Рабочая программа по развитию эмоциональной сферы
рабочая программа

Макарова Светлана Дмитриевна

Цель программы:

1.Развитие социальных умений коммуникативной гибкости,

2.Создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей,

3.Формирование "позитивного отношения к своему "Я",

4.Профилактика дезадаптации.

             Задачи программы:

  • Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощение.
  • Формирование у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях.
  • Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными (мимикой, жестами, пантомимикой).
  • Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
  • Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по развитию эмоциональной сферы дошкольника

Если твой ребенок весел и во всем заметен рост

Значит, есть на свете смысл зажиганья новых звёзд!

Введение

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)

В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что в  процессе общения складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

        Общение как одно из центральных мест в психолого-педагогической науке рассматривали (М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О. Смирнова и др.)

Способность к общению – это природный дар человека, который развивается и изменяется в течение всей его жизни.

По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Отсюда следует, что одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Решающая роль в этом процессе принадлежит отношениям ребенка со взрослым.

По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения. Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться задача вполне разрешима. Если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе малыша уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся "недостаток". Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксации внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Цель программы:

1.Развитие социальных умений коммуникативной гибкости,

2.Создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей,

3.Формирование "позитивного отношения к своему "Я",

4.Профилактика дезадаптации.

             Задачи программы: 

  • Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощение.
  • Формирование у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях.
  • Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными (мимикой, жестами, пантомимикой).
  • Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
  • Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Принципы реализации программы

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

 Сроки реализации

Занятия рассчитаны на 1 года и проводятся с сентября по май с детьми подготовительной группе

Цель проведения занятий — создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Занятие длительностью 25-30 минут проводится два раз в месяц, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольного возраста. Сложность от занятия к занятию возрастает, в то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей, и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять.

Материал построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с ребенком.

Необходимые условия для осуществления программы

  1. Благоприятный психологический климат в группе.
  2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
  3. Позиция сотрудничества воспитателя с ребенком, как равным партнером.

Занятие № 1 «Тайна моего имени».

Цель: способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

Приветствие: дети сидят по кругу (приветствую своего соседа касаясь и словом «привет»).

Педагог. А представьте себе, что мы увидели друг друга в первый раз. И незнаем друг друга, как нам познакомится? (ответы детей)

Игра «Эхо». Сейчас мы поиграем в новую игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать своё имя вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем своё имя называет соседка справа - Катя, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут своё имя.

Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей, - невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой. Давайте каждый из вас назовёт имя своего друга. (Ответы детей.)

Игра «С начала были…»

А вы знаете, что означают ваши имена? Задание на дом узнать тайну своего имени.

Занятие № 2 «Тайна моего имени».

Цель: способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

Приветствие:  дети приветствую друг друга.

Игра «Ветер дует на…». Взрослый начинает игру словами «Ветер дует на…». Например: ветер дует на того, у кого светлые волосы, - значит, все светловолосые собираются вместе. (Задания могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто любит лето» и т.д. Можно выбрать ведущим кого-то из детей.)

Игра «Объясни имя».  Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас вам буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут.

Педагог: Незнайка.

Дети: Его так назвали, потому что он ничего не знает.

Педагог: Белоснежка.

Дети: Она белая, как снег.

Педагог: Снегурочка.

Дети: Она сделана из снега.

Педагог: Синеглазка.

Дети: Это девочка с синими глазами.

Педагог: Курочка Ряба.

Дети: Она пёстрая, рябая.

Педагог: Молодцы, ребята!

А теперь давайте раскроем тайну ваших имен (дети рассказывают, что означают их имена).

Игра «Ласковое имя». А теперь давайте встанет в круг. Вспомним, как ласково зовут вас дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, назовёт одно или несколько своих ласковых имён (дети по кругу перебрасывают друг другу мячик, называя свои ласковые имена).

Занятие № 3 «Портрет»

Цель: помочь детям понять собственную индивидуальность.

