Семинар – практикум «Семейные, спортивные праздники в детском саду, как одна из форм взаимодействия родителей и детей»
консультация

Семинар – практикум. «Семейные, спортивные праздники в детском саду, как одна из форм взаимодействия родителей и детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                  Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина

                    дошкольное отделение – детский сад № 21

Семинар – практикум

«Семейные, спортивные праздники в детском саду, как одна из форм взаимодействия родителей и детей»

                                                                                                                       Подготовила

                                                                           Инструктор по физической культуре

                                                                                              Чубарева Оксана Игоревна

                                           Одинцово, 2023

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет жизни. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Благодаря совместным занятиям возрастает понимание значимости для детского организма гимнастических упражнений, эмоционального общения с самым близким человеком. Чем больше взрослых членов семьи участвуют в занятиях с детьми, тем чаще ребенок повторяет упражнения дома и тем эффективнее воздействие этих упражнений на организм. Взрослый партнер – как бы личный тренер. С его помощью ребенок осваивает акробатические упражнения, игры, танцы, которым сам никогда бы не научился. Упражнения в паре с взрослыми весьма разнообразны; они постоянно обогащаются новыми движениями. Родители, наблюдая за поведением своего ребенка в коллективе сверстников, имеют возможность оценивать результаты своего воспитания – не только физического, но также и духовного, культурного.

После выше сказанного, я бы хотела напомнить , ка это выглядит с медицинской стороны:

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

НЕМНОГО ФИЗИОЛОГИИ

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). В идеале они гармонично дополняют друг друга. И человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи.

Итак, за что отвечает каждое из полушарий мозга?

Левое.

Помогает нам выделить в каждой проблеме ключевые моменты, то есть отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы, помогает думать последовательно. Кроме того, оно обеспечивает:

индуктивное мышление (сначала происходит анализ, а затем синтез);

обработку вербальной информации;

речевые и языковые способности;

способность чтения и письма;

запоминание (стихов, имен, названий, дат, фактов);

понимание буквального смысла получаемой информации;

планирование будущего;

математические склонности, способности работать со схемами, таблицами, формулами, числами;

контроль правой стороны нашего тела.

Правое.

Отвечает за творческие процессы, интуицию. Оно помогает разбираться в ситуации, находя порой нестандартные, но при этом правильные решения.

Также правое полушарие обеспечивает:

развитие образного мышления;

ориентацию в пространстве;

способность решать головоломки, ребусы, творческие задачи;

одновременную обработку множества разнообразных блоков информации, рассматривание проблемы в целом;

дедуктивное мышление (сначала – синтез, затем – анализ);

обработку невербальной информации, которая выражается в образах, символах;

запоминание образов (картин, голосов, поз, лиц), восприятие совокупности черт как единого целого;

способность понимать чужую образную речь,

чувство юмора;

восприятие эмоций, интонаций, тембра голоса;

ориентацию в настоящем;

развитие воображения, фантазии, творческих способностей (в частности художественных);

различение музыкальных мелодий, ритма, темпа, музыкальной гармонии;

спонтанные эмоции;

контроль левой половины тела.

Поэтому так важно, чтобы сохранялось равновесие между функционированием обоих полушарий

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

 Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

- малоподвижный образ жизни;

- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

- родовые травмы;

- болезни ребёнка в первый год;

- длительный стресс;

- общий наркоз и т.д.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

• зеркальное написание букв и цифр;

• псевдолеворукость;

• логопедические отклонения;

• неловкость движений;

• агрессия;

• плохая память;

• отсутствие познавательной мотивации;

• инфантильность.

На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:

пальчиковая гимнастика; (с карандашом)

кинезиологические упражнения;

Кинезиологию можно назвать неким сплавом из теории и практики физиотерапии, натуропатии, акупунктуры, гомеопатии, восточной медицины, хиропрактики и других областей знаний о нашем здоровье. Она основана на улучшении взаимодействия полушарий мозга, что приводит к общей гармонизации в работе систем организма.

Использование упражнений кинезиологии позволяет:

укреплять здоровье;

повышать тонус;

снижать усталость, утомляемость и раздражительность;

улучшать психоэмоциональное состояние;

понижать чрезмерную активность;

повышать концентрацию и умственную работоспособность;

улучшать память;

стимулировать развитие слуха и речи;

улучшать внимание, мышление;

развивать восприятие, пространственные представления, воображение.

Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

Благодаря такому широкому действию эта методика используется самыми разными специалистами:

педагогами;

педиатрами;

психологами;

нейропсихологами;

дефектологами;

логопедами.

Существует множество различных упражнений:

упражнения на общую двигательную активность;

артикуляционная гимнастика;

игры на улучшение координации между правой, левой рукой, языком, глазами;

дыхательные игры;

упражнения на закрепление пространственных понятий (право, лево, впереди, сзади; ближе, чем; правее и т. д.);

упражнения на развитие произвольности;

пальчиковые игры.

Активизировать работу всех отделов коры нашего головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями как раз и помогают кинезиологические упражнения. Их комплексы по праву называют «умной гимнастикой» или гимнастикой мозга.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ

В дошкольных образовательных учреждениях эта система используется довольно широко. Например, во время физических занятий детям предлагаются упражнения, направленные на координацию между конечностями, глазами, головой. Это могут быть асимметричные движения (одна рука гладит – другая бьет), движения, выполняемые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), движения, выполняемые сначала поочередно рукой или ногой, и затем – вместе обеими.

