Краткосрочный проект на тему: «Птицы - наши друзья»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шуклина Екатерина Александровна

В наш непростой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_ptitsy_-_nashi_druzya_-_podgotovitelnaya_g.docx51.38 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

Паспорт проекта____________________________________________4

Актуальноть_______________________________________________5

Этапы реализации проекта____________________________________7

Заключение________________________________________________10

Список использованной литературы____________________________11

Приложения________________________________________________12


Паспорт проекта

Наименование проекта

«Птицы - наши друзья»

Адресация проекта

Дети подготовительной  группы, воспитатели

Участники проекта

Дети подготовительной  группы, родители, воспитатели, учитель - логопед.

Цель проекта

расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи проекта

Задачи для детей:

  • пополнять и активизировать словарный запас;
  • расширять и уточнять представление детей о зимующих и перелетных птицах;
  • развивать интерес к родному краю,  любознательность, внимание;
  • воспитывать заботливое и бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи для родителей:

  • повысить компетенцию в вопросах экологического воспитания;
  • повышать интерес к совместной деятельности с детьми;
  • привлечь к непосредственному участию родителей и к пополнению РППС.

Задачи для педагогов:

  • установить партнерские отношения между семьей и ДОУ;
  • повысить интерес педагогов к вопросам экологического воспитания детей;
  • обогатить РППС дидактическими материалами.

Сроки реализации

Краткосрочный  с 12.11.21 -19.11.21.

Вид проекта

познавательно – исследовательский

Продукт проекта

стенд

Особенности проекта

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-6,5 лет и направлен на формирование общей экологической культуры.

Ожидаемый результат

Расширение представления детей о птицах родного края. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. Повышение педагогической компетенции.

Актуальность

В наш непростой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно сформированы знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.

Тема проекта «Птицы - наши друзья» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы, взрослые, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема

Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие для полноценного развития ребенка.

К сожалению, родители в связи с нехваткой времени и максимальной занятостью на работе мало уделяют время экологическому воспитанию.

Важно донести до родителей осознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи семьи. На начальном этапе задача педагога привлечь внимание родителей к проблеме, постепенно побуждая их к сотрудничеству в первую очередь с самими детьми.


Этапы проекта

Подготовительный этап:

  1. Подбор методической литературы, иллюстрационного материала, настольно - печатных, дидактических игр, художественной литературы для чтения, загадок по теме проекта.
  2. Информирование и анкетирование родителей по теме «Птицы – наши друзья».
  3. Беседа с детьми «Птицы нашего края».

Основной этап

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность  педагогов

Дидактические игры:

«Что за птица?», «Перелетные и зимующие птицы», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Кто, где зимует?», «Составь картинку из частей».

Настольно-печатные игры: Лото «Птицы». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Составление описательных рассказов о птицах по картине «Зимующие птицы».

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация:

«Снегири на ветках»,

«Сказочная птица»,

Лепка:

«Птички—свистульки»,

«Птички—игрушки».  Рисование: «Домик для скворца».

Конструирование на тему «Птица».

Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота», «Перелёт птиц», «Найди свой домик».

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Викторина на тему «Птицы».

Подбор художественной литературы о птицах.

Участие в выставке совместных работ (рисунки) детей с родителями «Птицы - наши друзья».

Изготовление дидактической игры «Зимующие и перелетные птицы».

Подготовка детей к совместному мероприятию, викторина на тему «Птицы», изготовление эмблем, поощрительных призов. Подготовка и сбор корма для птиц. «Экологический десант».

Викторина на тему «Птицы».

Анкетирование  родителей -

«Экологическое воспитание детей – «Птицы нашего города»».

Беседы: «Птицы нашего края», «Птицы, какие они?», «Зимующие и перелетные птицы».

Рассматривание проблемных ситуаций: «Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?», «Как воздух помогает птицам летать?».

Чтение стихов, рассказов, сказок о птицах.

А.Яншин «Покормите птиц», В.Звягиной «Воробышки», Н.Рубцов «Воробей»,

Т.Волжина «Где чей дом?»,

Е.Благинина. «Стрижи».

Стихотворение к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна».

Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел», Л.Н.Толстой «Воробей на часах».

Чтение сказки В.Даля  «Ворона», русской народной сказки  «Кукушка».

 Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».

Просмотр презентаций: «Зимующие птицы». Экспериментальная деятельность: «Что дальше улетит?», «В воде купался - сух остался».

Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

«Экологический десант».

Оформление выставки рисунков «птицы – наши друзья». Организация и проведение викторины на тему: «Птицы».

Заключительный

  1. Викторина на тему «Птицы».
  2. Выставка совместных рисунков детей «Птицы - наши друзья»
  3. Изготовление кормушек для птиц.

Заключение

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Мир природы богат и разнообразен. Нет на свете более удивительных созданий природы, чем птицы. Они доставляют много радости ребенку, внося большое оживление в окружающий мир, создают приятное настроение, доставляют большое эстетическое наслаждение. Дети будут заботливо относиться к тем объектам, которые вызвали у них положительные эмоции.

Работа по данному проекту «Птицы – наши друзья» будет способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мышление. В помощь по этому вопросу необходимо привлекать родителей воспитанников, как полноправных партнеров в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Только опираясь на семью, совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически правильного. В семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Сотрудничество с семьями поможет обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса и внесет в этот процесс особую положительную эмоциональную окраску необходимую ребенка.


Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  4. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  5. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
  6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  7. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002 г.

Приложение 1

Конспект занятия по аппликации «Сказочная птица»

Программное содержание.

Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них.

Методика проведения занятия.

Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные птицы. Рассмотреть изображение различных сказочных птиц в изделиях народных мастеров: дымковская игрушка, гжельский фарфор (малая скульптура), мезенская роспись, городецкая роспись и др. Предложить назвать сказки, в которых рассказывается о сказочных птицах. Отметить, что общего у всех птиц (у настоящих и у сказочных), сравнить их. Уточнить, какие части птицы надо вырезать. Показать разные варианты вырезывания красивого хвоста из бумаги, сложенной вдвое. (Хвост можно изобразить путем составления из отдельных перьев.) Поощрять украшение птицы.

В конце занятия все работы выставить на доске, рассмотреть. Предложить детям выбрать самых красивых сказочных птиц, объяснить свой выбор. Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых сказочных птиц.

Материалы.

Бумага для фона бледного тона, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, конверты с обрезками, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдение за птицами на прогулке. Лепка больших и маленьких птиц. Рассматривание иллюстраций; дымковских глиняных птиц, гжельских, городецких и других изделий.


Приложение 2

Анкета для родителей

Экологическое воспитание детей – «Птицы нашего города»

Ф.И.О. родителя________________________________________________

Ф.И. ребенка___________________________________________________

Возрастная группа______________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает?

______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что ДОУ занимается вопросами экологического воспитания детей в отношении жизни птиц нашего города?____________________________________________________

3.Интересует ли Вас лично данная проблема?_____________________

_______________________________________________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что он интересуется проблемой птиц? ___________________________________________________________

5. В чем это проявляется?

Ребенок много рассказывает о птицах, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о птицах (нужное подчеркнуть),

другое____________________________________________________________________________________________________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников в отношении птиц?_____________________

___________________________________________________________

7. В чем это проявляется?

Беседовали с ребенком о природе, о птицах, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за птицами, знакомите детей с правилами поведения по отношению к птицам, сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть),

другое_________________________________________________________

8. Нужна ли Вам помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за птицами, заботиться о птицах, как наблюдать за их кормлением, как знакомить с правилами поведения в природе, какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми…)

______________________________________________________________________________________________________________________________

9. Ваши предложения и пожелания.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


Приложение 3

Викторина на тему «Птицы»

Ведущий:

Наша викторина посвящена птицам. Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они перелетают через моря и океаны, перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Они защитники наших лесов и полей, садов и огородов. А так же друзья нашего детства.

О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без них!

А сейчас я хочу представить Вам наше жюри.

Председатель жюри объясняет, как будет происходить судейство.

Участвуют две команды: «Соловей», «Ласточка».

Пожелаем удачи командам!

1.Приветствие.

Приветственное слово команды «Ласточка».

Привет! Привет!

Соперников наших мы знаем

Удачи желаем мы им.

Но твердо жюри заверяем

В обиду себя не дадим!

Приветственное слово команды «Соловей».

Мы - ребята не простые,

Остроумны, веселы.

Если только захотим мы,

То достанем до луны.

Но сегодня мы решили

До луны не доставать

И пришли на викторину,

Чтобы силу показать.

2. Разминка. (Загадки).

Команда «Соловей».

  1. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей).
  2. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, но не кот. (Сова).
  3. Что за весенние птицы черные любят за плугом ходить и кормиться? (Скворец).