Приветствие игрой «Привет, привет» с элементами массажа

Игра «Радио». Сегодня мы с вами говорим о том, как мы выглядим. И узнаем, хорошо ли друг друга знаете. И я предлагаю вам новую игру. Знаете ли вы, как называют человека, которого мы слышим по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаём, кто же потерялся. Сначала диктором буду я. Слушайте: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, в косичках белые банты. Она любит рисовать. Кто знает эту девочку?»

Дети: Знаем, это Катя!

Педагог: Правильно, угадали.

Усложнение игры после того как дети хорошо играю в эту игру можно предложить чтобы кто-то из детей стал диктором (во время игры можно помочь детям, что они перечисляли характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям…)

Игра « Одна девочка такая…» (дети имитирую разнообразные настроения или действия человека).

Одна девочка такая….(имитация движения)

Вторая девочка такая…(имитация движения)

Третья девочка такая…(имитация движения)

А четвёртая такая….(имитация движения)

Пятая девочка такая…(имитация движения)

Педагог: Я вам расскажу про девочку Аню.

«Сидит девочка Аня и смотрит на себя в зеркало. Рассуждает: «У меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один». «Почему это у меня всего по двое, а язык один и нос тоже один?» - спрашивает Аня свою бабушку. А бабушка отвечает ей: «А потому, милая внучка, чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и курносый нос свой куда не надо не совала».

Педагог: Дети, а вы как думаете? Правильно бабушка ответила Ане? Давайте и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так? Два уха, два глаза, один нос, один рот? (Дети рассматривают себя в большом зеркале, смотрят друг на друга.)

Игра «Повторяй за мной»

Педагог делает хлопок  двумя руками, а затем берется руками за уши, потом снова делает хлопок и одной рукой берется за нос и так в быстром темпе меняет положение рук (крест - накрест) и снова берется за уши. Темп  помере усвоения меняется (от медленного к  быстрому)можно усложнить сделав хлопок под коленкой, за спиной взяться за нос, а потом за уши.

Занятие №4 «Я - волшебник»

Цель: учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

Приветствие: «Ай-ай дарики» (с элементами массажа)

Педагог:  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поближе познакомимся с миром, который находится внутри вас. Ваши переживания, настроения, желания – всё это и есть ваш внутренний мир.

Упражнение «Слушаем себя». Давайте сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг, что происходит внутри каждого из вас. Внимательно прислушайтесь к своим ощущениям. Что каждый из вас сейчас чувствует, Чего хочет? Что вы слышали? (дети делятся своими впечатлениями.)

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!». А теперь у нас следующее задание. Попробуйте посмотреть на себя со стороны, а потом расскажете о себе: своём внешнем облике, желаниях…(дети выполняют задание.) Ответы детей поддерживаются аплодисментами.

Игра-разминка «Ветер дует на…» Давайте поиграем в игру «Ветер дует на…». Когда я буду произносить слова задания, все, к кому эти слова относятся, бегом собираются в кружок. Итак, мы начинаем: «Ветер дует на того, кто любит рисовать.., кто хотел бы иметь собаку или кошку, а мама не разрешает.., кто любит ходить в цирк или кукольный театр.., кому нравится получать подарки.., кто любит есть конфеты…» (Дети выполняют задание. Затем проводится краткое обсуждение игры.)

Рисунок «Мне это нравится».  Постарайтесь припомнить самое замечательное переживание, которое стало возможным благодаря вашим глазам, то есть вы можете нарисовать то, что вы когда-либо видели, и это вам очень понравилось.

Занятие №5 «Мой любимый сказочный герой»

Цель: способствовать самовыражению ребёнка; продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Приветствие: «К нам …пришл(а) он(а) мячик нашла» (пропевание)

Педагог: Назовите сказки, которые читают вам дома. Дети. «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Незнайки и его друзей», «Колобок», «Сказка о царе Салтане», «Красная Шапочка», «Карлсон, который живёт на крыше», «Царевна-лягушка», «Три толстяка», «Три поросёнка», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Финист-ясен сокол»…

Педагог: Послушайте загадки о сказочных героях и попробуйте их отгадать.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился…

Дети: Колобок.

