НОД по познавательному развитию на тему: «Традиции Земли русской»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Карташева Айслу Калимулловна

НОД по познавательному развитию на тему: «Традиции Земли русской»

Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Рождественская СОШ»

Конспект

открытого занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

на тему: «Традиции Земли русской»

https://www.topdom.ru/uploaded/article/russian-interior-design/20.jpg

Воспитатель:

  Карташева А.К.

                         

с. Рождествено

2021 г

Цель: воспитание любви к национальной культуре.

Задачи:

Обучающие:

-  познакомить детей с русской народной культурой, провести экскурсию в русской избе.

Развивающие:

- расширять знания детей о традиции и быте русского народа;

-  пополнить словарь детей русскими пословицами и поговорками;

-развивать мышление, речь, коммуникативные навыки.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к народной культуре.

- любовь и уважение к русскому народу;

- доброжелательное отношение друг к другу.                                                                             

Предварительная работа:

- экскурсия в мини музей «русской избы» в саду, беседы о характере и традициях русского народа, о традиционных блюдах русской кухни;

- разучивание поговорок и пословиц, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, трудолюбия, щедрости, доброты;

- разучивание русских народных песен, хороводов, игр;

- чтение народных сказок;

- изобразительная деятельность детей на темы народных художественных промыслов (дымка, гжель, хохлома, городец).

Словарная работа:

Закуток, красный угол, хлебосольство.

Оборудование:

В группе оформлен мини музей крестьянской избы в виде горницы, предметы русского быта - печь, лавка, прялка, самовар, чашки, блюдца. каравай, расписные деревянные и гончарные изделия, посуда, корзина, домотканые половики, ухват, чугунок, сундук, рубаха русская народная, магнитные доски 2 шт, д\и «Собери матрешки»

Ход занятия

Организационный момент

В группе оформлен уголок в виде русской народной горницы - стоит печь, стол, накрытый скатертью, пироги, чашки, блюдца, сахар, пряники и т.д.  Звучит русская народная музыка.

Воспитатель располагается в горнице и приветствует гостей;

Здравствуйте гости дорогие! (с поклоном от сердца к земле)

Воспитатель: располагайтесь по удобней, у меня для каждого найдётся

 и местечко, и словечко.

Дети садятся в горнице полукругом.

Воспитатель:

Россия - страна очень большая и красивая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину. Посмотрим какой была Русь матушка.

- А что для Вас означает слово «Русь»?

Ответы детей.

Ребенок читает стих:

Солнце в Злате на Закате!

Небо, Полное Огня!

Роща — на холмистых склонах,

Лента речки — янтаря!

Русь Прекрасна на рассвете!

Русь Печальна и Мудра.

Знают Русь Вселенной Дети.

Ибо Русь у всех — Одна!

Автор: взято из интернета

Воспитатель: каждый русский человек должен с уважением относиться к культуре и традициям своего народа. Мы с Вами поговорим об обычаях и будем уважать мудрость предков, заключённую в этих обычаях.

Русский дом всегда славился гостеприимством и, сегодня, я пригласила вас в эту просторную русскую избу к теплой печке.

Воспитатель: избы на Руси были разные, красивые, резные, добротные и жилось в них тепло, уютно и хорошо. Избы строили все вместе помогая друг другу.  (слайд 1 избы и 2 горница)

Ребята, а как называлась самая большая и светлая комната в избе?

Дети: самая большая комната в избе была – горница.

Воспитатель: кого в ней принимали?

Дети: в горнице принимали гостей.

Воспитатель: чтоб зайти в избу при входе, нужно было кланяться, потому что, дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы сохранялось тепло. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно было набить.

Предлагаю встать около своих стульчиков и поклониться так, как будто вам нужно зайти в избу. Присаживайтесь.

Воспитатель: что было главным в горнице, как, Вы думаете?

Дети: печь.

Воспитатель: правильно ребята, русская печь! Посмотрите какая у нас красавица. (Слайд 3 печь)

Ребенок 1

Печка –матушка, душа!

До чего ж ты хороша!

Калачи да хлебушек

Напечешь для детушек

И наваришь для гостей

Чугунок горячих щей!

Ребенок 2

Всех накормишь кашею,

Сладкой простоквашею

Да топленным молоком,

Да горячим сбитеньком

И уложишь спатушки

На свои полатушки.

Воспитатель: печки нет в избе – значит, жизни нет. Почему так говорили?