В познавательных и игровых занятиях используются различные пособия, помогающие детям освоить одновременные скоординированные движения обеими руками. Например, детям 3-4 лет предлагают папки с зеркальным отображением различных предметов. Такие аппликации могут состоять из кнопок, клавиш, бумажных или текстильных деталей, геометрических фигур, шнуров, лесенок и т. д. Ребенок по очереди трогает, нажимает, обводит каждую деталь сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. При этом в качестве дополнительных стимуляторов для других зон мозга могут выступать стихотворное или музыкальное сопровождение, проговаривание самим ребенком действий или стихов, иллюстрирующих их.

Специальные кинезиологические занятия проводятся по определенной схеме.

Сначала детей настраивают на предстоящую работу. Для этого подходят так называемые упражнения-растяжки. Это несколько заданий, направленных на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц.

После того как малыши настроятся на выполнение заданий взрослого, им предлагается несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля.

Далее подключаются упражнение, сочетающие движение с отслеживанием глазами. Они стимулируют взаимодействие полушарий, снимают мышечные зажимы.

В конце занятия выполняются задания на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить малышей.

При систематических занятиях для усложнения при выполнении упражнений используют разные приемы:

ускорение темпа;

исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком);

наоборот – подключение к движениям рук движений языка или глаз;

подключение к двигательным упражнениям дыхательных;

подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки).

Но и в противном случае такие занятия не помешают. Даже без систематического выполнения: они могут сконцентрировать ребенка в нужный момент, успокоить, расслабить, повысить его внимание, настроить на работу. Единственное, что вам для этого нужно сделать – сначала освоить каждое упражнение самостоятельно, понять, какие ощущения оно вызывает, какие органы задействует, какой результат дает. После этого вы сможете давать своему дошкольнику более четкую инструкцию по выполнению каждого задания (чувствуешь, как напрягается …, глаза должны следить за …, вдох должен быть глубоким и медленным и т. д.).

ПРИМЕРЫ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Итак, какие упражнения помогают достигать той самой гармонии во взаимодействии всех структур нашего мозга? Вот некоторые примеры.

Массаж ушей. Обеими руками синхронно производятся одинаковые массажные движения по мочкам, раковинам ушей, затем массируют уши полностью, в конце – растирают ладонями. Обязательно движения должны быть синхронными.

КНОПКИ МОЗГА

Следующие три упражнения заслуживают отдельного внимания. Выполняемые вместе, они словно включают наш организм. При этом улучшается кровообращение мозга, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается сенсорное восприятие, значительно повышается концентрация внимания. Эти три простых упражнения помогают снять умственное и нервное напряжение, сосредоточиться на запоминании чего-то нового. Это «трио» весьма полезно для детей с гиперактивностью.

Выполнить эти задания малышу будет не так-то просто, особенно если у него раньше не было опыта подобных упражнений. Поэтому от взрослых потребуется максимум внимания и терпения.

Выполнять все задания нужно каждой рукой примерно по 25–30 секунд.

Указательный палец одной руки массирует точку в центре носогубной складки над верхней губой, средний – точку под нижней губой – симметричную верхней. Ладошка другой руки находится на пупке. Выполняя такой массаж, нужно переводить глаза по квадратной траектории (слева наверх, затем справа вниз). Далее руки нужно поменять и повторить все сначала.

Указательным и средним пальцем (вместе) левой руки надавливают под нижней губой. Пальцы другой руки массируют копчик. Точно так же руки нужно поменять.

Ладошку одной руки кладем на пупок, а пальцы другой должны массировать копчик. Через 20–30 секунд меняем руки.

самомассаж; (Отработаем в конце занятия)

дыхательные упражнения;( Сейчас мы отработаем одно из них)

дидактические задания;

творчество;

прослушивание классических музыкальных композиций;

логоритмика.

 Спортивный Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это

делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим

ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Участие в

соревнованиях повышает интерес к физическим упражнениям, формирует

выносливость, смекалку, решительность, чувство коллективизма. Дети

учатся оценивать свои возможности и управлять своим поведением.

Совместные мероприятия способствуют формированию спортивных

семейных традиций у детей и родителей.

И так, хочу  перечислить спортивные семейные мероприятия : все конечно , идет от тематики:

Развивающие,

Познавательные,

Соревнования, (Папа, мама, я спортивная семья)

Духовные,

Пантомимы,

Ролевые,

Квестовые,

Аэробика,

Нейрогимнастика,

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Комплекс №1

Упражнение №1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Упражнение №2. Восьмерки и узоры

Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.

Упражнение № 3. Перекрестные шаги

Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

Упражнение № 4. Растяжение

Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.

Степ встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ№15 Кравченко Л.В.на тему «Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"

Представляю свой опыт работы«Совместно проведенные физкультурные праздники и досуги в детском  саду как одна из форм приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни"...

«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе

laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...

Семейные спортивные праздники,как одна из форм взаимодействия родителей, детей и ДОУ

Семейные спортивные праздники,как одна из форм взаимодействия родителей, детей и ДОУ...

Педагогическй совет №3 "Семейные спортивные праздники, как одна из форм взаимодействия родителей, детей и ДОУ"

ull;Главным в работе любого ДОУ являются сохранение  и укрепление физического и психического здоровья      воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обе...

«Семейные спортивные праздники, как одна из форм взаимодействия родителей, детей и ДОУ»

Семейные спортивные праздники. Взаимодействие родителей, детей и ДОУ....

Семинар-практикум по ЗОЖ для педагогов детского сада в форме игры. Тема «Досуг, как одна из форм приобщения дошкольников к ЗОЖ».

Пропаганда здорового образа жизни, популяризация спортивного досуга. Сплочение коллектива, укрепление дружеских связей между членами коллектива детского сада, создание благоприятного психологического ...