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.

Дети: Красная Шапочка.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их  и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: Три поросёнка.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор…

Дети: Айболит.

Возле леса, на опушке

Трое их живут в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: Три медведя.

Что за странный

Человек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный.

Кто же это?..

Дети: Буратино.

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш…

Педагог: Мы сейчас поиграем. Один ребёнок  встанет в центр круга и изображает какого-либо сказочного героя. Остальные должны отгадать. На начальном этапе дети могут при помощи взрослого (посоветовавшись) выбрать сказочного героя.

На будущее в усложнение можно попробовать найти сходство каждого ребёнка с героем сказки.

Рисунок «Моя любимая сказка». Мы с вами много говорили сегодня о сказках и сказочных героях. А теперь закройте глаза и ещё раз представьте себе свою любимую сказку. Откройте глаза и нарисуйте.

Занятие № 6 «Язык жестов и движений»

Цель: закрепить с детьми знания о культуре жеста; научить владеть своими мыслями и чувствами при помощи мимики, жестов, движений.

Приветствие: «Привет, привет» (с элементами массажа)

Игра «Колдун».

Педагог: Представьте, что вас заколдовал колдун, так, что вы потеряли способность говорить. На вопросы, которые будем задавать я и другие дети, вы можете отвечать только жестами. С помощью наших вопросов вы постараетесь рассказать историю о том, как вас заколдовали. Вспомните, что с помощью движений рук можно показать размер и форму предметов, своё настроение. (Дети по очереди выполняют задание).

Игра «Походки».

Педагог: Сейчас вы будете ходить как разные люди или животные. Итак, я даю вам задание – показать, как ходит маленький пушистый котёнок. Вспомните, как он двигается, и попробуйте изобразить его. (Варианты походок: походить, как старый дедушка, как слон, как клоун в цирке, как заяц и т.д.). Дети могут придумать свои варианты, а остальные должны угадать, кого изображают.

Игра «Ой, ой к нам пришёл волшебник злой» (дети выполняют движения согласно стихотворению)

Ой, ой, ой к нам пришёл волшебник злой.

Он руками помахал всёх ребят заколдовал.

Дети замерли, застыли.

Игра «Игрушки».

Педагог: А теперь попробуйте представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, мишку, машинку, мячик и др. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берёт вас на руки, любуется своей игрушкой. Постарайтесь запомнить эти ощущения. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался. (По очереди в центре внимания оказывается каждый ребёнок.)

Этюд «Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» (Выразительные движения: шею вытянуть вперёд, указательный палец приставить к самим губам, брови поднять вверх.)

Занятие №7 «Давайте жить дружно!».

Приветствие: прослушивание песни «Дружба крепкая»

Цель: формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребёнку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении.

Педагог: Послушайте стихотворение:

Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

Мы ведь не осинки,

Мы ведь не рябинки.

Вовы, Клавы, Мишеньки-

Это же не вишенки!

Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

Мы ведь не листочки,

Мы ведь не цветочки,

Голубые, аленькие-

Мы ребята, маленькие!

Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

Потому, что дружно в нём,

Мы одной семьёй растём!

Оттого и говорят:

В этом доме детский сад.

(В.Товарков)

Педагог: Вы прослушали стихотворение о том, как дружно живут в детском саду дети. А вы – дружные ребята, помогаете ли вы друг другу? Не обижаете ли вы других? Если «да», то я хочу проверить правдивость ваших слов, если «нет», то давайте, выполним задание.

Игра «Передай мячики». 

Педагог: Встаньте в круг. Вам необходимо будет как можно скорее передавать мяч из рук в руки и ни в коем случае не уронить его. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры. (Дети выполняют задание.) Усложним нашу игру: повернитесь спиной в круг и, убрав руки за спину, передавайте мяч соседу. (Дети выполняют задание.) А теперь передадим  с закрытыми глазами. (Дети выполняют задание.)

