Конспект НОД по познавательному развитию по теме "Животные Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ахметова Гулия Самигуловна

НОД соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12345.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности поисково-познавательной направленности «Животные Земли»

 (старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

  • Показать детям распространение некоторых животных (крот, змея, страус)  на территории Земли от среды обитания;
  • Расширить и систематизировать представления детей об умениях животных приспосабливаться к среде обитания. Закрепить названия животных, знания об их назначении в природном мире;
  • Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового, умение устанавливать причинно-следственные связи
  • Воспитать гуманное, экологически целесообразное отношение к живому миру.

Активизация словаря: пресмыкающиеся, линька, названия частей света.

Предварительная работа: рассматривание познавательных книг о животном мире, чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Рыжовой,  дидактическая игра «Угадай какой зверь», отгадывание загадок о животных.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие

Виды деятельности: поисково-исследовательская,  игровая.

Оборудование: рисунки с изображением:  крота,  страуса;  игрушка - змея, перчатки (по количеству детей),  2 колпачка,  рулетка,  схемы для описания животных, макет глобуса, карточки для игры «Кто как передвигается», фарфоровая чашка.

ТСО: магнитофон, музыкальное сопровождение по содержанию НОД.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

- Ребята, вы хотите поиграть в игру «Ты – мой кусочек». Правила игры вы все помните?

Дидактическая игра «Ты – мой кусочек»

(дети называют слова, которые относятся к обобщающему слову «Тайга»)

- Ребята, давайте вспомним, что такое тайга? (тайга – это дикий хвойный лес)

ИГРА: Я – тайга. Я дерево – твой кусочек. Я белка – твой кусочек. (олень, рысь, соболь, полевка, заяц-беляк, белка-летяга, ястреб, бурый медведь, рябчик, глухарь, лось, кедровая сосна, ель, брусника, мох, и т.д.).

- Молодцы! Вы много назвали представителей тайги. Ведь в таких лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору. Я предлагаю вам сегодня продолжить разговор о животных нашей Земли.

- В каких еще местах живут животные? (леса, моря, океаны, Африка, Антарктида, Арктика, Америка, Австралия и т д.).

- Да, действительно, ребята, на нашей планете Земля нет такого места, где бы не обитали животные. В лесах, морях, реках, пустынях, болотах, степях, живут звери птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся. Слово пресмыкающиеся вам понятно? Кто это такие? (предположения детей).

- Да, к ним относятся ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи. А змеи бывают разные. Посмотрим на одну из них (педагог  показывает игрушку).  В самом слове «Змея» много таинственного – гибкое, лишенное ног, тело,  которое сворачивается кольцами,  как канат., и вдруг,  с неожиданной силой распрямляется и скользит,  извиваясь по земле (параллельно проходить показ на игрушке). Змеи, как и все живое на Земле, важное звено в природной цепи. Мы с вами знаем, что в природе нет вредных и ненужных животных. Змеи питаются исключительно живой пищей. Ребята, а вы знаете, как и чем питаются змеи?   (предположения детей: черви, улитки, мыши и т.д.).

- Как вы думаете, какую пользу приносят змеи человеку? (предположения детей).

- Из яда змеи готовят лекарства, благодаря которому удается вылечить больных людей.

- Но самое интересное, ребята, «Без рук, без ног» змея может  сбрасывать свою кожу. А как ей это удается?  (высказывания детей)

- Было много высказанных предположений. А какое из них наиболее верное, мы сейчас с вами проверим. Я всех вас приглашаю в нашу лабораторию и попробуем показать как линяет змея (каждому ребенку раздается по одной перчатке). Для этого все представьте себе, что наша рука – это змея. Наш локоть – это голова змеи, а кончики пальцев – ее хвост. А перчатка будет напоминать ее кожу (проверка предположений детей – проводится опыт с перчаткой).

- Педагог, совместно с детьми, делает вывод: оказывается, сбрасывая старую кожу, змея трется ртом о какую-либо шершавую поверхность, чтобы порвать старую кожу, затем медленно выползает из нее уже в новой коже.  

- Как сложно, оказывается, змее менять кожу. Ребята, а почему она, все-таки, сбрасывает кожу? (предположения детей).

- Верно. Так как змея постоянно ползает по земле, у нее кожа сильно изнашивается, поэтому она сбрасывает свою старую кожу, и приобретает новый наряд.

Дети садятся на стульчики

- Мы с вами только что поговорили о змее, которая живет на поверхности земли. А живут ли животные под землей? Назовите их (ответы детей).

