Тренинг для педагогов "Похвала и порицание ребенка"
учебно-методический материал по психологии

Саврасова Елена Сергеевна

В данной разработке представлена информация для практического занятия с педагогами ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_pohvala_i_poritsanie.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Похвала и порицание ребенка»

«Наказание – очень трудная вещь,

оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.

То же самое можно сказать и в отношении поощрения».

А.С.Макаренко

Дошкольное детство – период активного освоения окружающего мира, первоначального, фактического складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы. Их сегодня очень много. Но один компонент присутствует в каждом из них – это оценка.

Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развития самосознания личности.

Актуальность

Проблемы поощрения и наказания являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих учеников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому, взаимодействие школы с семьёй является одним из важнейших направлений в организации целостного педагогического процесса.

Цель – повышение уровня осведомлённости педагогов по проблеме поощрения и наказания детей.

Задачи:

  1. Обучить педагогов использовать в своей работе методы поощрения
  2. Формировать у педагогов правильное отношение к применению методов поощрения и наказания ребенка.

Ход проведения практического семинара-тренинга

Вводная часть

Психолог: Уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную и актуальную проблему, связанную с мерами поощрения, а бывает, и наказания в воспитании детей.

Психолог: Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил:

  • Открытое общение
  • Активность и юмор
  • Безоценочное суждение
  • Взаимоуважение

Основная часть

Упражнение «Мостик» Ведущий кладет палку–мостик и предлагает педагогам по очереди пройти по такому мостику приставным шагом, не дотрагиваясь при этом до пола за линией ограничения. Можно предложить держать в руках шест для балансирования. По условию есть три попытки, во время которых:

- все поддерживают идущего словами: “Молодец!”;

- все молчат;

- все кричат идущему: “Упадешь!”

 Обсуждение

- Когда было идти легче?

- Что вам мешало и когда?

- Чем вы себе помогали?

-Что вы мысленно себе говорили? (“Я смогу! У меня получится!”)

Упражнение «Мозговой штурм»

Психолог:  предлагает участникам тренинга взять лист бумаги, разделить его вертикальной чертой на две части и слева записать все те замечания, запрещения, порицания, которые в течение дня они высказали детям, а также ситуации, в которых это происходило. Например: “He разбрасывай игрушки” (Петя разбрасывает игрушки, когда ребята не принимают его в игру); “Нельзя так громко плакать. Какая ты плакса. Все дети играют, а ты ревешь” (Девочки играют в куклы, мальчики строят дом. Лена стоит у окна и громко плачет).

На листе справа следует записать похвалы, адресованные детям в течение дня. Например: “Света молодец, съела всю кашу” (за завтраком); “Посмотрите, какие красивые птички получились у Саши” (на занятиях по изобразительной деятельности).

Затем ведущий говорит: “Подведите черту и подсчитайте, сколько раз вы порицали детей и сколько – хвалили. Скорее всего, количество негативных оценок будет значительно превышать числа позитивных. Кроме того, обратите внимание на то, что далеко не всех детей группы в течение дня вы успели похвалить. Может оказаться, что порицание за что-либо получил практически каждый ребенок, а дети, которым сделали больше всего замечаний, при этом не получили от вас ни одной позитивной оценки”. 

Воспитание ребёнка складывается не только из положительных моментов, но и из отрицательных. Наказывать или не наказывать ребёнка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и родителей и педагогов.

Ведущий предлагает участникам тренинга проанализировать записи в левой и правой частях и выделить красным цветом (карандашом или фломастером) порицания, которые относятся к личности ребенка. Например: “Ты плакса. У тебя никогда ничего не получится”; “Ты плохой мальчик, хорошие дети так себя не ведут” и т. д. Синим цветом надо подчеркнуть негативные оценки, адресованные действиям ребенка. Например: “Не стучи так громко”, “Не кричи”; “Не трогай Петину машинку” и т. д. Аналогично следует проанализировать похвалы, адресованные детям, на правой части листа (для подчеркивания можно использовать те же цвета и пунктирные линии).

Подводя итоги, ведущий предлагает сделать выводы и ответить на следующие вопросы:

– Что вы используете чаще – порицание личности ребенка или порицание его действий?

– Вы хвалите детей чаще за их правильные действия или подчеркиваете их достоинства, личные качества?

Мини лекция «Что такое наказание?»

Давайте разберемся, что же такое «наказание».

Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление». Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание. Чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. К сожалению, бывает так: если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают.

Рассмотрим основные виды наказаний:

  1. Словесное наказание – это угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д. Обратите внимание на построение ваших фраз. Среди них можно выделить «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое?

«Ты – высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате ребёнок чувствует, что он плохой, и обижается.

«Я – высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

  1. Физическое наказание – это шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д. Для одних физическое наказание совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Жестокость порождает жестокость.
  2. Наказание изоляцией - стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д. Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными детьми в классе никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по. Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения.

Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

4. Наказание трудом - или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением.

«За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Упражнение «Закидай газетой»

Цель: раскрепощение, снятие напряжения в группе.

