Педагогический проект «Формирование экологических представлений у дошкольников посредством игровых технологий»
проект по окружающему миру

Орлова Ольга Анатольевна

Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по экологии124.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 6 «Дюймовочка»

г. Людиново, Калужская область

Педагогический проект

«Формирование экологических представлений у дошкольников посредством игровых технологий»

https://www.i-igrushki.ru/upload/iblock/649/649e3996bf1e8f696a451cfb50ffaa86.jpg

                                                                   

                                        Разработчик: Орлова О.А.

                               

                                                                                 

                                                                           2020 г.

                                               

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 1

Введение

3 стр.

2.

Актуальность

3 стр.

3.

Алгоритм разработки проекта

4 стр.

4.

Аннотация проекта

5 стр.

5.

Принципы реализации проекта

5 стр.

6.

Этапы реализации педагогического проекта

5 стр.

7.

План организационного этапа проекта

6 стр.

8.

План реализации диагностического этапа проекта

6 стр.

9.

План реализации практического этапа проекта

6 стр.

10.

План реализации заключительного этапа проекта

7 стр.

11.

Условия реализации проекта

7 стр.

12.

Ожидаемые результаты

8 стр.

13.

Риски проекта и пути преодоления рисков

8 стр.

14.

Перспективы дальнейшего развития проекта

8 стр.

15.

Формы применения игровых технологий в образовательном процессе

9 стр.

16.

Список литературы, интернет-ресурсов

11 стр.

17.      

Приложение. Картотека игр по применению игровых технологий в образовательной деятельности по экологии

18.

Фото приложение к проекту

  1. Введение.

«В каждом человеке природа всходит злаками, либо сорной травою;

пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе»

Ф. Бэкон

Автор проекта – Орлова О.А., воспитатель МКДОУ «Детский сад № 6 «Дюймовочка», город Людиново, Калужская область.

Целевая аудитория педагоги дошкольной организации.

Сроки реализации - проект рассчитан на два месяца (03.02.2020 – 31.03.2020)

Форма реализации проекта - реализация проекта, направленного на формирование экологической культуры детей с помощью игровой технологии, будет проходить в рамках годового плана творческой группы по познавательному развитию. В ходе проекта планируются консультации, проведение матер-классов, задания для самостоятельной работы, индивидуальные беседы.

Конечный продукт. Разработка картотеки игр, позволяющих воспитателю успешно применять их в своей работе по экологическому образованию дошкольников.

  1. Актуальность

     Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической ситуации и необходимостью скорейшего ее решения. В этих условия экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы. Если мысли и чувства взрослых людей будут искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут

надлежащую атмосферу в дошкольном учреждении и семье. Именно поэтому актуальной стала разработка данного проекта.

3.Алгоритм разработки проекта

Анализируя данный вопрос, был выявлен ряд противоречий:

Причины возникшей проблемы таковы:

Причина

Задачи

Отсутствие картотек игр по возрастам экологической направленности

Разработать картотеки по игровым технологиям экологической направленности

Воспитатели не осознают значимости и эффективности применения игровых технологий на занятиях

Оказать помощь в приобретении практических умений и навыков в проведении занятий с применением игровых технологий

Повышение уровня знаний по применению игровых технологий не осуществляется добровольно и сознательно

Сформировать у воспитателей потребность в непрерывном самообразовании по игровым технологиям, направление – экология.

Наличие теоретических знаний не соответствует практическим умениям

Разработать план мероприятий с показом мастер- классов по применению игровых технологий

4 Аннотация проекта

      Педагогический проект направлен на использование педагогами игровых технологий в образовательной деятельности по экологии. Проект имеет практико – ориентированный характер. Система практического применения игровой технологии позволит оптимизировать и совершенствовать образовательный процесс по экологии в целом. Работа по реализации проекта осуществляется в ходе проведения четырех этапов, разграниченных по содержанию и времени проведения. В ходе проекта разработан комплекс мероприятий для формирования навыков применения игровых технологий по экологическому образованию.

5. Принципы реализации проекта:

принцип развивающего образования, цель - развитие ребенка;

• интеграция принципов научности и практики;

принцип интеграции (единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста);

решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

принцип гуманизации (признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка);

принцип непрерывности образования;

принцип преемственности.

6.Этапы реализации педагогического проекта

Содержание деятельности

Сроки

I. Организационный этап (27.01.20-03.02.20)

Изучение передового опыта по организации занятий с применением игровых технологий

В течение недели

Принятие плана реализации проекта

31.01.20

II. Диагностический этап (03.02.20-07.02.20)

Разработка диагностического инструментария по изучению затруднений педагогов по применению игровых технологий в образовательной деятельности

03.02.20

Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов по применению игровых технологий в образовательной деятельности

04.02.20-06.02.20

Анализ итогов мониторинга с целью разработки мероприятий по реализации проекта.

07.02.20

III. Практический этап (10.02.20-25.03.20)

Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства педагогов по проведению мероприятий с применением игровых технологий (консультации, мастер-классы, создание картотек)

10.02.20-25.03.20

Формирование банка творческих разработок (электронная копилка методических материалов).

25.02.20

IV. Заключительный этап (26.03.20-31.03.20)

Обобщение и анализ итогов реализации проекта.

26.03-30.03

Мониторинг реализации проекта

31.03.20

Разработка игровых картотек по организации работы по экологии

26.03.20-31.03.20

7. План организационного этапа проекта (27.01.20-03.02.20)

Мероприятия

Цель

Дата

1.

Изучение передового опыта по применению игровых технологий на занятиях с целью профессионального становления педагогов.

Помочь педагогам приобрести накопленный опыт по теме проекта

27.01-31.01

2.