- Давайте рассмотрим крота на рисунке. Обратите внимание на его глаза, нос, лапы, форму туловища. Что вы можете рассказать о нем?  (небольшие рассказы - предположения детей 3-4 предложения  по рисунку).

- Обратите внимание на глаза. Нужны кроту большие глаза?  Почему? (высказывания-предположения детей).

- Вы правильно отметили: лапы – похожи на лопаты, они ему помогают рыть землю. Глаза маленькие.  Кроты много времени проводят под землей, в темноте, и в солнечных лучах не нуждаются.  Кроту своими  лапами, похожими на лопаты, удобнее рыть землю, чем бегать по земле. Питается крот личинками жуков, многоножками. Поэтому ему под землей уютно и комфортно.

- Чтобы начать разговор о другом животном, я вам предлагаю отгадать загадку.

Крылья есть, но не летает,

На ногах два пальца.

Живет только в жарких странах.

Он быстро бегает, у него длинная шея.

                                                                  (страус)

- Догадались, кто это? Конечно, это страус.

- Это птица или зверь? (птица)

- Почему вы решили, что это птица. Докажите мне свое мнение.

- Я приготовила для вас схемы и модели. Они наверняка вам помогут найти ответ  (на мольберт выставляется 3 схемы: описание внешнего вида, как размножается, большое или маленькое животное)

Дети рассказывают о страусе, используя данные схемы.

- Да, ребята, страус – это очень крупная,  нелетающая птица. А вы можете представить, что страусы могут прокатить даже взрослого человека верхом, как на лошади. Вы сказали, что,  как все птицы, страус размножается яйцами. Как вы думаете, какой величины страусовое яйцо. Покажите.  

(дети показывают как думают)

- На самом деле оно очень большое. В страусовом яйце можно разместить более  10 куриных яиц (показ рисунка: в большом овале 11 – 12 маленьких овалов). Толщина скорлупы толще фарфоровой чашки (детям предлагается потрогать стенку фарфоровой чашки). Поэтому сама природа позаботилась о том, чтобы птенцы смогли безболезненно выбраться наружу, у них при рождении имеется уже один зуб, который помогает разбить эту скорлупу, который потом выпадает.

- А сейчас давайте узнаем, какие шаги делает страус. Для этого, я приготовила  2 колпачка,  которые покажут начало и конец страусового шага. Ребята, как вы думаете, сколько ваших шагов вмещается в страусовом  шаге? (ответы детей). Сейчас мы это проверим.  На самом деле страусовый шаг равняется 4 метрам. С помощью рулетки, мы  с вами сейчас измерим длину 4 метра. Один колпачок – на начало шага, второй – на конец шага. А теперь давайте узнаем, сколько ваших шагов поместилось в один страусовый шаг. Проводится опыт. Обобщаются  полученные результаты.

- На этих примерах мы с вами убедились, что животные живут в разных местах Земли, в разных странах, в разных условиях (на земле, под землей …) и приспосабливаются к тем местам, где они живут. Они даже передвигаются в зависимости от того, где они живут.

- Я предлагаю вам игру «Кто как  передвигается». Педагог знакомит детей с правилами игры: каждый ребенок получает карточку с изображением животного, они должны  найти подобрать соответствующую карточку  с изображением части тела, с помощью которой это животное передвигается (ласты, плавники, крылья, щупальца и др.).  Набор подобранных картинок вывешивается на мольберт. Дети объясняют свой выбор.

- сегодня мы свами говорили о некоторых из животных. Но на самом деле их намного больше. Все они живут на нашей планете под названием Земля. Если люди, и мы с вами, в том числе, не будем беречь места обитания животных, они могут погибнуть. Не только мы любим свой дом, а каждое животное, не смотря где оно живет (в горах, океанах, морях, степях, жарких и холодных странах, в земле) – все они любят и берегут свой дом. А наш общий дом – это наша планета Земля.

- О каких животных мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

- Я вам предлагаю расселить этих животных на нашем глобусе (детям предлагается макет глобуса из папье-маше, на котором они должны расселить животных по своим местам обитания).

- Посмотрите на то, что у нас получилось. Действительно,  животные живут повсюду. Мы  с вами крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные строчки из стихотворения поэта  Н.Старшинова:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Нашу родную Землю,

Где мы живем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом!"

В этом занятии воспитатель расширяет представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формирует стремление беречь общий дом, как условие сохр...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...

Конспект занятия по познавательному развитию "Наша планета Земля"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию...

Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.

Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....

Конспект НОД по познавательному развитию "Опыты с землей"

Проведение опытов с землей в старшей группе...