Консультация для педагогов: «Похвала и порицание ребенка»
консультация

Таркина Татьяна Сергеевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

 «Похвала и порицание ребенка»

Подготовила: воспитатель Таркина Т.С.

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из

положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала,

поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и

поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.

Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? Это

вопросы, которые волнуют и педагогов и родителей.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял,

осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание,

поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка,

способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка.

Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом

испытывает.

Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства,

которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться

огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние,

беспокойство, замешательство, обида, унижение и др. А ведь именно от того,

какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и

эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства

наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами

наказание своей цели или нет. Чувства ребенка в момент наказания и после

него служат индикатором эффективности наказания.

Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил

хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал

так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного

возраста требует особого внимания педагогов и родителей, поскольку

завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка

поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами

радости, гордости и т. п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и

являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок.

Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми

разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее

изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном

вознаграждении удовлетворенность от работы больше.

Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад обязательный  подарок-поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит   немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям,  первым делом интересуется тем, что же ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного

поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему: «Ничего

не принесли!»

Как наказывать и как поощрять детей дошкольного возраста? Прежде чем

ответить на этот вопрос, рассмотрим, как наказывают и как поощряют

современные педагоги и родители детей дошкольного возраста. Приведем

характерные ответы дошкольников на вопрос: «Как тебя наказывают

родители?» «Рукой бьют», «Я в угол могу вставать», «В угол, по попе и за

ухо», «Шлепают ремнем и по щекам», «Бьют веревкой», «Голыми коленками

на соль».

Физические наказания остаются популярными у отдельной части

современных родителей, хотя они понимают бесполезность и вред этого

способа воздействия на ребенка.

«Я по себе знаю, что, когда тебя бьют, никакого раскаяния и тем более

осознания своего проступка не испытываешь, скорее наоборот, возрастает

внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое».

Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма

эффективны: «Выпорол — и ребенок на время как шелковый». Но вся беда,

что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока

малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот

момент, когда ребенок перестает бояться.

Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как

своеобразное словесное битье. Поэтому на вопрос «Как тебя наказывают?»

можно услышать и вот такие ответы: «Очень сильно на меня кричат», «Папа

языком ругается», «Ругают, кричат словами». А Лера 6 лет, рассказывая о том,

что родители на нее часто кричат, заметила: «Лучше бы ударили один раз,

чем кричали!» Мама девочки Оксаны 5,5 лет пожаловалась воспитательнице:

«Когда я начинаю кричать на свою дочь, то она последнее время стала меня

просить: «Ты лучше меня убей!»

Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является

безобидным сотрясанием воздуха — это, по сути, битье ребенка словами. Но

не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать

ребенка дошкольного возраста. Исключительно чувствительны к словам

девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их

надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное

подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т. д. Очень

важно слышать девочке эти слова (подчеркнем, что они должны быть

абсолютно искренними!) от отца, дедушки или другого значимого для нее

мужчины. Неосторожное слово, особенно брошенное значимым мужчиной,

способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача,

но и стать той психической травмой детства, которая может напоминать о

себе через много лет в супружеских отношениях заостренной

чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчины.

Возраст 5 лет — это удивительный возраст формирования, укрепления и

открытия для себя самого главного чувства — чувства любви. У девочек

любовь в этом возрасте направляется на отца. Понимающее,

поддерживающее отношение значимого взрослого к ребенку в этом возрасте

является основой формирования гармоничных семейных отношений в

будущем.

Педагогам, взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, необходимо

проявлять тактичность и деликатность, быть очень осторожными при оценке

их поведения.

И хвалить девочек необходимо по-особому, в отличие от мальчиков,

подбирать сильный эмоциональный компонент, например: «красавица»,

«умница», «ты мой котенок» и т. п. Результаты исследований

нейрофизиологов и нейропсихологов (, ) показали, что девочки очень

эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на

отрицательные. Для девочек очень значимо, КТО их оценивает и КАК их

оценивает. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых,

произвести впечатление. Мальчикам более важно, что оценивается в их

поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что

вызвало недовольство родителей, для того, чтобы мысленно проиграть свои

неправильные действия и не повторять их. У девочек отрицательная оценка

значимого взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида в этом

случае захлестывает ребенка и не происходит осознания неправильных

моментов своего поведения.

Для того чтобы увидеть разницу в восприятии мальчиками и девочками

похвалы и порицания, можно предложить детям назвать плохие, неприятные

слова, то есть те слова, которые детям не нравятся. Предложите также назвать хорошие, добрые, приятные слова, то есть те слова, которые детям нравятся.

Эта игра «Плохие и хорошие слова» не только поможет узнать, что

происходит в душе ребенка, но и подскажет педагогу, какие словесные

выражения лучше всего использовать для похвалы мальчиков или девочек,

поможет увидеть, каких слов и выражений необходимо остерегаться при порицании детей.