Занятие № 8 «Мы так похожи».

Цель: формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

Приветствие:

Педагог: Здравствуйте, дети! Задумывались ли вы над тем, что, несмотря на всё разнообразие человеческих лиц, иногда мы встречаем двух почти одинаковых людей? Как их называют? (Двойняшки, близнецы). Но похожими между собой могут быть не только двойняшки, но даже мы с вами. Не верите? Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы схожи  с соседом справа. Вы можете называть черты сходства во внешности, в поведении, увлечении. (Дети отвечают).

Игра «Волшебное зёрнышко» давайте представим себе, что у нас есть маленькое,  волшебное зёрнышко из него вырастет волшебное дерево дружбы. Его нужно бережно передать мне из рук в руки (дети передают, перекладывая из ладошки в ладошку). За тем можно усложнить перекладывать имитирую, что зерно держат только указательным и большим пальцем.

Игра «Мы по кругу идём и собой берём…» ( дети перечисляют игрушки, животных, одежду, овощи и др повторяться нельзя).

Педагог: Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь. Попробуйте изобразить на своём лице удивление. Как вы думаете, оно будет длиться долго, или уже удивление мгновенно возникает и быстро исчезает? (ответы детей).

Игра «Мыльные пузыри».

Педагог: Я буду имитировать выдувание мыльных пузырей, а вы двигайтесь  по комнате, изображая полёт мыльных пузырей. Во время свободного движения читается стихотворение.)

Стихотворение «Мыльные пузыри»

Осторожно-пузыри-пузыри…

- Осторожно, какие!

- Ой, смотрите!

- Раздуваются!

- Блестят!

- Отрываются!

- Летят!

(Э. Фарджен)

(После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол).

Занятие № 9«Мы такие разные».

Цель: учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

Игра «Радио»

Педагог: Сегодня на нашем занятии мы поговорим о том, какие мы все разные.

Игра «Башенка из игрушек». У меня на столе лежат картинки с изображениями различных игрушек и других предметов. Пусть каждый из вас по очереди возьмёт набор картинок и выложит башенку: в первом окне на её вершине будет находиться ваша самая любимая игрушка, в окне пониже – менее любимая и т.д.

(По завершении упражнения психолог помогает детям сделать вывод, что у каждого из них получилась своя башенка, т.е. дети выбирали игрушки по своему личному предпочтению.)

Игра «Мы такие разные». Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а тот ребёнок, о котором пойдёт речь, сделает шаг вперёд.

Педагог: Кто у нас самый высокий?...самый маленький?

У кого самые светлые волосы?...тёмные волосы?

У кого на голове есть бант?

У кого на одежде нет пуговиц?

У кого в одежде присутствует красный (синий, жёлтый) цвет?

(После игры педагог обращает внимание детей на то, что они снова смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других.)

Игра «Спиной друг к другу». А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете запоминать особенности внешности друг друга. Для этого мы выберем  пару. Я разрешаю вам на минутку посмотреть друг на друга. а теперь встаньте спиной друг к другу.  Затем один из пары будет описывать внешность своего партнёра – какие у того волосы, глаза, нос, одежда…(В конце игры отмечают лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды своего партнёра по игре).

Педагог: Надеюсь, что после нашего занятия вы поняли, какие люди разные, каждый со своими привычками, внешностью, поведением.

Занятие № 10 «Мальчики и девочки».

Цель: учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навыки общения мальчиков с девочками.

Игра «Девочки и мальчики»

На слово «мальчики» все мальчики говорят «хо-хо-хо» (топают)

На слово «девочки» все девочки говорят «хи-хи-хи» (хлопают)

Игра «Лужа».

Педагог: Я подготовила для вас игру, в которой мальчики научатся помогать девочкам, а девочки - благодарить мальчиков за их помощь.

Педагог: А как вы думаете, каким должен быть мальчик, с которым детям хотелось бы дружить? (ответы детей).

