помогает руководить съёмочным процессом.  Один из детей, выполняющий роль оператора, осуществляет постоянный контроль качества отснятых кадров (нажатие кнопки на компьютере). Остальные дети – аниматоры осуществляют действия в кадре (покадровое перемещение), переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом. Передвигая персонажи, дети перевоплощаются в них, наделяют их душевными качествами,  становятся участником этого действа-игры, привносят элементы импровизации, спонтанно варьируют развитие событий. Показ отснятого материал детям, поскольку только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна. В съёмке мультфильма принимают участие не более  3- 5 детей.

6. Музыкально – голосовое озвучивание мультфильма.

Запись подготовленного текста на диктофон или web-камеру со встроенным диктофоном. Обсуждается роль конкретного героя мультфильма, происходит обсуждение соответствия голоса и характера героя. Каждый ребёнок демонстрирует свою версию, а коллектив выбирает участника, чей голос более точно подходит под образ. Озвучивая мультфильм, дети проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты (шум машины, крики птиц и т.д.) На данном этапе совместно с детьми подбирается и музыкальное сопровождение мультфильма.

7. Монтаж.        

Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы. Монтаж мультфильма это работа педагога. Фотокадры, отснятые в программе HUE Animation должны двигаться для плавности движения от 6 – 24 кадров в секунду. В отснятом одноминутном мультфильме должно быть около 500 кадров. Записанные звуковые файлы добавляем в отснятый мультфильм с музыкальным сопровождением и монтируем с видеорядом.

8. Окончательная обработка мультфильма, добавление титров к фильму, перевод получившегося фильма в формат видео.

9.Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям.

Огромную роль играет просмотр самого мультфильма. Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, и при съемке нового мультфильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные мультики, видят своих нарисованных, вылепленных  героев, которые говорят их голосами, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием показывают его своим родителям, проговаривая, как они делали его.

В нашей студии «Город Детства» мы освоили и сняли мультфильмы в разной технике анимации это: «Омулёнок» (пластилиновая анимация https://youtu.be/PHO70XM_FCQ), «По песочным следам маленького принца» (песочная анимация https://youtu.be/KXWyW8jTTs0), «Кот, Петух и Лиса» (https://youtu.be/11P3iiIFe5s), «Весенний привет» (пластилиновая анимация), «Олимпийская сказка» (перекладная – рисованная анимация https://youtu.be/Mk3ellPIXTw). Созданные детьми мультфильмы приняли участие в Международном фестивале авторской детской мультипликации «Я ТВОРЮ МИР» и стали лауреатами в песочной анимации «По песочным следам маленького принца», в Большом Всероссийском конкурсе фестиваля маленьких мультфильмов «Байкальские истории» где заняли 1 место в номинации пластилиновый мультфильм «Омулёнок».

Таким образом, создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.

Использование информационных технологий в образовании на примере мультстудий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Литература

 1.Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2013.

2.Шарипова С.В. Искусство мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2015. №7.

3. Муродходжаева, И.В. Амочаева  Мультстудия «Мой мир» Методические рекомендации; Москва, 2017.

4. Ажищева Т.А. Создание мультфильмов с детьми в дошкольной образовательной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. – С.38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".

Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиск...

Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...

«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

Кейс – технология современная и актуальная, в основе которой лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продук...

статья "Использование инновационной технологии "Лэпбук" в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Кейс - технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и её использование в экологическом воспитании дошкольников.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры   необходимо воспитывать с ранних лет. Стремительная динамика современной жизни требует п...

Выступление на педагогическом часе «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или сл...