Конспект занятия по познавательному развитию №3 в подготовительной к школе группе Тема: «Наш общий дом»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию №3

в подготовительной к школе группе

Тема: «Наш общий дом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_nash_obshchiy_dom.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №3

в подготовительной к школе группе

Тема: «Наш общий дом»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная,  познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Программное содержание: учить находить взаимосвязи живой и неживой природы с деятельностью человека, развивать способности детей наблюдать, описывать, строить предположения о том, к чему приведёт несоблюдение правил безопасного поведения на природе, предлагать способы их проверки, формировать представление о человеке как о части живой природы.

Материалы и оборудование: демонстрационный – глобус; изображение Земли и Солнца, карточки с рисунками люстры, крана с водой, вентилятора, батареи, шкафа, холодильника, плиты, мусорного ведра; рисунки с сюжетными картинками о правилах поведения в природе (дети купаются, в воде плавает мусор, непогашенный костёр, дети вешают скворечник и пр.); раздаточный – пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.

Планируемый результат: сформированы знания детей о профессии людей,  занимающихся охраной природы.

Структура занятия.

I

Вводная часть

Загадка

3 мин

II

Основная часть

24 мин

1.

Игра

«Найди пару»

5 мин

2.

Работа в пособии

«Найди отличия»

2 мин

3.

Беседа

О профессии эколога

4 мин

4.

Физкультминутка

«Хорошо – плохо»

3 мин

5.

Работа в пособии

«Зачеркни картинки…»

3 мин

6.

Работа в пособии

«Путешествие капельки»

3 мин

7

Чтение сказки

«Как дед великое равновесие нарушил»

4 мин

III

Заключительная часть

Итог занятия

3 мин

 Длительность занятия 30 минут.

Ход занятия

  1. Вводная часть

- Ребята, отгадайте загадку:

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь —

В руках унесёшь.  (Глобус.)

Воспитатель показывает глобус.

- Что такое глобус? (Глобус – это модель Земного шара.)

- Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери. И конечно же, всю эту красоту, всё богатство природы мы должны любить, ценить и беречь.

II. Основная часть

  1. Игра «Найди пару»

На доске повесить изображение Земли и Солнца; карточки с рисунками люстры, крана с водой, вентилятора, батареи, шкафа, холодильника, плиты, мусорного ведра.

- В прошлом году мы с вами познакомились с картой и глобусом. Помните ли вы, что и какими цветами на них изображено? (Да. Синий – вода, жёлтый и зелёный – равнина, коричневый – горы, белый – льды.)

- Совершенно верно. А ещё мы говорили, что Земля - это наш общий дом. Помните?

- Сегодня мы с вами будем играть в игру «Найди пару». Все вы прекрасно знаете правила: надо подобрать картинки или предметы, подходящие друг другу по смыслу. Вам надо будет найти пару на картине всем предметам, окружающим нас в квартире. Подумайте, без чего люди не обошлись бы в доме. (Без света. В квартиру свет проникает через окно, или горит в комнате люстра.)

- Прекрасно. А что заменяет люстру для всей Земли? (Солнце.) 

Аналогично находятся пары для крана с водой, батареи, холодильника, шкафа и т.д.

Затруднение при выполнении задания возникает, когда дети не могут найти пару мусорному ведру.

- Осталось у нас мусорное ведро. Что мы можем поставить ему в пару? Как вы думаете? (Может быть, сушу, ведь люди закапывают мусор в землю на свалках.)

- Посмотрите, что мы поставили суше в пару - шкаф и плиту. Вы у себя дома мусор в шкаф складываете? (Нет, тогда можно в воде утопить...)

- Это значит – всё в раковину или унитаз затолкаем, а если засор, и тогда всё обратно в квартиру пойдёт? Будете ли вы пить воду, если знаете, что в ней плавали чьи-то старые ботинки или очистки от картошки? (Тогда выкинем в космос, как на помойку.)

- А мусор полетает-полетает и к нам на голову в самый неподходящий момент свалится (в космосе мусоровозов нет). Что же нам делать – некуда мусор девать?

Детям надо дать некоторое время (совсем немного) для решения этой проблемы.  

  1. Работа в пособии  (задание 1) 

- Как вы думаете, учится ли человек у природы?

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди отличия». Рассмотрите два верхних рисунка. Найдите отличия (число животных, их расположение и т.п. – небольшие отличия).

- А теперь сравните два нижних рисунка. Легко находите отличия?

- Что изменилось с появлением человека? Что мешает жить людям?

Дети сами должны прийти к решению: человек должен сам за собой убирать мусор, ведь в природе его нет.

  1. Беседа о профессии эколога

- Итак, стало понятно, что не только перед вами, но и перед всеми людьми на планете встала та же проблема – что делать с мусором. Есть такая пословица: «Чисто не там, где убираются, а там, где не мусорят». Представьте свой дом. Кто в нём больше мусорит, а кто убирается? (Дети мусорят больше, а взрослые чаще наводят порядок.)

- Так и на планете Земля: есть люди, которые ведут себя как дети – мусорят больше, не заботясь об окружающих, но есть и люди, которые следят за чистотой воды и воздуха, проверяют заводы и фабрики, чтобы вредные вещества не попали в землю, воду и воздух и не отравили всех нас. Профессия таких людей называется эколог. Появилась она не так давно. Именно тогда, когда люди стали задумываться о значении воды, света, тепла, растений, животных и человека в жизни планеты. Как вы думаете, что вредит природе, а что помогает? Например, вода вредит или помогает? (Помогает – растениям и животным нужна вода, чтобы расти.)