Команда «Ласточка».

  1. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока).
  2. Строить гнезда не люблю я

И как с юга прилечу

То, не раскрывая клюва

Громче всех в лесу кричу. ( Кукушка).

  1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели? (Соловей).

Загадки для болельщиков.

Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу, и еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь).

Звонко-звонко распеваю

Воротившись с юга в срок

А вот песни занимаю

Даже у сорок. (Скворец).

А пока жюри подводит итоги, у нас музыкальная пауза.

Музыкальная разминка «Весенняя песенка».

3.Конкурс «Вопрос-ответ».

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
  2. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока).
  1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
  2. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Рябчик, тетерев).
  1. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет).
  2. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка).

Вопросы болельщикам.

  1. Какая птица выше всех летает? (Орел).
  2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей. (У пингвинов).
  3. Какая птица самая большая? (Страус).
  4. Какая птица самая маленькая? (Колибри).
  5. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь).
  6. Когда температура тела выше: летом или зимой? (Одинаковая).

4. «Четвертый лишний».

Играющие должны выбрать лишнюю птицу, т.к. три из четырех можно объединить в одну группу по какому-либо общему признаку.

  1. Голубь, дятел, кукушка, сова.
  2. Сорока, скворец, курица, журавль.
  3. Ворона, синица, воробей, цапля.
  4. Синица, скворец, трясогузка, утка.

Вопросы болельщикам.

  1. Воробей, соловей, ворона, кукушка.
  2. Сорока, синица, клест, дятел.

Музыкальная пауза.

Хоровод «Весняночка».

Ребусы.

  1. Ласточка.                1. Сорока.
  2. Цапля.                2. Ворона.

5. Эстафета из букв.

Командам вручаются карточки с буквами. Ведущий предлагает из букв быстро составить название птицы.

Победит команда, которая быстро составит слово.

1.Снегирь.                 2.Кукушка.

Подвижная игра «Совушка».

6. Конкурс капитанов.

Капитаны команд по очереди читают стихи о птицах.

7. Конкурс веселых художников.

Вызывается по одному взрослому и одному ребенку из каждой команды и на двух досках рисуют по заданию ведущего птицу (у взрослых завязаны глаза).

Подведение итогов конкурсной программы.

Жюри объявляет команду победительницу, награждение всех участников викторины.

Ведущий: викторина закончена, друзья, до свидания!

Всем хочу сказать на прощание:

Нас так много живет на Земле

И о природе - одной - позаботится

Можем вполне!


Приложение 4

Художественная литература.

А.Яншин «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.


В.Звягиной «Воробышки»
На дворе морозище – 
Градусов под сорок. 
Плачутся воробышки, 
Что весна не скоро, 
Что в морозы лютые 
Плохо греют шубки... 
Я принес воробышкам 
На тарелке крупки: 
Кушайте, воробышки, 
Я бы вам и валенки, 
Я бы вам и валенки 
Подарил с калошами. 
Но сказала мама: 
– Воробей ведь маленький, 
Сразу как запрыгает – 
Потеряет валенки... 
Кушайте, хорошие.

Н. Рубцов «ВОРОБЕЙ»
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему...

Толстой Лев Николаевич «Воробей на часах»

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе. Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты. Все смолкло. Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает. Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз. А воробей камнем упал в кусты. Ястреб ни с чем и остался. Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза. Встрепенулся разбойник и полетел дальше.

Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает. С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.


Приложение 5

Дидактическая игра

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ».

Цель: расширение знаний детей о птицах родного края

Задачи: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании. Развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе родного края.

Материалы и оборудование: магнитная доска, магниты, картинки зимующих и перелетных птиц.

Ход игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Птицы - наши друзья»

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с об...

Проектная деятельность «Птицы – наши друзья»

ull;Руководитель: Кыргыс Любовь Чулдум-ооловна•Группа: вторая-младшая•Возраст детей: 3-4 л•Тип проекта: игровой•Вид проекта: информационно-творческий...

Проектная деятельность "Птицы - наши друзья"

проектная деятельность в детском саду "Птицы - наши друзья"...

Краткосрочный экологический проект "Птицы - наши друзья!"

Тема: «Птицы — наши друзья»Автор  проекта: Анисова Е. С., воспитатель.Продолжительность проекта: краткосрочныйТип проекта: познавательно-исследовательский, т...

Проектная деятельность "Птицы - наши друзья"

Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познава...