Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Захарченко Ольга Викторовна

Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт – Петербурга

Перспективное планирование по методической теме:

« Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »

на 2018– 2019 учебный год

Воспитатель старшей группы № 10

Захарченко О.В.        

Месяц

Тема

Содержание работы

с учетом 5

образовательных

областей

Создание РППС

Итоговое

мероприятие

Взаимодействие

с родителями

Сентябрь

«Осень (сезонные изменения)

«Овощи, фрукты, садовые ягоды»

- Формировать представления о первых осенних изменениях в природе.

- Расширять и обобщать знания детей об овощах и фруктах и ягодах.

- Развивать речь детей, логическое мышление.

- Развивать эстетическое восприятие.

- Воспитывать любознательность, трудолюбие, желание участвовать в проекте.

Мнемотаблица «Осень»

Календарь погоды.

Подбор иллюстраций на осеннюю тематику.

Иллюстрации «Садовые ягоды»

Оформить

«Экологическое окно »   и « экологическую доску» по теме.

Осенний букет.

Коллаж « Осень »

Календарь природы.

Муляжи овощей и фруктов.

Модели – картинки.

Материал для фланелеграфа.

Картотека загадок и стихов об овощах, фруктах и ягодах.

Трафареты, обводки, раскраски по данной тематике.

Репродукции картин: И.Репин «Яблоки и листья», Ван Гог «Натюрморт с овощами и фруктами»

Демонстрационная картина « В огороде» ,«В саду»

Атрибуты для с/р игры « Магазин»

Наст.- печ. игры:

«Когда это бывает»

«Овощное лото»

« Во саду ли, в огороде»

« Соберем урожай»

 Маски – шапочки овощей и фруктов для подвижных игр и инсценировок.

Беседа «Осень. Что ты о ней знаешь?»

Мир природы: «Овощи, ягоды м фрукты- самые полезные продукты»

Аппликация «Яблоки и груши»

Дидактические игры: «Узнай по описанию»

«Кузовок»

«Экологическое лукошко»

«Да- нет»

Коллаж «Осень в Петербурге»

Досуг «Если хочешь быть здоров»

 

Игра-эстафета «Огородники»

Изготовление музыкальных книжек об овощах и фруктах.

Чтение и разучивание с детьми стихов об осени.

Разучивание с детьми пословиц и поговорок об осени.

Материал для родителей в экологическом вестнике.

Анкетирование на экологическую тему.

Родительское собрание.

Октябрь

«Дары леса» (грибы, ягоды)

«Откуда хлеб пришел»

- Закрепить связи о сезонных изменениях в природе.

- Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени.

- Обогащать и активизировать словарь детей.

- Познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов.

- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

- Развивать художественный вкус и умение видеть красоту природы.

И.Хруцкий «Натюрморт с грибами»

Осениий букет с колосьями

Демонстрационная картина с изображением осеннего леса.

Подбор иллюстраций на тему «Грибы»

Модели признаков осенних изменений в природе.

Модели строения растений.

Картотеки стихов и загадок об осенних явлениях природы и грибах.

Знаки «Правила друзей леса»

Наст. печ. игры:

«Что происходит в природе»

«Грибная охота»

«Ботаническое лото»

«Плоды и листья»

«Найди листок , как на дереве»

Д/И:

«Разложи листочки»

«Лесник»

Плакаты «Грибы»

«Хлеб-всему голова»

П.р. Мир природы «Царство растений: грибы»

Беседа «Как мы грибы искали»

Конструирование «Грибной ежик»

Рисование «Колосья»

Пластилинография «Боровичок»

Раскраски, обводки, трафареты листьев и грибов.

Чтение:

П.Потемкин «Мухоморы»

З.Александрова «В грибном царстве»

Русская народная сказка «Колосок»

Беседы:

«Какие машины помогают человеку хлеб растить»

С/р игра: «Прогулка в грибной лес»

Д/игры:

«Узнай по описанию»

«Кузовок»

«Опиши, я отгадаю»

«Да – нет»

Презентация «Грибы»

«Откуда хлеб пришел»

Праздник осени.

Предложить родителям совершить прогулку с детьми в осенний парк (лес)

Консультация «Что можно сделать с детьми из природного материала»

Сбор природного материала

Выставка «Осенние фантазии»

Ноябрь

«Животный мир осенью. Дикие животные и птицы»

- Закрепить представление о последнем периоде осени.

-Развивать умение устанавливать связи между продолжительности дня и ночи и освещением.

-Закреплять умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

- Развивать эстетическое восприятие мира природы.

- Воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам и животным.

- Закреплять умение детей координировать речь с движением

Иллюстрации перелетных птиц и диких животных.

Модели строения птиц и диких животных.

Модели следов птиц и животных. (кубики)

Аудиозапись «Голоса птиц»

Картотеки загадок, стихов и пословиц.