Педагог: А какой должна быть девочка, с которой детям хотелось бы дружить? (ответы детей).

Игра «Найди свою пару». А теперь - новая игра. Встаньте парами: девочка с мальчиком. Посмотрите на своего партнёра. Как только зазвучит музыка, вы свободно будете двигаться по группе уже без пары. Как только музыка прервётся, все девочки и мальчики должны как можно скорее найти свою пару. Те мальчик и девочка, которые первыми успеют найти друг друга и взяться за руки, будут победителями. (Игру можно повторить 3-4 раза.)

Итак, что нового вы узнали сегодня о мальчиках и девочках? Каким должен быть мальчик? девочка? (ответы детей).

Занятие № 11 «Мой волшебный дом».

Цель: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие внимания и интереса к партнёрам по общению; развитие самосознания и индивидуальности; снижение психоэмоционального напряжения.

Приветствие: «Привет, привет» (с элементами массажа)

Игра «Строители». Педагог предлагает ребятам построить общий дом, используя предметы, находящиеся в помещении (мягкие модули, большие кубики и т.п.). После выполнения задания детям задаются вопросы:

- «Удобно ли вам будет жить в этом доме?»;

- «Где вы разместите приехавших к вам гостей?»;

- «Кто будет жить в этом доме кроме вас?» и т.д.

Упражнение «Стройка». Движениями показывать как – кладут кирпичи, носят в ведре цемент, красят, пилят, забивают гвозди и т.д.

Педагог предлагает придумать дом из необычных материалов (шариков, подушек, игрушек, облаков и др)

Рисование пожеланию «Мой волшебный дом».

Занятие № 12 «С кем я живу».

Цель: помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Беседа «Что такое семья?» А вот чьи вы – это мы сегодня и попробуем выяснить. Сегодня наш разговор пойдёт о вас и о ваших семьях. Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей). Да, семья-это близкие друг другу люди, они живут вместе и помогают друг другу.

Упражнение «Кто кому кто?» Посмотрите на эту картинку: здесь изображена большая семья (демонстрируется картинка «Семья»). Давайте разберёмся, кто в этой семье кому и кем доводится. Каждому из вас я дам карточку, на которой изображены отдельные члены семьи. Вы должны будете сказать, кто кому кем приходится. Например, в этой семье два мальчика: они друг другу – братья; бабушке девочка доводится внучкой. (Дети выполняют аналогичные задания.)

Давайте поближе познакомимся с каждым членом семьи. А начнём мы это знакомство с мамы. Педагог читает стихотворение о маме (постепенно всех членов семьи).

Беседа «Чем порадуем родителей?» Я предлагаю вам послушать одно стихотворение:

Мой день

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днём я прогулялся сам

И домой вернулся сам.

Дома поиграл я сам,

Книжку почитал я сам,

Вечером разделся сам,

Спать улёгся в тишине…

Увидел звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и всё.

Спасибо мне!

Педагог: Дети, расскажите, как вы ведёте себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь из вас в этом стихотворении себя? Объясните, плохо или хорошо вёл себя мальчик в стихотворении, и как бы вели себя вы, понравится ли ваше поведение маме или папе, если вы будете такими, как этот мальчик? Как вы можете порадовать маму? Папу? (ответы детей).

Занятие № 13 «Мой ласковый и нежный зверь».

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных; продолжать воспитывать чувство заботы о животных, сострадание к бездомному животному; продолжать учить детей подражать характерным жестам, движениям, позам, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении; развивать воображение детей, выразительность их движений.

Этюд «Ласка». Представьте себе мальчика, которому подарили котёнка. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого малыша. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о руки.

