Конспект занятия по познавательному развитию №5 в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию №5
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в прошлое»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №5
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие в прошлое»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель: формировать умение анализировать своё поведение и поведение окружающих.
Программное содержание: познакомить детей с правилами поведения в разное время (с древности до наших дней), закреплять умение анализировать ситуацию и выбирать оптимальное решение и стиль поведения, закреплять умение анализировать своё поведение для обеспечения своей безопасности.
Материалы и оборудование: демонстрационный – атрибуты для ролевой игры: дубина, веер, мобильный и старинный телефоны, автомобиль, карета, лошадь, бейсболка, шляпа, лапти, перьевые ручки и пр.; картины, изображающие людей разных эпох: первобытных людей, Древней Руси, времён Петра I, революции, современников; «линия времени» (её можно нарисовать на доске); раздаточный – пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети умеют анализировать свое поведение и поведение окружающих.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 2 мин |
II | Основная часть | 25 мин | |
1 | Игра | «Машина времени» | 5 мин |
2 | Беседа | «Правила поведения» | 5 мин |
3 | Физкультминутка | «Современники» | 3 мин |
4 | Работа в пособии | «Соедини линиями» | 3 мин |
5 | Работа в пособии | «Расскажи по картинке» | 3 мин |
6 | Работа в пособии | «Обведи картинки» | 3 мин |
7 | Работа в пособии | «Расставь по порядку» | 3 мин |
III | Заключительная часть | 3 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть
Дело было на рассвете...
В группе нашей были дети.
Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел…
Лёва пел,
Архан молчал,
А Данил ногой качал.
И тут сказал ребятам Глеб
- Скучно, скучно так сидеть
И на улицу глядеть.
Ведь гораздо интересней побывать в другом нам месте.
- Ребята, где бы вы хотели сейчас оказаться в прошлом или будущем?
(Ответы детей.)
- Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (Настоящее.)
- А как будет называться время, которое будет? (Будущее.)
- А как будет называться время о прошедших событиях? (Прошлое.)
- Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (Нет.)
- Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя.)
- А что нам может помочь вернуться в прошлое?
II. Основная часть
- Игра «Машина времени»
- Сегодня я предлагаю вам поиграть в «Машину времени». Правила просты: представьте, что мы путешествуем в прошлое. Я называю, на сколько лет назад мы уехали, а каждая группа изображает тех людей, которых мы там должны встретить: как они здороваются, прощаются, едят, общаются и т.д. Здесь лежат предметы, которые вам понадобятся. Разделимся на группы: дикари, жители Древней Руси, россияне времён царей, революции и Великой Отечественной войны.
Игра начинается с эпохи 10 000 лет назад (первобытная эпоха), потом - 1000 (Древняя Русь), 500 (времена Петра I), 100 (революционная Россия). Дети довольно легко определяют предметы ко всем эпохам и изображают дикарей, жителей Древней Руси.
Затруднение состоит в том, что дети не знают, какие правила поведения появились раньше, а какие - позже.
Решение – используя атрибуты, разыграть эти правила после рассказа воспитателя о той или иной эпохе.
- Беседа «Правила поведения»
- Попробуйте догадаться, когда появились первые правила поведения. (Мы не знаем.)
- Смотрите, вот наши дикари. Их называют первобытные люди. Как вы думаете, могли у них быть какие-то правила? (Как мамонта убить.)
- А как они этому своих детей учили? Книг тогда не было. (Дети смотрели, как поступают родители, и учились поступать так же.)
- Правильно. А мы можем судить о правилах их поведения по рисункам на стенах пещер, сохранившимся до наших дней. Это они придумали правило делиться с другими (у них не было выбора – накормить надо было всех, или они умирали, и племя оставалось без охотников и собирателей ягод, корешков). Ещё в это же время придумали правило уважать старших. Как вы думаете, почему племя нуждалось в стариках, ведь охотиться они не могли? (Не знаем.)
- Всё очень просто. Когда вы не ходите в детский сад, например, летом, а папа и мама работают, кто с вами находится? (Бабушки и дедушки, няни.)
- Правильно. Вот и в племенах, чтобы освободить молодых женщин для сбора ягод и грибов, всех детей отдавали старикам. Они приглядывали за ними, а заодно учили всему тому, что узнали сами за свою долгую жизнь. В те времена до старости доживали только самые ловкие, умные и хитрые, остальные погибали на охоте и в лесу. Теперь вы можете показать, что первобытные люди были не такими уж невоспитанными.
Груша «дикарей» показывает, как они воспитывали детей и делили на всех еду.
- Теперь перенесёмся в другую эпоху - на 1000 лет назад в Древнюю Русь. Вспомните русские народные сказки и былины. Все они о правилах поведения. Эти сказки рассказывали и взрослым, и детям, чтобы они учились вести себя правильно. Подумайте, о каких правилах поведения рассказывается в сказках «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль» и пр. (Не разговаривать с посторонними людьми, не открывать чужим дверь, не пускать в дом незнакомцев, помогать друг другу в работе, помогать слабым, приглашать в дом гостей и т.д.)
- Правильно. Все эти правила появились именно в это время. Можете ли вы теперь показать эти правила?
Группа «древних русичей» изображает все названные правила.