Ответы детей: печь избу обогревала, на ней готовили еду, пекли пироги, сушили вещи, варежки, обувь, валенки. Вся жизнь была сосредоточена вокруг печи.                                                                    

Ни один предмет быта в российской истории не несет в себе столько русского духа и традиций, сколько вместила в себя русская печь. К ней относились как к живому существу, важному члену семьи, называя ее матушкой, и кормилицей. Печь была самой большой, занимала в избе много места, служила еще и мебелью: огромная кровать, шкаф и сушилка для одежды, полочки для посуды, кладовка для дров и всякой утвари. А ещё на ней сушили растения от простуды, ягоды, грибы.

(На печке сделать постель воображаемую, поставить чугунок, развесить кукольную одежду.)

Она была проста в изготовлении, делалась из глины и камней. Нагревалась печка быстро и из-за своей массы тепло сохранялось очень долго, что в ней особенно ценилось. К печной лежанке вверху пристраивался деревянный настил из досок, там всегда было тепло, поэтому вся семья от мала до велика могла греться на этой лежанке. А в русских народных сказках печка делала только добро - спасала, кормила, возила. А сейчас мы посмотрим, узнаете ли Вы, что за сказка на картинке. (Слайды сказки) дети отгадывают сказки.

Воспитатель: ох молодцы, все сказки отгадали. А интересно мне помните ли вы предметы домашней утвари? Время поиграть. В интересную игру с бубном.

Нужно встать в круг и под считалку передавать друг другу бубен

 из рук в руки, а я буду произносить считалку:

Ты катись, весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот отгадку скажет нам!

Ребёнок, на котором закончилась считалка, отгадывает загадку,

Загадки:

1.Маленький горбатенький - два воза везет.
(Коромысло с ведрами)

2.Набита пухом

Лежит под ухом. (Подушка)

3.Рыба в море, хвост на заборе.
(Ковшик)

4. Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая. 
(Ложка)

5.Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

6.Он по горнице гуляет,

Пыль и мусор собирает. (Веник)

7.Чёрный конь

Скачет в огонь. (Кочерга)

8.Никогда не ест,

А только пьёт, да кипяток льёт (Самовар)                                                                          9.Из избы идут – пляшут,
А в избу идут – плачут. (Ведра)                                                                                       10. Стоит толстуха –
деревянное брюхо,
железный поясок.(Бочка)

Воспитатель: молодцы, ребятушки, много загадок знаете про предметы, которые и в старину, и по сей день, помогают человеку в хозяйстве. Мы с вами вспомнили, как обустроена горница, и что в ней находится.

Воспитатель: а что же мы знаем про еду? русский дом всегда славился гостеприимством и хлебосольством. С ним связаны многие обряды и поверья, пословицы и поговорки, легенды и сказки.

Русская кухня была очень разнообразной – всё зависело от того, каким был повод, что отмечалось. Традиции русской кухни тесно переплетаются с народными праздниками, например, какое угощение готовят на масленицу? А на пасху и святки? Ответы детей.

Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А про какое угощение говорится в загадке?  

Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак…

 (Каша)

 - Правильно, это каша – праматерь наша. Кстати, каше назывались не только варёные крупы, но и всё, что варилось из измельчённых продуктов. Были хлебные каши, морковные, гороховые. 0тсюда пословицы «с ним каши не сваришь» или «мы с ним одной каши». Слово «однокашники» обозначает учеников одной школы, которые в древности во время обеда ели кашу из одного чугуна.                      

- А знаете ли вы, что нельзя по столу стучать ложкой или рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду, которую подаёт хозяйка на стол. Даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее.

Самое главное блюдо на столе – конечно, хлеб. И выпекали его в русской печи. Хлеб да соль сопровождали все радостные события: встречу именитых людей, молодых в день свадьбы. (Слайды) Как говорится в народе, «не красна изба углами, а красна пирогами».                            

- Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о хлебе, расскажите их? 0тветы детей.

Воспитатель: а вот и хлебушек румяный и душистый (достаю из печи и показывает его ребятам), ребята предлагаю поиграть в игру «Откуда хлеб пришел?» (Поиск соответствующего понятия)

Где покупают хлеб? — ... (В магазине.)

А в магазин он откуда попал? — ... (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? — ... (Из муки.)

Из чего муку получили? — ... (Из зерен пшеницы или ржи.)

Откуда зерно взялось? — ... (Из колоса пшеницы.)

Где растет пшеница? — ... (Выросла в поле.)

Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)

Молодцы ребята!

А сейчас послушайте загадку:

Стоит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.

(самовар)

Воспитатель на стол ставит самовар с баранками и говорит:

Какое чаепитие без самовара! (Слайд)

- Стол накрывался скатертью и на середину стола ставили самовар.

