Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Птицы - наши друзья»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Миронова Елена Ивановна

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проектной деятельности в старшей группе

по познавательному развитию на тему:

«Птицы - наши друзья»

Подготовила воспитатель: Миронова Е.И.

2017г.

«Сдается мне, жить на нашей зеленой планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперенья! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их  легкий, свободный полет ! А волшебное  их  искусство гнездостроения  «без рук, без топоренка»!  Изумляет  меня,  почему  люди так  мало  внимания обращают  на  птиц ?»

Виталий Бианки

Актуальность проекта:

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.

Цель проекта:  Формирование общего представления дошкольников о птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи проекта

• развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов) ;

• расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;

• формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной) ;

• развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

• расширять представления детей о зимующих птицах;

• воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность

• формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших

Совместная деятельность воспитателя и детей:

Организация НОД, наблюдения, беседы, ИОС, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, прогулка, п/и, чтение художественной литературы, слушание грамзаписи «Голоса птиц»

Совместная деятельность детей и родителей:

Беседы по данной теме.

Работа по реализации проекта проводилась в три этапа.

Этапы работы:

1-й этап – подготовительный.

• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме;

• определение проблемы;

• выбор цели проекта;

• составить план работы, проект: «Птицы – наши друзья»;

• введение детей в проблемную игровую ситуацию;

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

На данном этапе необходимо обозначить проблему:

Выявить характер представлений ребенка о птицах, их значимости и роли человека в их жизни.

2-й этап – основной.

- Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц;

- проведение бесед по проекту;

- выставка рисунков «Птицы – наши друзья»;

 - наблюдение за поведением птиц во время прогулок;

- рассматривание картин, иллюстраций о птицах, предметных картинок, книг.

3-й этап – заключительный/

Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.

Ход проекта.

Беседа «Что мы знаем о птицах».

Воспитатель:

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели

Небо чисто-голубое,

Что с природою такое? (Весна)

Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик-чирик-чирик! Как хорошо, что к нам пришла весна!»

Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.

Ребенок читает стишок:

Воробей по лужице прыгает и кружится

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил

Погода хорошая!

Чик-чирик!

Воспитатель:

В ясный мартовский полдень кажется, что где-то тихонько позвякивают хрустальные колокольчики.  Это звенят синицы. Птицы радуются солнечному дню, синеве небес. Они взлетают на верхушки кустов и беззаботно щебечут: «Синь-синь-синь!»

Ребенок:

Шустрые синички

Птички-невелички

Прилетают в города на зиму,

Где есть еда,

А весеннею порой

Улетают в лес родной.

Воспитатель:

Много прозвищ у сороки: сорока-белобока, сорока-стрекотуха и даже сорока-воровка. В южные края сороки от нас не улетают. Зимой перебираются поближе к людям – разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.

Ребенок:

Вновь сорока-непоседа

Завела свою беседу

И стрекочет, и стрекочет

Показать наверное хочет,

Что к весне надела

В шали птица черно-белой,

Да наряд хороший вышел,

Но нельзя ли быть потише!

Физкультминутка:

Мы вошли все с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево,

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули  -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Воспитатель предлагает детям назвать и других птиц, которые живут рядом с нами круглый год (ворона, голубь, галка, дятел, сова).

Воспитатель:

Весна – время возвращения перелетных птиц. Трясогузка прилетает в наши края ранней весной, когда на реках и озерах еще лежит лед. В народе её называют «ледоломкой» - птичка бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком – «лед ломает».

Ребенок:

Трясогузка, трясогузка –

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моем саду

И за ставенкой резной

Свей гнездо свое весной.

Воспитатель:

Возвращаются из теплых краев грачи и сразу же принимаются за работу, выискивая на проталинах вредных червей, слизней. Они приводят в порядок свои большие прочные гнезда из прутьев, которые ждали их всю зиму.

Ребенок читает стихотворение:

Лишь зажурчат весной ручьи,
Спешат на родину грачи.
Где отчий дом, где все родней,
Где даже червяки вкусней.

Воспитатель:

Рано весной, едва зачернеют в полях первые проталины, появляются у нас жаворонки. Прилетают они одновременно со скворцами и даже, бывает, чуть раньше их. Только скворцы летят молча, а жаворонки прямо на лету весело поют.

Ребенок:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Воспитатель: Затем появляются скворцы. Они устраивают гнезда в скворечниках. Интересно наблюдать, как они снуют у отверстия скворечника, стаскивая туда травинки и тоненькие прутики. Иногда разгораются настоящие битвы между прилетевшими скворцами и воробьями, которые жили в скворечнике зимой, пока «хозяева» отсутствовали.