- Поехали дальше. Прошло ещё 500 лет. На Руси правили уже цари. И вот появился царь Пётр I. Он много поездил по миру и увидел, что в Европе люди ведут себя совсем не так, как на Руси. Тогда он написал сборник правил «Первоучение отрокам». Отроками в то время называли подростков и молодёжь, адресованы эти правила были в первую очередь им. Вот маленький отрывок из этого сборника правил: «За столом сидеть ровно, перстами в тарелку не тыкать».
- О чём говорят эти правила поведения? (О том, как вести себя за столом: не есть руками из тарелки, не кривляться, сидеть прямо.)
- Совершенно верно. В этом сборнике Пётр I описал правила поведения и дома, включая обхождение с родителями, и поведение в общественных местах.
- Ещё Пётр ввел на Руси балы и бальные танцы, новую моду в одежде, чтобы в ней было удобно скакать на лошадях и танцевать, заставил мужчин брить бороды и усы, а женщин делать причёски или носить парики. Обязал всех родителей богатых детей отправлять их учиться в Европу на мореходов, строителей, инженеров, пушкарей и т.д. (до этого на Руси грамотными были в основном только служители церкви). Ввёл обязательное обучение грамоте для богатых девушек. Первые школы вне церквей (светские) появились именно при нём. Можете ли вы теперь показать, как вели себя люди во времена Петра І?
Группа «петровцев» показывает правила поведения за столом или в школе.
- Но правила эти коснулись в основном только богатых людей. Прошло ещё 400 лет. И вот случилась в России революция, которая немного уравняла правила поведения для всех людей. Теперь образование стало обязательным для всех – богатых и бедных, мужчин и женщин, городских и деревенских. А раз все учатся, то и правилам поведения стали обучать всех одинаково. Например, здороваться стали, не кланяясь, а пожимая руку, как бы говоря: «Мы с тобой равны». Возникли и совсем новые правила, так как появилось много новой техники. Например, 100 лет назад изобрели телефон, и сразу люди стали задумываться, как по нему разговаривать. Появился общественный транспорт, первые кинотеатры. Можете ли вы показать те правила, которые возникли 100 лет назад?
Группа «революционеров» показывает правила разговора по телефону или поведения в трамвае, кино.
- Физкультминутка «Современники»
- А теперь давайте вернёмся в наше время. Как вы думаете, остались ли в нашем времени старые правила? (Да, остались.)
- Покажите, как вы выполняете все те правила, о которых мы с вами говорили.
Дети показывают, как они едят, делят конфеты пополам, разговаривают по телефону и пр.
- А теперь подумайте и покажите те правила поведения, которые появились в наше время. Чтобы было легче, вспомните, какие новые вещи появились в современном мире, как ими надо пользоваться, чтобы не мешать другим. (Соблюдать правила общения в Интернете, не слушать плеер при разговоре, не включать телевизор на всю громкость в квартире, снимать видеокамерой только то, что тебе разрешили другие, и пр.)
- Работа в пособии (задание 1)
- Соедините линиями людей из разных времён с предметами, которыми они могли бы пользоваться.
- Для чего служили эти предметы?
- Работа в пособии (задание 2)
- Как вы думаете, а все ли правила поведения, принятые ранее, сохранились в наши дни?
- Рассмотрите рисунок и скажите: хорошо ли поступают Таня и Ваня?
- Когда эти правила поведения считались необходимыми? Почему?
- А в настоящее время можно ли так делать? Почему?
- Работа в пособии (задание 3)
- Обведите картинки с теми правилами, которыми мы пользуемся и сегодня.
- Работа в пособии (задание 4)
- Вспомните, как люди общались между собой в разное время. Расставьте картинки по порядку.
III. Заключительная часть
Подведение итога занятия
- Вам было интересно путешествовать во времени? (Да, очень.)
- Тогда давайте составим «линию времени» и расположим наших героев вдоль неё. Посмотрите, вот здесь располагается современный человек. А вот здесь мы отметим - 10 000 лет назад. В эти времена жили первобытные люди. Вот тут - 1000 лет назад. Здесь жили древние росы. Это – 400 лет назад. В эти времена жил Пётр І. А это – 100 лет назад. В это время произошла революция в России.
- Кто попробует разложить эти предметы – каждый к своей эпохе?
Ребёнок раскладывает.
- Молодец. А можете ли вы назвать одно из самых древних правил, которым мы пользуемся до сих пор? (Делиться с другом.)
- А самое современное?
Ребёнок может назвать правила общения в Интернете или любое другое из современных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе.Тема: «Воздух и вода»
Задачи: Образовательные: Учить детей самостоятельно проводить эксперименты на интересующие их темы. Расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. Развивающие: Разв...

Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Мой город»
Конспект может быть использован воспитателями подготовительных к школе групп для ознакомления воспитанников со своей малой родиной....

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной к школе группе Тема: «Птицы в гости прилетели!»
Материал может быть использован для итогового мероприятия или открытого занятия....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы. Тема: Квест – игра «4 столицы»
Цель: Воспитание у старших дошкольников интереса к своей стране, желания узнавать ее особенности через ознакомление со значимыми городами России Формирование чувства сопричастности к своему городу,...

Конспект занятия по познавательному развитию №1 в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»
Конспект занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе «Воспоминание о лете»...

Конспект занятия по познавательному развитию №3 в подготовительной к школе группе Тема: «Наш общий дом»
Конспект занятия по познавательному развитию №3в подготовительной к школе группеТема: «Наш общий дом»...
