Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
проект

Абрамова Елена Викторовна
Проект
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teme_samoobrazovaniyu.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДС №5 «Крепыш» Проект Приобщение детей к истокам русской народной культуры Выполнила Абрамова Елена Викторовна

Слайд 2

Тип проекта: практико-ориентированный, творческий Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги

Слайд 3

Актуальность проекта «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…» К. Д. Ушинский Без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Слайд 4

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры Задачи: Познакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями; Познакомить детей с декоративно--прикладным искусством; Познакомить с музыкальным фольклором; Учить играть в народные игры; Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах. Развивать интерес к фольклору; Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре; Воспитывать культуру общения; Воспитывать патриотические чувства

Слайд 5

Ожидаемые результаты: Формирование у детей устойчивого интереса к истории и культуре нашего народа; Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов; Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию. Знакомство с жизнью и бытом русского народа. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

Слайд 6

Этапы реализации проекта: 1 этап. Подготовительный Постановка проблемы Изучение методической литературы Составление плана работы по реализации проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Подбор консультаций и рекомендаций для родителей Информирование участников о реализации проекте. Подготовка дидактического материала, презентаций по теме проекта. Разработка конспектов Подбор художественной литературы Создание картотеки народных игр Составление народного календаря Создание развивающей среды по теме

Слайд 7

2 этап. Основной План работы с воспитанниками Знакомство с произведениями народного фольклора( потешки , прибаутки, заклички , сказки и т. д) Октябрь Знакомство с предметами обихода, старинными игрушками Ноябрь Знакомство с народным календарем, обрядовыми праздниками. Декабрь. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Январь Знакомство с русскими народными играми Февраль Знакомство с музыкальным фольклором Март Знакомство с традициями Апрель

Слайд 8

Формы и методы работы игры-ситуации, народные подвижные игры, беседы, выставки рисунков и поделок, экскурсии, просмотр презентаций, драматизация сказок, потешек , рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, дидактические игры, разучивание русских народных песен, продуктивная деятельность, календарные праздники,

Слайд 9

План работы с родителями Родительское собрание Оформление папок-передвижек по данной теме Консультация для родителей по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры Индивидуальные беседы и консультации по пополнению предметно-развивающей среды Мастер-класс «Изготовление тряпичной куклы», «Дорожка» Совместные мероприятия по теме проекта

Слайд 10

3 Этап. Заключительный А нализ и обобщение результатов Развлечение «Русско- народное гуляние» П резентация проекта на педагогическом совете.

Слайд 11

Итог Дети используют приобретенные знания о народной культуре на практике: 1. Активно применяют потешки , загадки в своей повседневной речи; 2. Играют в русские народные подвижные игры, используя считалки; 3. Богатый запас знаний сказок и сказочных героев, позволяет им узнавать их в произведениях изобразительного искусства. 4. Принимают участие в народных праздниках и легко их различают (поют песни, частушки, читают стихи). 5. Используют русско-народные костюмы, головные уборы и атрибуты в самостоятельной деятельности. 6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Таким образом, данная система работы позволила сформировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.

Слайд 12

Литература: 1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб . и доп. СПб,. 2008. 2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф.- Москва: Просвещение, 2006. 4.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 5. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 6. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд.-во: Детство-Пресс, 2009. 7. Поляк Л. Я. театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008. 8. Пословицы, поговорки, потешки , скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров.- Ярославль: «Академия развития», 2007. 9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е.- Москва: Просвещение, 2012. 10. Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд.-во: «Учитель», 2010. 11.Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга». - М.: Белый город, 2008 г. 12. Ресурсы интернета.

Слайд 13

Предметно-пространственная среда

Слайд 16

Беседы, чтение, просмотры презентаций.

Слайд 17

Продуктовая деятельность

Слайд 18

Драматизация сказок

Слайд 19

Исполнений народных песен

Слайд 20

Совместные встречи с родителями

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...