Давайте представим себя на месте этого мальчика. «Возьмите» в руки этого пушистого котёнка. Погладьте его. Улыбнитесь ему. Подуйте на него тёплым воздухом. Погладьте его. Улыбнитесь ему. Подуйте на него тёплым воздухом. Чувствуете, как котёнок отвечает на вашу ласку? (дети выполняют задание)

Игра «Придумаем клички животным с картинки». А теперь давайте вспомним, как выглядят некоторые животные. В центре стола разложены картинки, перевёрнутые изображениями вниз. Каждый из вас по очереди должен будет взять по одной картинке, рассмотреть её и назвать животное. А теперь вам нужно придумать ему имя, у животных оно называется кличкой. Кличку необходимо подбирать, опираясь на внешние данные и на внутренние качества животного. Например, посмотрите на эту картинку. Здесь нарисован кот, которого можно назвать и Пушок (потому что он пушистый), и Черныш (потому что мех у него чёрного цвета), и Мурлыка (ведь наверняка он мурлычет чудные песенки), и Шустрик (потому что ему всё интересно, он быстро бегает за ленточкой). (далее дети выполняют задание ребята могут помогать друг другу в определении черт животных для выбора его клички.)

Игра «Большой - маленький». А сейчас мы вспомним, как двигаются животные. Для этого вам необходимо разбиться на пары. Один из пары будет изображать взрослое животное, другой – его детёныша. Давайте вспомним, что может делать взрослое животное?

Дети: Ласкать детёныша; учить добывать себе еду, если это дикое животное; жалеть, наказывать.

Педагог: Всё верно. А детёныш отвечает своим поведением на эти действия (дети работают в парах).

Игра «Изобрази животное».

Педагог:  А теперь закройте глаза и представьте себе любое животное. Рассмотрите его хорошенько – как оно выглядит, как двигается. Теперь мы будем по очереди показывать движения животного, не называя его. Остальные дети должны угадать, что это за животное.

Игра «Сказочная зверюшка» ( с использованием геометрических фигур)

Педагог: Сейчас я попрошу вас представить себе далёкие планеты, на которых обитают невиданные странные животные. Затем, дети, представьте себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих необыкновенных животных. И каждый из вас может придумать и создать какое-нибудь невиданное животное для этого зоопарка. Оно может быть настолько странным и необычным, насколько вы пожелаете.

Занятие 14 «Азбука настроения»

Цель: закреплять умения детей определять эмоциональные состояния людей; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Игра «Я очень хороший». Детям предлагается повторять фразу «Я очень хороший» вслед за взрослым с разной громкостью несколько раз: шёпотом, громко, очень громко.

Игра «Азбука настроения».

Педагог раздаёт детям картинки пиктограммы с разными эмоциональными чувствами. Детям предлагается определить эти эмоциональные состояния и изобразить.

При обсуждении задания взрослый уточняет у детей, какое эмоциональное  настроение нравится детям и почему?

Игра «Покажи чувство». Дети выходят по одному в круг и показывают с помощью мимики, жестов, движений любое чувство. А все остальные дети должны отгадать это чувство. 

Беседа «Что может поднять тебе настроение». Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, весёлая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик или, быть может, таблетки, уколы?

Взрослый предлагает на доске при помощи магнитов всех ребята отметить

своё настроение.

Занятие № 15 «Отгадай эмоцию».

Цель: продолжать учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; учить передавать его с помощью мимики, речи, рисунка.

Игра «Чики-чики  чики-чок угадай, чей голосок»

Игра «Изобрази животное с определённым эмоциональным состоянием». Каждый ребёнок по кругу изображает любое животное с помощью жестов, мимики, движений с любым эмоциональным состоянием. Все остальные дети должны отгадать животное и его чувство.

Игра «Попугай». Педагог произносит фразу: «Я иду гулять». Все остальные дети должны повторить эту фразу по кругу, но с разной силой голоса.

Игра «Закончи предложение».

- Когда ребёнок упал и разбил коленку, он чувствует…

- Его мама чувствует…

- Воспитатель чувствует…

- Когда ребята не хотят играть с мальчиком или девочкой, то они чувствуют…

Игра «Расскажи сказку без слов».

Педагог: Сейчас мы побываем в Молчаливом Театре. Здесь все актёры не говорят, а только показывают движения. Мы будем без слов показывать сказку «Репка». Давайте распределим роли и вспомним сказку. А наши зрители посмотрят этот спектакль и потом расскажут, всё ли им было понятно.

