Формирование ОБЖ у дошкольников посредством игровых технологий
консультация

Миронцева Лариса Николаевна

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_po_obzh_dlya_pedagogov.docx154.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

C:\Users\Золотой Петушок\Desktop\миронцева\картинки\d40a8df2.jpg

Подготовила: воспитатель высшей категории

 Миронцева Л.Н.

2021г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игровой технологии, как  одной из наиболее приемлемых, доступных, интересных для ребёнка форм деятельности, в том числе и по усвоению правил безопасного поведения.

Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Существует несколько видов игр:

  • Дидактические
  • Строительные
  • Словесные (игры –загадки, на противопоставление, на классификацию…)
  • Настольно-печатные (лото, парные картинки, домино тд.)
  • Театрализованные, игры – драматизации
  • Подвижные
  • Игры-забавы
  • Сюжетно-ролевые («Пожарные», «Шофёры», «Больница»…)
  • Игры, основанные на современных технологиях (интерактивные, компьютерные, мультимедийные)
  • Музыкальные

Таблица: возможные игры по ОБЖ в детском саду

С КАКОГО ВОЗРАСТА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОВОДИТЬ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

С первой младшей группы

Дидактическая игра «Опасно — огнеопасно»

Учить различать предметы, которые огнеопасны

Воспитатель показывает детям множество карточек, на которых изображены предметы, представляющие опасность. Задача игроков — выбрать из карточек те, на которых нарисованы пожароопасные предметы (например, утюг, спички, плита и т.п.)

«Собери автомобиль» (из 2-х частей, из 4-х частей)

Закреплять названия видов транспорта и его составных частей

Перед детьми картинка автомобиля (автобуса, грузовика). Выдаётся материал: кусочки-элементы, из которых нужно собрать целостное изображение предлагаемого транспорта, ориентируясь на картинку перед глазами

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»

Формировать элементарные представления о действиях на проезжей части

Дети принимают роли шофёров и пешеходов. Разыгрываются различные ситуации: довезти куклу до магазина, доставить строительный материал. Везти машину нужно осторожно, не наезжая на людей

Подвижная игра «Тушим пожар»

Формировать элементарные знания о пожарной безопасности

По кругу выстроены стулья, на которых лежат игрушечные огнетушители. Количество стульев с огнетушителями на одну единицу меньше, чем игроков. Дети бегают вокруг стульев. По сигналу ведущего нужно взять огнетушить в руки и поднять вверх. Из игры выходит тот, кто не добрался до игрушки. Победителем будет игрок, поднявший последний огнетушитель на стуле.

Со второй младшей группы

Дидактическая игра «Расскажи, что не так»

Приучать к правилам ПДД

Детям показаны картинки с сюжетами дорожных ситуаций. Нужно рассказать, что на ней персонаж делает неправильно (переходит дорогу на красный свет, в неположенном месте и т.д.)

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Учить безопасности в общественном транспорте

Распределяются роли: водитель, пассажиры, пешеходы. Разыгрываются различные ситуации (женщина с ребёнком, бабушка, слепой и т.п.)

Подвижная игра «Костёр»

Уточнять порядок действий при пожаре

Игра проводится на детской площадке. Нужно брать совочком (или другой похожей небольшой ёмкостью) песок из песочницы и доносить до места, где лежит картинка с изображением костра

Подвижная игра «Переход»

Развивать знания о правилах ПДД

На полу группы нарисована «зебра». Светофор показывает красный свет. Игроки стоят. Загорается жёлтый свет, участники продолжают стоять. На зелёный свет нужно пройти через нарисованную «зебру», посмотрев сначала налево, потом направо

Игра-тренинг «Я потерялся…»

Формировать правила поведения, если потерялся на улице

В гости к детям приходит персонаж Зайка и рассказывает детям, что на прогулке потерялся с мамой. Дети вместе с воспитателем рассказывают Зайке, как нужно поступать, если вдруг оказался один в разных ситуациях (на улице, в автобусе, магазине), кого можно просить о помощи, а кого нельзя

Подвижная игра-эстафета «Спаси игрушку»

Воспитывать смелость, желание помощь пострадавшему

Игра проходит в спортивном зале. Дети по очереди выполняют комбинацию заданий, выражающих действия по спасению игрушки (достать игрушку с гимнастической лестницы, добежать с ней до определённого места). Во время прохождения этапов игрушку нельзя ронять

Со средней группы

«Съедобный грибок положи в кузовок»

  • Узнавать о разновидностях съедобных и ядовитых грибов;
  • учить отличать съедобные грибы от несъедобных.

Перед игроками раскладываются муляжи грибов. Нужно собрать в корзину только их съедобные виды. Затем из корзины достаётся по одному грибу, игроки должны озвучить его название

Сюжетно-ролевая «Мы — пожарные»

  • Закреплять знание правил пожарной безопасности;
  • учить согласованно работать в команде.