Инструкция: участники остаются в двух командах. Командам раздаются листы газеты, которые они должны скомкать, смять. Участники строятся в две линии напротив друг друга. Задание командам – пока звучит музыка участники кидают комки газеты на сторону соперника, стараясь, чтобы на своей половине было как можно меньше комков. Как только музыка прекращается – подсчитывается количество комочков на обеих сторонах команд. Упражнение проводится 2-3 раза

 

Притча о медведе в тесной клетке

Психолог: Предлагаю послушать притчу о медведе в тесной клетке.

«В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, где он мог сделать в одну сторону только четыре шага. Так медведь и ходил целыми днями по клетке туда и обратно. Время шло, зоопарк отремонтировали и запустили медведя в новый просторный вольер. Он огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвёртый, а потом повернулся и, как раньше, сделал четыре шага обратно. Он так и не мог понять, что теперь прутья клетки, ограничивающие его свободу, существуют только в его воображении. В памяти зверя они оказались крепче настоящих».

Вопросы для обсуждения:

- Что бы вы чувствовали на месте этого медведя?

- Имеет ли клетка общее с наказаниями и ограничениями, которые мы ставим перед детьми?

ВЫВОД: Действительно, клетка – это как некий символ ограничения, запрета, возможно наказаний. Человек, который постоянно подвержен наказаниям, упрекам так и остается с ограниченной свободой (слова, дела, мысли, поступка, выбора и т.д.).И когда мы применяем некие приемы наказания, необходимо учитывать и их последствия.

Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?». Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал.

Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».

Мини лекция «Что такое похвала»

Психолог: Рассмотрим метод стимулирования желательного поведения ребёнка как поощрение.

В словаре С. И. Ожегова глагол «похвалиь» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание сделать что-нибудь».

Похвала для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.

Поощряйте ребенка улыбкой, словом, прикосновением руки, когда он старательно работает на уроке, отвечает у доски, выполняет дополнительное задание, готовит творческие проекты, помогает слабоуспевающим одноклассникам и т.д.

Упражнение «50 способов похвалить ребенка»

Цель: показать педагогам как можно разнообразить выражения одобрения ребенку, поддержать его, укрепляя его самоуважение, самооценку и уверенность в собственных силах.

Инструкция: участники работают в группах. Педагогам необходимо придумать как можно больше слов поощрений для ребенка. Побеждает команда, у кого наберется больше слов.

Заключительная часть

Психолог: Уважаемые педагоги, думаю, что тема, затронутая сегодня, не оставит вас равнодушными и заставит задуматься о том, стоит ли наказывать ребёнка; что считать проступком, а что нет; какой вид наказания оправдывает цель вашего поведения.

 

Помните, наказание не должно:

• Вредить здоровью

• Употребляться в сомнительных случаях

• Быть унизительным

• Быть страшным для ребенка (ребенок должен бояться не наказания, а огорчить родителей)

Наказание должно:

• Применяться один раз за один проступок

• Следовать сразу за проступком, а не отсрочено и сопровождаться прощением

• По серьезности соответствовать проступку

Педагогам, взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, необходимо проявлять тактичность и деликатность, быть очень осторожными при оценке их поведения. И хвалить девочек необходимо по-особому, в отличие от мальчиков, подбирать сильный эмоциональный компонент, например: «красавица», «умница», «ты мой котенок» и т. п. Результаты исследований нейрофизиологов и нейропсихологов (Хризман Т. П., Еремеева В. Д.) показали, что девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек очень значимо, КТО их оценивает и КАК их оценивает. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление. Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство родителей, для того, чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их. У девочек отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида в этом случае захлестывает ребенка и не происходит осознания неправильных моментов своего поведения. Для того чтобы увидеть разницу в восприятии мальчиками и девочками похвалы и порицания, можно предложить детям назвать плохие, неприятные слова, то есть те слова, которые детям не нравятся. Предложите также назвать хорошие, добрые, приятные слова, то есть те слова, которые детям нравятся. Эта игра «Плохие и хорошие слова» не только поможет узнать, что происходит в душе ребенка, но и подскажет, какие словесные выражения лучше всего использовать для похвалы мальчиков или девочек, поможет увидеть, каких слов и выражений необходимо остерегаться при порицании детей.

        Рекомендации для педагогов

«КАК ЭФФЕКТИВНО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА»

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС:

Когда ребенок занят чем-то полезным, убедитесь, что он все делает правильно и поощряйте его здесь и сейчас. Делайте это вовремя и спонтанно.

ХВАЛИТЕ И ПООЩРЯЙТЕ РЕБЕНКА ЗА УСИЛИЯ, А НЕ ЗА ЕГО ТАЛАНТ:

 Вместо похвалы за природный талант, поощряйте ребенка за его усилия и работу, которую ему удалось сделать, это ему принесет больше пользы.

БУДЬТЕ ЧЕСТНЫМИ:

 Будьте искренними, не преувеличивайте, не льстите. Очень скоро малыш раскроет ложь, и тогда начнет относиться с подозрением к любому одобрению с вашей стороны.