Ребенок читает стихотворение:

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Воспитатель:

С наступлением мая, когда листья на деревьях и кустарниках окрепли, раскрылись, в наши края прилетает соловей. В густых зеленых зарослях заливаются лесные певцы – соловьи. Никто в лесу не поет лучше соловушки.

Ребенок:

Соловей – соловушка,

Светлая головушка

Только солнышко взойдет

Звонко песню пропоет

Громко заливается

Для друзей старается

Оживает все кругом

С песней счастье входит в дом

Воспитатель предлагает игру «Кто улетел?». – Выставляют 3-4 картины с изображением птиц, дети запоминают. Затем ребенок закрывает глаза, одну картинку переворачивают. Открыв глаза, ребенок должен назвать улетевшую птицу.

Воспитатель:

В середине октября в леса и парки прилетают с севера стайки ярких веселых птиц. Свиристели любят спелые ягоды рябины.

Ребенок:

Песня звонкой свиристели

Раздается под окном

Снова в гости прилетели

И сидят как за столом

Гроздья спелые рябины

Угощенья лучше нет

Словно яркие рубины

Свиристели на обед.

Воспитатель:

С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири.

Ребенок:

На снегу сидит, блистая

Красногрудых птичек стая.

Полюбуйтесь поскорей

На красавцев снегирей!

На закрепление названий птиц проводится игра «Веселый шарик».

 – Дети встают в круг, передают друг другу шарик и говорят слова: «Ты катись веселый шарик быстро-быстро по рукам, у кого веселый шарик называет птицу нам».

Воспитатель:

Что случится, если птиц вдруг не станет? Беда случится. Умолкнут поля, леса, степи. Не порадует наши глаза их быстрый, ловкий полёт, их яркое оперение. Вместе с птицами исчезнут их секреты и тайны. Не сложат о птицах новых стихов и песен, не сочиняя сказок. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, и опустошат наши поля, сады огороды. Гусеницы и жуки погубят леса. Некому станет разносить по лесам семена лесных ягод, желуди, орехи. Пусто станет на Земле. А чтобы этого не случилось, мы должны птиц охранять и беречь.

Что мы можем сделать для наших птиц-друзей?

Выслушиваем ответы детей.

– Мастерить кормушки и делать скворечники, подкармливать их зимой, не разорять не гнезда, проявлять осторожность в лесу и т.д.

Сколько птиц на белом свете,
Берегут их, даже дети,
Строят домики, кормушки,
Даже вешают игрушки,
Только б птички не страдали,
И зимой не голодали,
Чтобы пели и порхали,
И от нас не улетали.
Берегите птичек наших,
Не ленитесь дать букашек,
Ломтик хлебца иль лепешки
Протяните на ладошке...
Пусть порадуются «Пташки»
Им предложенной букашке,
Крошке хлеба иль крупе...
Помогите, им, в судьбе!

Литература:

  • Т.А. Шорыгина «Птицы – какие они?»
  • А.Барков «Голоса весеннего леса»
  • М.Пришвин «Про птиц и зверей»
  • Энциклопедия «Тайны живой природы»
  • Бабенко В.Г. «Кто живет рядом с нами»
  • В.Е. Флинт «Про птиц из Красной книги»
  • Моя первая энциклопедия «От орла до воробья» (птицы Европы и России)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Птицы - наши друзья» Подготовила: Воспитатель Миронова Е.И.

Слайд 2

« Сдается мне, жить на нашей зеленой планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперенья! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их легкий, свободный полет ! А волшебное их искусство гнездостроения « без рук, без топоренка » ! Изумляет меня, почему люди так мало внимания обращают на птиц ? » Виталий Бианки

Слайд 3

Загадка «Весна» Растопило солнце снег, Радость на душе у всех, Птицы весело запели, Слышен звонкий стук капели Небо чисто-голубое, Что с природою такое?

Слайд 4

Беседа с детьми о птицах

Слайд 5

Физкультминутка

Слайд 6

Игра «Веселый шарик»

Слайд 7

Дети раскрашивают рисунки о птицах

Слайд 8

Птицы – наши друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшей группе по познавательному развитию на тему: "Зимующие птицы".

Конспект НОД с детьми старшей группы по познанию на тему: "Зимкющие птицы"....

Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Мы шагаем по Москве»

Москва – столица нашей Родины, её самый главный город, благодаря которому Россия известна во всем мире. Дети с интересом знакомятся с историей любимого города, поэтому прогулки по городу позволя...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы»

Данный конспект занятия «Зимующие птицы» разработан для расширения представлений детей о зимующих птицах: их внешнем виде, особенностях поведения и питания. Дети совершают путешествие по с...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Моя семья»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с. ТербуныТербунского муниципального района Липецкой области     Конс...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: Квест – игра «Путешествие в страну здорового и вкусного питания»

Цель: формировать у детей представление о правильном питании, как основе здорового образа жизни.         Задачи:...