Семейный спортивный клуб в детском саду как новая форма работы с родителями.
учебно-методический материал

Водолазская Оксана Александровна

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейный спортивный клуб в детском саду как новая форма работы с родителями.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого 11].

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей[5].

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т. е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Включение родителейв деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:

- организации образовательного процесса;

- организации развивающей среды;

- привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;

- оказании дополнительных услуг;

- разработке планирования: общих дошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Для реализации этой задачи необходимо:

- поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

- повышение уровня педагогических знаний родителей;

- воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т. е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;

- систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

- создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ [3].

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

- осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т. А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» [14].

Реализовать «открытость внутрь» - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманным отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу» означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Новая модель взаимодействия родителей,детей и педагогов помогает:

- обеспечить участие родителей в образовательном процессе;

- активизировать воспитательные возможности родителей;

- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.

Воздействие на семью через ребенка предполагает такую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.

Iуровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;

II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;

III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.

Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений [13].

Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи.

При организации клуба в детском саду главными являются, такие функции:

• Коммуникативная;

• Предметно- деятельностная ;

• Социально-воспитательная;

• Социально-культурная;

• Практически- деятельностная;

Деятельность родительского клубав дошкольном образовательном учреждении имеет общую цель :

Комплексное психолого- педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами ДОУ. Гармонизация детско-родительских отношений[20].

Основные задачи семейного клубаимеют следующие направления:

• Оказание психолого-педагогической помощи родителям.

• Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

• Организация общения детско-родительского коллектива в ходе различных игр и продуктивной деятельности.

• Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста.

• Обогащение семейного досуга.

Коллективная работа по создании семейного клуба в детском саду состоит из трех этапов, первый этап –организационный:

• Создание условий для организации детско-родительского клуба.

• Изучение особенностей, потребностей семей через собеседование и анкетирование.

• Распределение обязанностей специалистов ДОУ

• Деятельность по планированию работ детско-родительского клуба.

• Информирование родителей (законных представителей) о работе детско-родительского клуба.

• Разработка положения о детско-родительском клубе.

Второй этап работы- основной этап. Этот этап реализуется в двух

взаимосвязанных блоках:

• Инвариантном (взаимодействие со всем контингентом и родителями (законными представителями).

• Взаимодействие с отдельными группами родителей (законными представителями).

В процессе взаимодействия родителей оказывается помощь в овладении системой психолого-педагогических знаний, особенностях формировании личности ребенка дошкольного возраста[8].

Кроме того, умения применять психолого-педагогические знания в практике повседневного взаимодействия со своим ребенком, согласовывать свои действия с действиями других членов семьи.

В третьем, контрольном этапе, ставится оценка эффективности проделанной работы, проявляется основной критерий соответствия результатов работы поставленным целям и задачам.

Таким образом, организации семейного клуба в детском саду это, одна из самых эффективных форм работы с родителями.

Мы отмечаем, эффективность работы детско-родительского клуба,по следующим показателям: в работе педагогов и родителей (законных представителей) снижается ситуация конфликтности; повышается уровень посещаемость родителями мероприятий ДОУ; в воспитательном процессе наблюдается более высокая активность родителей (законных представителей); увеличивается качества индивидуальных консультаций специалистов ДОУ и при консультировании изменяется характер запросов семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные  формы взаимодействия с семьями воспитанников....

Детско - родительский клуб. как одна из самых эффективных форм работы с родителями.

В основе  взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, на...

Статья " Использование новых форм работы с родителями – фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"

Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения....

Из опыта работы "Новые формы работы с родителями в рамках нравственно-патриотического воспитания"

Материал имеет следующую направленность: работа с родителями воспитанников в родительской группе "Родничок" по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Содержит перспективное планиро...

Сценарий семейного спортивного мероприятия в детском саду в старшей группе

Развлечение «Всей семьей на старт!» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. СценарийЦель: пропаганда здорового образа жизни среди семей воспитанников.Задачи:1. Создавать ус...

Семинар – практикум «Семейные, спортивные праздники в детском саду, как одна из форм взаимодействия родителей и детей»

Семинар – практикум. «Семейные, спортивные праздники в детском саду, как одна из форм взаимодействия родителей и детей»...