Конспект занятия по познавательному развитию №3 в подготовительной к школе группе Тема: «Наш общий дом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию №3
в подготовительной к школе группе
Тема: «Наш общий дом»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №3
в подготовительной к школе группе
Тема: «Наш общий дом»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
Программное содержание: учить находить взаимосвязи живой и неживой природы с деятельностью человека, развивать способности детей наблюдать, описывать, строить предположения о том, к чему приведёт несоблюдение правил безопасного поведения на природе, предлагать способы их проверки, формировать представление о человеке как о части живой природы.
Материалы и оборудование: демонстрационный – глобус; изображение Земли и Солнца, карточки с рисунками люстры, крана с водой, вентилятора, батареи, шкафа, холодильника, плиты, мусорного ведра; рисунки с сюжетными картинками о правилах поведения в природе (дети купаются, в воде плавает мусор, непогашенный костёр, дети вешают скворечник и пр.); раздаточный – пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.
Планируемый результат: сформированы знания детей о профессии людей, занимающихся охраной природы.
Структура занятия.
I | Вводная часть | Загадка | 3 мин |
II | Основная часть | 24 мин | |
1. | Игра | «Найди пару» | 5 мин |
2. | Работа в пособии | «Найди отличия» | 2 мин |
3. | Беседа | О профессии эколога | 4 мин |
4. | Физкультминутка | «Хорошо – плохо» | 3 мин |
5. | Работа в пособии | «Зачеркни картинки…» | 3 мин |
6. | Работа в пособии | «Путешествие капельки» | 3 мин |
7 | Чтение сказки | «Как дед великое равновесие нарушил» | 4 мин |
III | Заключительная часть | Итог занятия | 3 мин |
Длительность занятия 30 минут.
Ход занятия
- Вводная часть
- Ребята, отгадайте загадку:
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь. (Глобус.)
Воспитатель показывает глобус.
- Что такое глобус? (Глобус – это модель Земного шара.)
- Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери. И конечно же, всю эту красоту, всё богатство природы мы должны любить, ценить и беречь.
II. Основная часть
- Игра «Найди пару»
На доске повесить изображение Земли и Солнца; карточки с рисунками люстры, крана с водой, вентилятора, батареи, шкафа, холодильника, плиты, мусорного ведра.
- В прошлом году мы с вами познакомились с картой и глобусом. Помните ли вы, что и какими цветами на них изображено? (Да. Синий – вода, жёлтый и зелёный – равнина, коричневый – горы, белый – льды.)
- Совершенно верно. А ещё мы говорили, что Земля - это наш общий дом. Помните?
- Сегодня мы с вами будем играть в игру «Найди пару». Все вы прекрасно знаете правила: надо подобрать картинки или предметы, подходящие друг другу по смыслу. Вам надо будет найти пару на картине всем предметам, окружающим нас в квартире. Подумайте, без чего люди не обошлись бы в доме. (Без света. В квартиру свет проникает через окно, или горит в комнате люстра.)
- Прекрасно. А что заменяет люстру для всей Земли? (Солнце.)
Аналогично находятся пары для крана с водой, батареи, холодильника, шкафа и т.д.
Затруднение при выполнении задания возникает, когда дети не могут найти пару мусорному ведру.
- Осталось у нас мусорное ведро. Что мы можем поставить ему в пару? Как вы думаете? (Может быть, сушу, ведь люди закапывают мусор в землю на свалках.)
- Посмотрите, что мы поставили суше в пару - шкаф и плиту. Вы у себя дома мусор в шкаф складываете? (Нет, тогда можно в воде утопить...)
- Это значит – всё в раковину или унитаз затолкаем, а если засор, и тогда всё обратно в квартиру пойдёт? Будете ли вы пить воду, если знаете, что в ней плавали чьи-то старые ботинки или очистки от картошки? (Тогда выкинем в космос, как на помойку.)
- А мусор полетает-полетает и к нам на голову в самый неподходящий момент свалится (в космосе мусоровозов нет). Что же нам делать – некуда мусор девать?
Детям надо дать некоторое время (совсем немного) для решения этой проблемы.
- Работа в пособии (задание 1)
- Как вы думаете, учится ли человек у природы?
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди отличия». Рассмотрите два верхних рисунка. Найдите отличия (число животных, их расположение и т.п. – небольшие отличия).
- А теперь сравните два нижних рисунка. Легко находите отличия?
- Что изменилось с появлением человека? Что мешает жить людям?
Дети сами должны прийти к решению: человек должен сам за собой убирать мусор, ведь в природе его нет.
- Беседа о профессии эколога
- Итак, стало понятно, что не только перед вами, но и перед всеми людьми на планете встала та же проблема – что делать с мусором. Есть такая пословица: «Чисто не там, где убираются, а там, где не мусорят». Представьте свой дом. Кто в нём больше мусорит, а кто убирается? (Дети мусорят больше, а взрослые чаще наводят порядок.)
- Так и на планете Земля: есть люди, которые ведут себя как дети – мусорят больше, не заботясь об окружающих, но есть и люди, которые следят за чистотой воды и воздуха, проверяют заводы и фабрики, чтобы вредные вещества не попали в землю, воду и воздух и не отравили всех нас. Профессия таких людей называется эколог. Появилась она не так давно. Именно тогда, когда люди стали задумываться о значении воды, света, тепла, растений, животных и человека в жизни планеты. Как вы думаете, что вредит природе, а что помогает? Например, вода вредит или помогает? (Помогает – растениям и животным нужна вода, чтобы расти.)