Алгоритм рисования

Лото «Птицы»

Наст.-печ.игра «На птичьем дворе»

Дид. игры:

«Чей клюв?»

«Сложи картинку»

«Где чей домик»

«Путаница»

Подборка художественной литературы.

Беседа: «Как помочь птицам»

Р.р.

«Встречи в природе»

Раскрашивание по трафаретам.

Мир природы: «Дикие животные»

Аппликация «Волк» (из листьев)

Составление описательных рассказов.

Наблюдение за птицами.

Дид. игры:

«Парные картинки»

«Опиши, мы отгадаем»

«Собери картинку»

«Кто как устроен»

Подв. игра:

«Перелет птиц»

Чтение:

Подкормка птиц.

Выставка работ детского творчества .

Презентация «Как животные готовятся к зиме»

Досуг «Встречи в лесу»

Выставка работ детского творчества.

Консультация «Что читать детям о природе»

Акция «Подкормка птиц»

Фотоальбом с элементами словотворчества «Дикие животные, которые мне нравятся »

Декабрь

«Здравствуй зимушка – зима»

- Формировать представление детей о первом периоде зимы.

-Установить связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью.

- Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой.

- Познакомить с новыми понятиями: метель, вьюга. Упражнять в использовании их в речи.

- Учить замечать особенности изображения зимы на картинах, воспитывать чувство прекрасного.

- Развивать физическую активность детей.

Смена сезонного материала на экологической доске.

Оформить «Зимнее окно» в экологическом уголке.

Иллюстрации с изображением природных явлений.

(метель, снегопад и т. д.)

Мнемотаблица «Зима»

Модели сезонных изменений в природе.

Картотека примет и пословиц о зиме.

Коллаж «Зима пришла»

Дид. игры:

«Кто дружит с елью»

«Разрезные картинки»

 Лэпбук

«Зима»

Экспериментирование со снегом и льдом (что быстрее растает?)

Беседа «Наш участок зимой»

«Снежная шуба для всего живого» (защитные свойства снега)

Чтение В.Бианки «Месяц белых троп»

А.Стрижев «Декабрь»

В.Архагнгельский «Летят пушистые снежки»

Слушание музыки «Снежинки»

Словесная игра «Что от чего»

Досуг «Зимушка зима»

Детский новогодний праздник.

Конкурс на лучшую елочную игрушку.

Папка-передвижка «Здравствуй –зимушка зима»

Фотовыставка «Зимой на прогулке»

Январь

«Животный мир полярных районов Земли»

- Познакомить детей с животными Севера; рассказать,как они приспособлены для жизни при низких температурах.

- Обогащать словарь по теме занятия (полярный медведь, пингвин,тюлень,олень, морж:помочь детям установить причинно –следственные связи между особенностями среды обитания и свойствами живых организмов в этой среде обитающих.

- Воспитывать любовь к природе и животным .Развивать любознательность.

-

Иллюстрации животных севера

Схемы – модели диких животных.

Книжки – раскраски, обводки, трафареты по теме.

Картотека стихов и загадок.

Энциклопедии.

Художественная литература по данной тематике.

Наст.-печ. игры:

«Зоологическое лото»

«Парные картинки»

«Разрезные картинки»

Набор диких зверей для обыгрывания.

Картина «На Севере»

Мир природы

«Кто на Севере живет»

РИСОВАНИЕ «БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ»

Конструирование «Пингвины»

Чтение; Н.Сладков «Во льдах»

Г.Снегирев «Пингвиний пляж»

Подвижные игры:

«Белые медведи»

«Пингвины с мячом»

Дидактические игры:

«Узнай по описанию»

«Четвертый лишний»

«Фантазеры»

С/р игра: «Зоопарк»

Презентация:

«животные Севера»

Консультация

«Что читать детям о животных севера»

«Правила поведения на морозе»

Предложить родителям собрать вместе с детьми коллекцию картинок животных  полярных районов Земли.

Февраль

«Животные жарких стран»

- Уточнить и расширить представления детей о животных жарких стран; объяснить, что мы понимаем под словами «жаркие страны»

Активизировать словарь детей: обезьяны, тигры, слоны леопарды, гепарды и др.

- Развивать координацию речи с движением.

- Воспитывать у детей любовь к природе, стремление изучать природу и живых обитателей Земли.

Картинки и набор мелких игрушек по теме .

Фотоиллюстрации пустынь, влажных тропических лесов, саванн, а так же животных и птиц, обитающих  в этих регионах.

Модели строения.

Картотека стихов и загадок.

Трафареты, обводки, книжки – раскраски.

Подборка художественной литературы:

Н.Сладков «Зачем тушканчику хвост»

«Пустыня»

Р Киплинг «Отчего у вербдюда горб» «Откуда у носорога шкура»

Мир природы: «Вот так Африка!»

Беседа: «Забавные истории о добрых животных»

Развитие речи: «Зачем слону хобот?»