Информирование педагогов о начале реализации проекта

Донести цель реализуемого проекта

31.01

8. План реализации диагностического этапа проекта (03.02.20-07.02.20)

Мероприятия

Цель

Дата

1.

Анкетирование педагогов

Проверить базу готовности к реализации проекта

     03.02

2.

Разработка карты профессионального развития педагога. Мониторинг результативности.

Прослеживание результативности проекта

04.02

3.

Разработка педагогических мероприятий по проекту

Представление результата проекта

04.02-06.02

9. План реализации практического этапа проекта (10.02.20-25.03.20)

Мероприятия

Цель

Дата

1.

Семинар «Формирование экологических представлений посредством игровой технологии»

Ориентировать педагогов на постоянное пополнение знаний, овладение методами и приемами в работе с применением игровых технологий в образовательной деятельности

10.02.2020

2.

Методическое сопровождение педагогов, внедряющих применение технологии в образовательный процесс

Помочь в проведении занятий, анализ результатов занятия

11.02.2020-29.02.2020

3.

Создание банка данных авторских разработок занятий с применением игровых технологий в образовательной деятельности

Систематизировать разработанный материал с целью доступности и быстроты выбора нужного занятия

18.02.2020-29.02.2020

4.

Разработка картотек по всем возрастным группам

Разработка педагогами всех возрастных групп картотек игр по экологии

В течение проведения проекта

5.

Консультация с мастер-классом «Изготовление развивающих игр по экологии своими руками»

Формировать умения по изготовлению игр

01.03.2020

6.

Семинар – практикум

«Диагностика овладения детьми знаний по экологии с применением игровых технологий»

Закреплять умение педагогов проводить мониторинг, определять степень усвоения ребенком образовательной программы по экологии

15.03.2020

7.

Презентация авторских разработок игр по экологии

Диссеминация опыта разработок

27.3.2020

10.План реализации заключительного этапа проекта (26.03.20-31.03.20)

Мероприятия

Содержание

Дата

1.

Анализ работы по овладению педагогами игровых технологиями

Составление отчета о проделанной работе и её результативности

26.03.2020

2.

Диссеминация опыта

Распространение опыта работы

После реализации проекта

11. Условия для реализации проекта

   Для реализации проекта были созданы необходимые условия, которые заключались:

- в подборе методической литературы по применению игровых технологий по экологическому воспитанию;

- в создании в группах развивающей среды, способствующей экологическому воспитанию: уголок природы, развивающие игры, материал для экспериментирования и др.;

- в подготовке педагогов для реализации проекта.

12.Ожидаемые результаты:

- будут разработаны картотеки и презентации к занятиям, позволяющие педагогу эффективно и результативно давать знания по экологии;

- в образовательной организации будут применяться эффективные формы и методы работы по экологии, которые будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению педагогов;

- у педагогов сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний по внедрению передовых технологий.

13. Риски проекта

Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих факторов риска:

- сопротивление со стороны участников образовательного процесса в освоении новых технологий;

- недостаток квалифицированных, инициативных педагогов для реализации проекта;

- отсутствие интереса родителей к данной проблеме.

    Меры по их преодолению:

- повышение компетентности педагогов по овладению игровыми технологиями на занятиях;

- проведение разъяснительной работы.

14. Перспективы дальнейшего развития проекта:

- продолжать работу по повышению уровня овладения игровыми технологиями педагогами;

- привлечению их к самообразованию.

 - повысится компетентность педагогов в вопросах использования    игровых технологий; произойдёт обновление форм и методов, применяемых педагогами при проведении занятий; повысится готовность детей к обучению в школе.

15. Формы применения игровых технологий в образовательном процессе

Игровые занятия

Игровые занятиях по экологии строятся по плану:

- проектирование педагогом проблемных ситуаций: цель, содержание, методы и приемы, определение состава микрогрупп;

          - определяем проблему;

- работа с микрогруппами;

- обсуждение, защита работы каждой группы;

- анализ деятельности каждого участника, группы в целом.

Содержанием игровых занятий могут быть:

  • ценностные отношения детей к окружающему миру;
  • навыки детей взаимодействия в природе;
  • знания детей о природе;
  • способы организации труда человека в природе;
  • правила охраны природы;
  • здоровьесберегающие технологии.

Познавательные экологические занятия с элементами игры экологического характера можно проводить непосредственно в природе или в группе. Такие занятия развивают наблюдательность, память, мышление, воображение. Выделяются типы познавательных экологических занятий:

  • игры-беседы 
  • игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  • игры-предположения, они основываются на предположении какой-либо ситуации, вводимой вопросами: «Что было бы?..», «Как я могу помочь?..».
  • игры-конкурсы, соревнования
  • игры-путешествия, реальные и виртуальные.
  • игры с правилами
  • имитационные игры

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. 

      Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством («Лесное происшествие», «Юные защитники природы», «Мы – спасатели»)

Игровая обучающая ситуация

       Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения,

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой.

    Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Игровые обучающие ситуации с литературными героями

     Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

    Итак, в работе с дошкольниками по экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

      Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

16.Список использованной литературы

Гринько М. Н., Михеева Е. В., Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19964

Газина О. М. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 7.

Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2015. — 116 с.

Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015г.

      

Рыжова Н. А. Экологические игры //Дошкольное образование. — 2009г. № 4.

Интернет – ресурсы:

Портал «Всеобуч» справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии http://www.edu-all.ru/ 

Институт новых технологий образования. Сайт представляет различные дидактические и методические пособия http://www.int-edu.ru/


Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений http://www.resobr.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »

Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЕВ

В статье представлена система работы по формированию экологических представлений у дошкольников  посредством организации мини-музеев...

Опыт работы на тему: "«Формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья»

Цель: формирование экологических представлений о природе Прибайкалья для повышения экологической культуры старших дошкольников...