- Это правильно, но если её очень много – наводнение, например? (Тогда и растения, и животные погибнут. Значит, вода вредна и полезна одновременно.)
Аналогично рассматривается значение тепла (много – всё высыхает, мало – всё замерзает), света (много – растения погибают, мало – в темноте никто не выживет), растений (много – всё заполоняют, мало – нечем дышать), животных (много – уничтожают всё на пути, мало – не хватает пищи, примеры хищников, саранчи и пр.).
- Физкультминутка «Хорошо – плохо»
- А теперь давайте посмотрим – люди вредят нашей планете или приносят пользу? Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы своими движениями будете показывать мне, хорошо на них люди поступают или плохо. Хорошо – встали, руки в стороны; плохо – присели, сжались в комочек или выполнили любые другие движения.
- Приготовились... (Воспитатель показывает картинки о правилах поведения на природе.)
- Работа в пособии (задание 2)
- Рассмотрите рисунки. Эти правила поведения должны соблюдать и взрослые, и дети. Здесь нарисовано, как взрослые люди влияют на окружающую природу. Как вы считаете, где люди поступают хорошо, а где – плохо? Кого из них на этих картинках можно назвать экологами?
- Работа в пособии (задание 3)
- Как вы думаете, откуда вода попадает на небо?
- Вспомните, мы в прошлом году проводили эксперимент с горячей водой. А теперь рассмотрите рисунки. Попробуйте соединить стрелками их так, чтобы можно было составить рассказ «Путешествие Капельки».
- Расскажите об этом путешествии по картинкам.
- Чтение сказки «Как дед великое равновесие нарушил»
- Ребята, послушайте сказку «Как дед великое равновесие нарушил».
...Сидит старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо сова.
- Здорово, - говорит, - друг.
- Ты сова – отчаянная голова, - отвечает старик, - уши торчком, нос крючком, от солнца хоронишься, людей сторонишься. Какой я тебе друг?
Рассердилась сова.
- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану к тебе по ночам на луг летать – мышей пугать. Сам лови!
- Ишь, чем пугать вздумала! У-у-у, тикай, пока цела!
Улетела сова в лес, забралась в дуб – никуда из дуба не летит. Ночь пришла. Мыши в норе переговариваются:
- Погляди-ка, кума, не летит ли сова: уши торчком, нос крючком?
- Не видать, не слыхать совы! Нынче нам на лугу приволье!
Стали мыши по лугу бегать – шмелиные гнёзда ворошить. А сова из дупла приговаривает:
- О-хо-хо, старик, как бы худо не вышло! Мыши-то, говорят, на охоту вышли...
- А пускай идут! - отвечает старик. - Чай, мыши не волки – не зарежут тёлки! Была б корова здорова, остальное – трын-трава!
Разлетелись шмели с луга в разные стороны. А сова из дупла приговаривает:
- О-хо-хо, старик, как бы худо не вышло! Все шмели твои разлетелись!
- А пускай летят! - отвечает старик. - Что от них толку? Волдыри только!
Стал клевер на лугу чахнуть. А сова из дупла приговаривает:
- О-хо-хо, старик, как бы худо не вышло! Не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить!
- А, ничего! - отвечает старик. - И без шмелей обойдёмся! А цветень и ветер перенесёт.
Не пошла корова на луг: стоит в стойле – мычит. А сова из дупла приговаривает:
- О-хо-хо, старик, оттого твоя корова мычит, что клевера просит. А клевер на лугу не родится.
Стала корова тощать, стала молока сбавлять. Нечем стало старику чай белить. Пошёл старик сове кланяться:
- Уж ты, совушка-вдовушка, меня из беды выручай! Нечем стало мне, старому, белить чай.
- То-то, старый! - отвечает сова. - Дружно не грузно, а врозь – хоть брось!
Простила сова старика: вылетела из дупла, полетела на луг мышей ловить. А мышам на лугу раздолье:
- Погляди-ка, кума, не летит ли сова?!
- Берегись, кума! Летит сова – отчаянная голова: уши торчком, нос крючком! Пришёл конец нашему раздолью!!!
Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у коровы много!
Стал старик молоком чай белить, чай белить – сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
Дружно не грузно, а врозь – хоть брось!
(В. Бианки)
III. Заключительная часть
Итог занятия
- Мы с вами прочитали сказку «Как дед великое равновесие нарушил». Можете ли вы объяснить, в чём её смысл и чем она связана с нашим занятием. (Там дед прогнал сову и остался без молока.)
- А почему так получилось? (Сова перестала ловить мышей, мыши съели шмелиные гнёзда, шмели не опылили клевер, корова не поела и не дала молока. Всё связано.)
- Правильно. В природе всё связано, всё друг от друга зависит, поэтому, уничтожая одну часть природы, мы изменяем сразу всё. Так же, как и у нас в доме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»
Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»
Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной к школе группе Тема: «Птицы в гости прилетели!»
Материал может быть использован для итогового мероприятия или открытого занятия....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи "Как дикие животные готовятся к зиме"
В данном конспекте описан ход занятия с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: "Как дикие животные готовятся к зиме". В начале занятия дети рассказывают о...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы. Тема: Квест – игра «4 столицы»
Цель: Воспитание у старших дошкольников интереса к своей стране, желания узнавать ее особенности через ознакомление со значимыми городами России Формирование чувства сопричастности к своему городу,...

Конспект занятия по познавательному развитию №1 в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»
Конспект занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе «Воспоминание о лете»...

Конспект занятия по познавательному развитию №5 в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в прошлое»
Конспект занятия по познавательному развитию №5в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие в прошлое»...
