Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Виноградчая Елена Григорьевна

В этом занятии воспитатель расширяет представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формирует стремление беречь общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей, закрепляет понятие, что мы – люди-являемся частью природы, и для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, солнце, воздух. Воспитывает ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: расширять представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формировать стремление беречь свой общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей, закреплять понятие, что мы – люди-являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, солнце, воздух. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Ход занятия:

- Дети, предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое?

( Животные, рыбы, насекомые, растения).

  • Этот мир такой разнообразный и неповторимый. В начале нашего путешествия мы с вами поиграем в игру « Живая и неживая природа».

    Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой(птицы, растения, рыбы и т.д.) и не живой (небо, земля, камни и т.д.) природы.

У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом? ( Вывешиваю карту мира).

      - Земля.

-Наш общий дом –это планета Земля. Она вращается вокруг солнца. Что это такое?

- Это глобус.

- Глобус- это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете. Например, какой формы Земля?

- Она круглая. Похожа на шар.

- Каким цветом обозначена на глобусе суша?

- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

- Много ли на нашей планете воды?

- Воды больше, чем суши.

- Каким цветом она обозначена на глобусе?

- Вода обозначена синим, голубым, белым цветами.

- Наша планета самая красивая из всех планет. Какие еще планеты вы знаете?

- Венера, Марс, Меркурий и др.

- На этих планетах нет жизни, потому что нет воздуха и воды. Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Иван Дайнеко:

Есть на Земле огромный дом,

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес, и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живут в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Природа имеет важное значение каждого человека. Ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жизнь невозможна. А что именно – вам подскажут загадки:

     Не огонь, а больно жжет.

Не пекарь, а печет.

( Солнце).

Вывешиваю символы.

- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

-Нет.

-Почему?

Ответы детей.

 

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него прожить не можем.

( Воздух).

-А без воздуха мы можем прожить?

-Нет.

-Почему?

- Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.

- Почему на картинке ничего не изображено?

- Потому что воздух невидимый. А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей) (конечно, нет, он же невидимый.)

    - Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы) .

    - Потому что воздух легче воды.

Всегда ли воздух нам друг?

Дети. Дают разные ответы.

- Давайте докажем (предлагает варианты) .

Где вы можете встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, в парке, на море, в горах.

Воспитатель. А что значит чистый воздух

Дети. Это когда легко и свободно дышится.

- Часто слышим такое высказывание: Воздух - нам враг.

- Как понимаете эти слова?

А где вы можете встретить грязный воздух?

Дети. Рядом с заводом, где из трубы валит дым, на улице где много машин и т. д

- А что значит грязный воздух?

Дети. Это когда дышать трудно и вредно.

-Что нужно сделать для того, чтобы воздух был чистый и все были здоровым? (сажать деревья, устанавливать фильтры на фабриках и заводах, улавливающих пыль и ядовитые вещества, разрабатывать новые электромобили).

-Воздушная оболочка Земли , как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны) .

А давайте вместе попрыгаем на месте. (Прыжки) .

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте) .

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.

Следующая загадка:

Меня пьют, меня льют,

      Всем я нужна, кто такая я?

( Вода).

-Правильно, вода сегодня для всех такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему? ( Ответы детей).

-Без воды невозможно существование всего живого:

Повсюду, где бежит вода

 Цветет земля, цветет страна…

Опыт с водой: Понюхать воду-итог-вода без запаха; без вкуса; прозрачная или нет (стакан с молоком и с водой);

Сейчас далеко не везде в реках, морях и океанах такая вода. Почему?

Предлагаю детям отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками.

( Под музыку дети , взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях « Дикие животные», «Домашние животные», «Растения» и других, где дети указывают, что относится к каждой группе )

- Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше. Как вы думаете, сможет ли человек жить один на земле, без животных, птиц, насекомых, рыб, растений, деревьев и т.д.? Конечно, нет. Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете ребята, от человека зависит красота природы?

- Зависит. Потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.

- А всегда человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?

- Человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т.д.

- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшуюся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру. Но человек умеет исправлять свои ошибки и в нашей стране создали заповедники. Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, животные, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека..Это наше богатство, которым каждый может гордиться. Что запрещается делать в заповеднике?

-Запрещается рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных.

- А что разрешается делать в заповеднике?

-Разрешается дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам.

-Человек на земле – самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он , как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники;

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег;

Будь человеком, человек.

В тебя мы верим-не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!

-Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. А сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены места отдыха на природе, и мы вспомним правила поведения там.

Дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила поведения во время отдыха на речке, в лесу, на лугу т.д.

- Сегодня я решила посвятить вас в « Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медаль « Юные друзья природы». Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Что будете для этого делать? ( Ответы детей). Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? ( ответы детей).

  • Молодцы, ребята! Я поздравляю вас с медалью и надеюсь, что она будет не последняя. Спасибо за занятие!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34»

Конспект занятия

Образовательная область «Познание»

Окружающий мир

Тема: «Земля - наш общий дом»

Из опыта работы воспитателя:

Виноградчей Е.Г.

Химки, 2015г.