Пузатый и дымящийся, важный и блестящий, самовар стал центром праздничного застолья и незаменимым атрибутом русского чаепития.

0н стал символом семейного очага, уюта, дружеского общения и гостеприимства. 0н был в почете у бедняка и у царя. Под пыхтенье самовара слагали стихи, пели песни и решали дела государственной важности. Самовар служил средством общения: под чаек делились новостями, слушали разные истории и сказки. Так что самовар нашим предкам заменял и телевизор, и радио, и интернет.

Рядом с самоваром ставили чайник с заваркой, пряники, калачи, сладости, чай любили пить в прикуску с кусочками сахара.

А у нас то все к застолью готово. Самовар пыхтит, баранки с пылу с жару. Только не знаем мы сколько человек уместится за нашим столом. Предлагаю посчитать (чашки и стулья).

 Стулья мы посчитали, вода в самоваре у нас закипела, а с чем же чай пить?

-  Ребята у меня в руке мягкий смайлик, мы будем передавать его друг другу   при этом называя любимое угощение к чаю.

Воспитатель: Чаю попили нужно и за работу приниматься.  Потому что все в избе делалось своими руками. Это сейчас все в магазине можно купить. А раньше долгими зимними вечерами резали изготавливали посуду - миски и ложки, пряли, вышивали, плели лапти, корзины. (Слайды) И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. (Слайды)

Воспитатель:

Таня утром рано встала,

Всех матрешек посчитала:

Две матрешки на окошке,

три у бабушки в лукошке,

А еще одна в углу

Задремала на полу.

Матрешки тоже вырезались из дерева и расписывались вручную. И я вам матрешек приготовила. Но вот беда, пока несла все они перепутались.

Помогите каждой матрешке найти свою половинку.  (На магнитной доске, двое детей собирают матрешек) Молодцы ребята!

Любой труд был почётен: и взрослый, и детский. Дети были всегда хорошими помощниками взрослых. И взрослые с любовью про них говорили: «Мал, да удал!».

 К труду девочку приучала мать. Девочка помогала матери готовить, убирать избу, училась прясть, вязать, вышивать.

 Приучали к труду и мальчиков. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, он учился ездить верхом и управлять лошадью.

А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную игру «Лошадки».

После игры дети садятся на стулья.

Воспитатель: а еще была в крестьянском доме одна вещь, куда хозяева складывали всё, что не предназначалось для всеобщего обозрения. Там хранили самые дорогие вещи. Конечно, это сундук.

В сундуки складывали приданое для девочки – будущей невесты. Там хранились и домотканые полотенца, вышитые скатёрки, рубахи да сарафаны, куклы. Ах, как хотелось бы хоть одним глазочком взглянуть в бабушкин сундук! Нет ничего невозможного. А вот и сундук. Какие тайны он в себе хранит? Давайте, гости дорогие, заглянем в прошлое русского быта. Без каких вещей не обойтись было нашим бабушкам-прабабушкам.

-Как вы думаете, что же самого ценного лежит в нашем сундуке, посмотрим?

Воспитатель достает из сундука вещь, а дети говорят, что это и для чего предназначено.

Итог занятия 

Воспитатель: Нам пора возвращаться из нашего путешествия по Руси в нашу современную Россию, в наш детский сад.

Где мы были? Что видали? О чем говорили?

Дети: мы беседовали о русской избе, о том, как устроена горница, какие предметы в ней находятся, о русской печке, о гостеприимстве русского народа, говорили о традициях.

 Воспитатель: что вам особенно запомнилось? Что было вам особенно интересным?

Ответы детей

До свидания, ребята! До следующей встречи!

Используемая литература:

Сергей Тетерин Символы России серия «Наша страна»,

 Издательство Феникс 2015.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию на тему «День Земли» для старшей группы

Цель проекта: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле, развивать у детей познавательный интерес, желани...

Конспект ООД в области: «Познавательное развитие» на тему: «Богатыри земли русской». Подготовительная к школе группа.

Цель: Познакомить с былиной, как с одним из фольклорных жанров; формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Ник...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Планета Земля в опасности»

Программное содержание: ·        Закрепить знания детей о планете Земля (Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, есть материки: Африка, А...

Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».

В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...

Презентация по познавательному развитию на тему "Планета Земля"

Презентация может быть использована в качестве наглядного материала в работе со старшими дошкольниками....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Традиции и обычаи русского народа» для обучающихся подготовительной к школе группы

laquo;Что такое Родина?», «Путешествие в прошлое народных костюмов», «Расскажи о семейных традициях», «Игрушки наших бабушек».«Народное декоративно-при...