Аппликация «Жираф»

Рисование: «Слон»

Дид. игры:

«Узнай животное по силуэту»

«Кто спрятан»

«Четвертый лишний»

«Расскажи без слов» (С элементами пантомимы)

Выставка детских работ

«Африканский пуйзаж»

Порекомендовать прочитать детям сказку Р.Киплинга «Слоненок» (с последующим обсуждением прочитанного)

Март

«Ранняя весна»

«Комнатные растения»

- Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, таяние снега…)

- Закреплять умение сравнивать листья комн. растений по признакам (окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев)

- Развивать умение последовательно рассказывать об объекте.

- Воспитывать любовь к природе

-

-

Весенний материал для экологического уголка.

Мнемотаблица «Весна»

Модели сезонных изменений в природе

Модели строения комнатных растений

Модели трудового процесса по уходу за комнатными растениями.

Иллюстрации

Картотеки стихов,загадок и пословиц о весне и комнатных растениях.

Книжки – раскраски.

Наст.- печ. игры:

«Парные картинки»

«Разрезные картинки»

Репродукция картины

И.Левитан «Март»

Лэпбук «Весна»

Мир природы

«Ранняя весна»

Аппликация «Весенний ручеек»

Пластилинография «Комнатное растение»

Отгадывание загадок

Беседа:

«Обсуждение примет весны»

Экспериментирование «Смена времен года»

Д/игра

«Когда это бывает?»

Чтение:

Н.Сладков «Весенние радости»

Э.Шим «Солнечная капля»

Г.Скребицкий «Весна»

Уход за комнатными растениями.

Посадка семян

Наблюдение за неживой природой.

Подвижная игра:

«Сугроб, сосулька, ручеек»

Праздник мам

Развлечение «Солнечные зайчики»

Папка = передвижка «Весенние изменения в природе»

Словотворчество «Мое любимое комнатное растение»

Апрель

«Водный мир»

- Сформировать знания о значении воды в жизни человека.

- Формировать бережное отношение к воде

- Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей.

- Овладеть подвижной игрой с правилами.

- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться.

Плакат «Круговорот воды в природе»

Игрушечная водяная мельница.

Глобус.

Иллюстрации различных  источников воды и водоемов на Земле.

И.Левитан «Озеро. Русь»

Картотека загадок и закличек о воде.

Мир природы

«Вода в жизни человека»

Лепка «Морское царство»

Рисование «Рыбы – обитатели водоемов»

Экспериментирование «Свойства воды»

Беседы: «Какая на земле есть вода»

Подвижная игра: «Море волнуется»

Чтение:

Андерсен «Русалочка»

Отрывки из стихов Пушкина

Выставка детских работ

Экологический вестник (смена информации)

Участие в месячнике по уборке территории

Май

«Цветущая весна»

- Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны (появление травки, цветов и насекомых)

-Развивать логическое мышление и познавательную активность

- Воспитывать интерес и любовь к природе.

- Развивать творческое воображение

Иллюстрации цветов и насекомых.

Добавить материал для «экологического окна»

Энциклопедии

Картотеки стихов, загадок, пословиц.

Альбом «Цветущая весна»

Уголок «Цветущий луг с насекомыми»

Модели строения цветка и насекомых

Репродукции картин И.Левитан «Первая зелень. Май»

П.Кончаловский «Сирень»

Дид. игры:

«Собери цветок»

«От какого дерева…»

«Где чей дом»

Изготовить улей

В уголке природы высадить в горшки первоцветы.

Декоративные веночки для игр.

Мир природы :

«Весна в нашем городе»

Конструирование (из строительного материала) «Весенний Петербург»

Пластилинография

«Цветущая ветка»

Аппликация «Цветущая весна»

Беседа: «На нашей улице весна»

Чтение:

М.Михайлов «Лесные хоромы»

В.Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук»

Эколог. игра:

«Составь растение из частей»

Пальчиковые игры:

«Цветы» «Насекомые»

Наблюдения на прогулке.

Наблюдение за первоцветами.

Работа в экологических тетрадях.

Досуг

«Кто живет в траве»

Высадка рассады цветов на участке и в клумбы.

Консультация «Как провести с детьми выходной день»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по методической теме: "Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям"

Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям...

Перспективное планирование по методической теме: «Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников» на 2018– 2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме:«Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников»на 2018– 2019 у...

План самообразования на 2019-2024 г. воспитателя Половковой Натальи Юрьевны на тему: Формирование экологической культуры у дошкольников посредством дидактической игры.

В процессе ознакомления с окружающим миром ребенок знакомится с природой; с растениями, выращенными дома, в группе детского сада, на улице. С самого раннего возраста у детей формируется отношение к пр...

Педагогический проект «Формирование экологических представлений у дошкольников посредством игровых технологий»

Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания дет...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЕВ

В статье представлена система работы по формированию экологических представлений у дошкольников  посредством организации мини-музеев...