Занятие № 16 «Умение владеть собой»

Цель: развивать у детей умение управлять и контролировать своё поведение и поступки.

Игра «Чудесный мешочек» дети пытаются угадать на ощупь, кто спрятан в «чудесном мешочке» (под покрывалом)

Игра «Баба-Яга». Дети стоят в кругу. Кладётся обруч – внутри «Баба-Яга». Дети бегают вокруг круга и дразнят: «Баба-Яга, костяная нога, с печки упала, ногу сломал, пошла в огород, испугался народ, побежала в баньку, испугала зайку  (выбранная из детей «Баба-Яга» должна показать, что она злиться). В конце игры дети должны пожалеть злую Бабу-Ягу. Всем детям  предлагается превратиться в злую Бабу-Ягу, а потом  показать добрую «Бабушку-Ягу». Давайте придумаем для неё ласковые слова (ответы детей).

Игра «Сигнал» (дети  сидят на стульчиках не двигаюсь и могут двигаться только после определенного сигнала)

Занятие № 17 «Волшебные слова»

Цель: закрепить с детьми знания о культуре общения; прививать навыки этикета.

Чтение стихотворения «Про вежливые слова»

Игра «Изобрази, как животные приветствуют друг друга»

Взрослый: представьте себе, что мы разные животные интересно, как они приветствуют друг друга»

Игра «Это я, это я это все мои друзья» Педагог читает стихотворение-ловушку дети в конце, если согласны с текстом, должны проговаривать хором: это я, это я это все мои друзья.

Игра «Передай мячики». 

Педагог: Встаньте в круг. Вам необходимо будет передавать мяч из рук в руки и ни в коем случае не уронить его. При этом говорим слова спасибо и пожалуйста. А теперь будем передавать  быстро, но не забываем говорить вежливые слова. Кто не скажет, выбывает из игры.

Игра «Дотронься до…» А теперь давайте поиграем в новую игру.

Вы все одеты  по-разному. И когда я скажу: «Дотронься до…синего, вы внимательно посмотрите друг на друга и, обнаружив в одежде у кого-то синий цвет, дотроньтесь до него рукой.

Занятие № 18«Нужны все на свете»

Цель: сплочение группы, развитие коммуникативных навыков.

Приветствие: : «К нам …пришл(а) он(а) мячик нашла» (пропевание)

Игра «Зеркало» Необходимо разбиться на пары и встать друг к другу лицом. По команде один ряд детей должен будет показать настроение, а другие члены пары – отразить его.

Чтение стихотворения «Нужны все на свете» в конце занятия можно выучить стихотворении.

Педагог: сейчас я включу музыку наши девочки будут танцевать. А мальчики посмотрят, а затем мальчики станцуют свой танец. В конце танцев зрители аплодируют.

Педагог: Молодцы!

А теперь мальчики приглашают девочек на танец. (взрослый объясняет и показывает детям, как это надо делать: мальчики кланяются, приглашают жестами девочек на танец, а девочки грациозно приседают, благодаря  мальчиков за приглашение.) Разбейтесь на пары, мальчик с девочкой, возьмитесь за руки. (Звучит музыкальное сопровождение, дети танцуют). Музыка закончилась. Поклонитесь друг другу. Мальчики, отведите девочек на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия (мини- программа по развитию эмоциональной сферы детей 3-7 лет)

Сказка – древнейший, испытанный столетиями способ воспитания детей. В сказке есть все, что есть в реальном мире – герои, отношения между ними, чувства и мотивы поступков. Сказка не навязывает времени ...

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

Рабочая программа по коррекции эмоциональной сферы "Уроки добра"

Рабочая программа педагога-психолога по коррекции эмоциональной сферы и формировании эмпатийного поведения детей 5-6 лет....

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»

Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Рабочая программа по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация является основопологающим моментом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку. что формирует в них неуверенность в себе...