- Это правильно, но если её очень много – наводнение, например? (Тогда и растения, и животные погибнут. Значит, вода вредна и полезна одновременно.)

Аналогично рассматривается значение тепла (много – всё высыхает, мало – всё замерзает), света (много – растения погибают, мало – в темноте никто не выживет), растений (много – всё заполоняют, мало – нечем дышать), животных (много – уничтожают всё на пути, мало – не хватает пищи, примеры хищников, саранчи и пр.).

  1. Физкультминутка «Хорошо – плохо»

- А теперь давайте посмотрим – люди вредят нашей планете или приносят пользу? Я вам сейчас буду показывать картинки, а вы своими движениями будете показывать мне, хорошо на них люди поступают или плохо. Хорошо – встали, руки в стороны; плохо – присели, сжались в комочек или выполнили любые другие движения.

- Приготовились... (Воспитатель показывает картинки о правилах поведения на природе.)

  1. Работа в пособии (задание 2)

- Рассмотрите рисунки. Эти правила поведения должны соблюдать и взрослые, и дети. Здесь нарисовано, как взрослые люди влияют на окружающую природу. Как вы считаете, где люди поступают хорошо, а где – плохо? Кого из них на этих картинках можно назвать экологами?

  1. Работа в пособии (задание 3)

- Как вы думаете, откуда вода попадает на небо?

  • Вспомните, мы в прошлом году проводили эксперимент с горячей водой. А теперь рассмотрите рисунки. Попробуйте соединить стрелками их так, чтобы можно было составить рассказ «Путешествие Капельки».
  • Расскажите об этом путешествии по картинкам.
  1. Чтение сказки «Как дед великое равновесие нарушил»

- Ребята, послушайте сказку «Как дед великое равновесие нарушил».

...Сидит старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо сова.

- Здорово, - говорит, - друг.

- Ты сова – отчаянная голова, - отвечает старик, - уши торчком, нос крючком, от солнца хоронишься, людей сторонишься. Какой я тебе друг?

Рассердилась сова.

- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану к тебе по ночам на луг летать – мышей пугать. Сам лови!

- Ишь, чем пугать вздумала! У-у-у, тикай, пока цела!

Улетела сова в лес, забралась в дуб – никуда из дуба не летит. Ночь пришла. Мыши в норе переговариваются:

- Погляди-ка, кума, не летит ли сова: уши торчком, нос крючком?

- Не видать, не слыхать совы! Нынче нам на лугу приволье!

Стали мыши по лугу бегать – шмелиные гнёзда ворошить. А сова из дупла приговаривает:

- О-хо-хо, старик, как бы худо не вышло! Мыши-то, говорят, на охоту вышли...

- А пускай идут! - отвечает старик. - Чай, мыши не волки – не зарежут тёлки! Была б корова здорова, остальное – трын-трава!

Разлетелись шмели с луга в разные стороны. А сова из дупла приговаривает:

- О-хо-хо, старик, как бы худо не вышло! Все шмели твои разлетелись!

- А пускай летят! - отвечает старик. - Что от них толку? Волдыри только!

Стал клевер на лугу чахнуть. А сова из дупла приговаривает:

- О-хо-хо, старик, как бы худо не вышло! Не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок переносить!

- А, ничего! - отвечает старик. - И без шмелей обойдёмся! А цветень и ветер перенесёт.

Не пошла корова на луг: стоит в стойле – мычит. А сова из дупла приговаривает:

- О-хо-хо, старик, оттого твоя корова мычит, что клевера просит. А клевер на лугу не родится.

Стала корова тощать, стала молока сбавлять. Нечем стало старику чай белить. Пошёл старик сове кланяться:

- Уж ты, совушка-вдовушка, меня из беды выручай! Нечем стало мне, старому, белить чай.

- То-то, старый! - отвечает сова. - Дружно не грузно, а врозь – хоть брось!

Простила сова старика: вылетела из дупла, полетела на луг мышей ловить. А мышам на лугу раздолье:

- Погляди-ка, кума, не летит ли сова?!

- Берегись, кума! Летит сова – отчаянная голова: уши торчком, нос крючком! Пришёл конец нашему раздолью!!!

Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у коровы много!

Стал старик молоком чай белить, чай белить – сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Дружно не грузно, а врозь – хоть брось!

(В. Бианки)

III. Заключительная часть

Итог занятия

- Мы с вами прочитали сказку «Как дед великое равновесие нарушил». Можете ли вы объяснить, в чём её смысл и чем она связана с нашим занятием. (Там дед прогнал сову и остался без молока.)

- А почему так получилось? (Сова перестала ловить мышей, мыши съели шмелиные гнёзда, шмели не опылили клевер, корова не поела и не дала молока. Всё связано.)

- Правильно. В природе всё связано, всё друг от друга зависит, поэтому, уничтожая одну часть природы, мы изменяем сразу всё. Так же, как и у нас в доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»

Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»

Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной к школе группе Тема: «Птицы в гости прилетели!»

Материал может быть использован для итогового мероприятия или открытого занятия....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи "Как дикие животные готовятся к зиме"

В данном конспекте описан ход занятия с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи на тему: "Как дикие животные готовятся к зиме". В начале занятия дети рассказывают о...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы. Тема: Квест – игра «4 столицы»

Цель: Воспитание у старших дошкольников интереса к своей стране, желания узнавать ее особенности через ознакомление со значимыми городами России Формирование чувства сопричастности к своему городу,...

Конспект занятия по познавательному развитию №1 в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»

Конспект занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе «Воспоминание о лете»...

Конспект занятия по познавательному развитию №5 в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в прошлое»

Конспект занятия по познавательному развитию №5в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие в прошлое»...