Дети изображают бригаду пожарных. По вызову о случившемся пожаре они спешат на помощь в разных ситуациях (на улице, в квартире, в лесу)

Дидактическая игра «В мире опасных вещей»

Продолжать знакомство с опасными свойствами предметов

Воспитатель показывает детям поочерёдно разные бытовые предметы. Если предмет безопасный, дети должны хлопать в ладоши. Если опасный — топать ногами

Дидактическая игра «Мы дружим с кошками и собаками»

Расширять представления о правильном обращении с домашними животными

Воспитатель показывает детям карточки, изображающие сюжеты, происходящие с участием кошек и собак. Дети должны прокомментировать картинку: отметить правильные и неправильные действия (например, неправильно дёргать животных за хвост, бить палкой, дразнить)

Со старшей группы

Дидактическая игра «Изобрази дорожный знак»

Закреплять знания о видах дорожных знаков

За выделенное время дети должны нарисовать загаданный ведущим дорожный знак

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»

  • Расширять представления об оказании медицинской помощи;
  • учить навыкам оказания первой помощи.

Детьми разыгрываются различные сценки, в которых они в роли доктора помогают пострадавшим: при порезе руки, ушибе ноги, колена, повышенной температуре, заболевшем горле, кровотечении из носа. Нужно последовательно оказать первую помощь

Игра-лото «Растения в помощь здоровью»

Закрепить знания о том, что лекарственные растения могут быть помощниками в сохранении и заботе о здоровье

У каждого игрока имеется свой набор карточек с изображениями растений. Ведущий по очереди показывает карточки из своего набора. Игрок, у которого есть карточка с таким же растением, должен рассказать, как оно называется и какую пользу приносит. Если ответ верный, картинка даётся игроку. Победит тот, кто первым соберёт свой набор

«Телефон»

Закреплять навыки пользования телефонной связью в экстренных случаях

На столе стоят игрушечные машин автомобилей экстренных служб. Рассматриваются иллюстрации с изображением различных опасных ситуаций. Нужно подобрать к каждой ситуации нужный вид автомобиля и назвать номер телефона, по которому его нужно вызвать

Игра-тренинг «Незнакомец»

Тренировать навыки правильного поведения в ситуациях с незнакомым человеком

Разбирается ситуация, которая случается с Карлсоном. Он встретился с незнакомой тётей, которая предлагает ему конфеты и зовёт поехать с ней на машине. Дети размышляют о правильных ответах и поведении, рассматривая возможные исходы ситуации

Дидактическая игра «Чтобы не случилось беды»

  • Закреплять знания о безопасном поведении на улице;
  • повторять дорожные знаки.

В игре используется макет улицы с расположенными на ней различными дорожными знаками, светофорами. С помощью игровых фишек или любых маленьких игрушек обыгрываются различные ситуации на дороге

Настольная игра «Путешествие в страну здоровья»

Закрепить знания о сохранении здоровья

Игроки бросают по очереди кубик и делают ход. В зависимости от того, на кружок с каким изображением попала фишка, нужно выполнить определённое задание. Например, объяснить, что нужно делать при кашле, высокой температуре, зубной боли или объяснить, чем полезны движения, витамины, плавание и т.п. Если игрок отвечает неправильно, пропускается ход. Побеждает тот, кто первым доберётся до «страны здоровья»

Подвижная игра-эстафета «Территория риска»

Совершенствовать представления об опасных предметах и обращении с ними

Игра проводится в спортивном зале. Дети по очереди выполняют назначенные ведущим действия на гимнастической лестнице, скамье т.п. Затем раздаётся звонок — «сигнал тревоги». В группе обнаружено множество опасных предметов. Каждый получает карточку схему с подсказками, где искать предмет (над, под, за, в). Найденные предметы раскладывают в коробки по категориям (острые, пожароопасные, ядовитые и т.д.)

Словесная игра «Служба спасения»

  • Закреплять знание своих личных данных;
  • учить правильно описывать проблему.

Воспитатель по очереди показывает на экране компьютера картинки с различными ситуациями. К каждой картинке дети должны составить короткий рассказ от имени одного из героев происходящего или стороннего наблюдателя. Всё это дети говорят в трубку игрушечного телефона

Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения»

Закреплять и систематизировать знания правил дорожной безопасности

Между детьми распределяются следующие роли: сотрудник ГИБДД, водители автомобилей, пешеходы. Разыгрываются ситуации, в ходе которых игроки не должны нарушать правила дорожного движения, за этим следить сотрудник ГИБДД

Дидактические игры дают возможность:

- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;

- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушений, о способах безопасного поведения;

- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребёнок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение выслушать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств, поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть, активизирует их психические процессы.

Правила игр можно усложнять, изменять, в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников.

Также многие игры могут быть модифицированы (усовершенствованы).

Очень интересны детям игры, сделанные самими, самодельные. Такие игры может сделать не только воспитатель в детском саду, но и родители в домашних условиях.

Таким образом, через проведение дидактических игр, подобранных с учётом возраста детей, мы можем:

-вызвать интерес к теме безопасности

-получить полезные знания в доступной увлекательной форме

-и самое главное: привить и закрепить умения и навыки безопасного поведения.

Важную роль необходимо отводить взаимосвязи д/с с родителями.

Необходимая информация для них помещается в уголках безопасности в группе, а также на сайтах ВК «Теремок/шпаргалки от воспиталки» ,ВК «Дорожная азбука дошкольника». Родители активно участвуют в районных, областных и Всероссийских мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012.-144с.
  2. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности». - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.-120с.
  3. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н.В. Коломеец.-Волгоград: Учитель, 2013.-168с.