БУДЬТЕ КОНКРЕТНЫ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОПИСАНИЕ:

 

Посылать лишь общие комментарии «хорошо», «здорово», «прекрасно» легко, но эффективнее использовать конкретные описания. Таким образом вы глубже вникаете в то, чем ребенок занят и достаточно ли хорошо он справляется с тем, чем занят. Описание делает похвалу искренней и неподдельной.

НЕ ОТНОСИТЕ ПОХВАЛУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К УСПЕХУ:

 Если мы хвалим ребенка только за его успех, мы теряем так много драгоценных моментов. Успешных событий может быть немного, поэтому хвалите и поощряйте ребенка за его усилия, независимо от результатов. Не жалейте слов одобрения за его старания, даже если что-то ему не совсем удастся.

ИЗБЕГАЙТЕ СРАВНЕНИЙ:

 Хвалите ребенка за его усилия, но не за то, что он лучше, чем любой другой ребенок. Не сравнивайте его с другими детьми. У каждого ребенка свой ум, опыт и прошлое. Каждый ребенок уникален. Поощряйте детей к развитию их собственной индивидуальности.

РАЗДЕЛЯЙТЕ ПОХВАЛУ И КРИТИКУ:

 Если вы хвалите ребенка, а затем начинаете критиковать его, объясняя это тем что он мог бы сделать лучше. Вы смешиваете похвалу и критику. Ребенок в таком случае будет помнить критику, а не похвалу.

ХВАЛИТЕ ПУБЛИЧНО:

Одобряйте и поощряйте ребенка в присутствии окружающих, если у вас есть что-то значительное, чтобы рассказать людям об этом. Дайте детям возможность услышать, как положительно вы о них говорите.

ИЗБЕГАЙТЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ:

Не выражайте похвалу через любые негативные эмоции, как гнев, ненависть, сарказм или тому подобное. Эмоции говорят громче, чем слова. Даже если вы подберете положительные слова, но они будут наполнены отрицательными эмоциями, слова игнорируются, но эмоции оставят свой след в сознании ребенка.

СЛЕДИТЕ ЗА ЯЗЫКОМ ТЕЛА:

Большинство эмоций отражается через язык тела. Поэтому следите за языком тела: расслабьте мышцы лица, брови, и другие мышцы тела. Приблизьтесь к ребенку с улыбкой и смотрите ему в глаза или прикоснитесь к нему ласково, обнимите. Это добавит большую эмоциональную ценность вашей похвале.

НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ОДНО И ТО ЖЕ МНОГО РАЗ:

Произносите фразу один раз, но в подходящее время. Если вы произносите ее в ненадлежащем порядке, она не будет служить цели, повторение вызывает дискомфорт и подозрения у ребенка.

НЕ ПЕРЕХВАЛИВАЙТЕ РЕБЕНКА:

Вы потеряете силу похвалы, если переусердствуете. Если вы будете проявлять излишний энтузиазм, ребенок почувствует давление с вашей стороны. Он спросит себя: «А что, если я не смогу сделать это в следующий раз?» Ведите себя разумно.

НЕ ТЯНИТЕ ПРЕДЫДУЩИХ ОШИБОК ИЗ ПРОШЛОГО:

Никогда не связывайте похвалу с любым предыдущим неприятным событием. Например, если вы говорите: «Я думал, что ты сделаешь это так же плохо, как и в прошлый раз, но ты справился». Несмотря на то, что вы попытались похвалить ребенка за нынешние достижения, вы связали их с предыдущей неудачей. Напоминание о предыдущей ошибке может внести беспорядок в мыслях детей.

НЕ СПЕШИТЕ:

Если вы всегда спешите похвалить ребенка, он начинает подозревать, что вы делаете это машинально. Он начнет игнорировать вашу похвалу и в следующий раз не обратит на нее внимания, даже если она будет искренней.

Упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка»

Цель: рефлексия, подведение итогов семинара-тренинга.

Инструкция: на магнитную доску вешается три больших листа, на одном из которых нарисован чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. У каждого педагога на столе лежит набор цветных стикеров.

На розовом стикере, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы в группе на семинаре-тренинге, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

На красном стикере – то, что показалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату.

Зелёный стикер – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно ещё додумать, доработать, «докрутить» отправлялось в лист «мясорубка». Листочки пишутся и приклеиваются к нужному плакату.

Литература:

1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.

2. Драгунова Т.В. Подросток - М.: Знание, 1976 - 234 с.

3. Крутецкий В. А. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.

4. Леви В. Нестандартный ребенок. - С. Пб: Питер, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Похвала и порицание ребенка"

Материал можно использовать в качестве консультации как для воспитателей так и для родителей....

24.01.2021.Похвала и порицание ребенка

консультация для родителей...

Консультация для родителей: «Похвала и порицание ребенка»

Похвала и порицание – наиболее часто встречающиеся средства воспитательных воздействий взрослого....

Консультация для родителей "Похвала и порицание ребенка"

К сожелению быват так:  если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо - то наказывают....

Презентация к тренингу для педагогов ДОУ "Похвала и порицание ребенка"

В данном материале представлена мультимедийная презентация для проведения тренинга с педагогами ДОУ на тему "Похвала и порицание ребенка". В данной презентации раскрыта сущность понятий &quo...