Перспективное планирование по методической теме: "Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Бескова Анна Сергеевна

Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_starshaya_gruppa.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Перспективное планирование по методической теме:

  «Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям»

на 2018-2019 учебный год

                                                                                        Воспитатель группы № 10 (старшая)

                                                                                                  Бескова Анна Сергеевна

Месяц

Тема

Содержание работы с учетом 5 образовательных областей

Создание РППС

Образовательная деятельность с детьми

Игровое мероприятие

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

«Семья вместе-душа на месте»

1.Обогащать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.

2.Учить прочитывать эмоции в мимике, жестах и интонации речи и соответственно реагировать, проявлять эмоциональную отзывчивость, пожалеть, помочь, утешить, угостить.

3.Формировать умение составлять описательный рассказ из опыта; расширять представления о значении слов; учить отвечать на вопросы по тексту; подбор антонимов.

4.Развитие координации движений; укрепления здоровья детей.

5.Развивать фантазию, воображение творческие способности; воспитывать чувство прекрасного.

Настольно-развивающая игра-лото «Семья»

Д/И «Разложи по порядку»

«Сравни кто старше?»

«Чей малыш»

Подбор художественной литературы

Сюжетные картинки по теме

Беседа «Моя семья»,

«Труд в семье»

НОД «В гостях у бабушки»

Д/И «Скажите какой? (какая, какие),

«Назови ласково как тебя называют дома»

Речевое упражнение «Подберите родственные слова»

Аппликация «Подарок для родных»

Конструирование «Что нам стоит дом построить»

Чтение чистоговорок, заучивание стихотворений о семье.

Русские народные сказки «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Басня Л.Толстого «Отец и сыновья»

Хоровод «Пошла млада за водой»

Разучивание песни «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен)

П/И «Бабушка Маланья»,

«Дружная семейка», «Сахаринка»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

«Мы посуду перемыли»

Выставка работ детского творчества «Милые, любимые, родные…»

Литературная викторина «В мире много сказок»

Консультация для родителей «Выходной день семьи»

Консультация «Роль отца в жизни ребенка», «Роль матери в жизни ребенка»

Участие в конкурсе рисунков по теме «Эмблема моей семьи»

Индивидуальные семейные консультации по вопросам воспитания детей.

Октябрь

«Оспожники. Осенняя ярмарка»

1.Уточнить знания детей об осени. Познакомить с праздником урожая- Оспожники, традицией проведения осенней ярмарки. Систематизировать знания детей о труде взрослых по выращиванию хлеба.

2. Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа. Развивать творчество при оформлении поделки.

3.Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям. Развивать быстроту реакции, внимание.

4.Формировать у детей трудовые навыки, положительные взаимоотношения со сверстниками, самостоятельность.

Настольный театр к сказке «Белая уточка»

Иллюстрации к картине И.Левитана «Золотая осень

Подбор художественной литературы

Сюжетные картинки

Рассматривания картины И.Левитана «Золотая осень»

Д/И: Звуковая шкатулка (кто больше прилагательных об осени положит в звуковую шкатулку)

 

Беседа «Откуда хлеб пришел»

Речевое упражнение: «Осенние листья

Составление описательного рассказа

Рисование «Осенняя ярмарка»

Лепка «Вкусные булочки»

Чтение стихотворений И. Токмаковой «Что такое хлеб»

Слушание русской народной песни «Поехал батюшка на базар»

С/Р игра: «Русская ярмарка»

П/И: «Где был, Иванушка»

Выставка «Хлебобулочные изделия»

Презентация «Как хлеб на стол попал»

Осенняя викторина «На ярмарке»

Предложить родителям посетить вместе с детьми музей хлеба.

Посещение городских осенних ярмарок.

Словотворчество «Как мы помогаем собирать урожай»

Ноябрь

«Что мы знаем о России»

1.Расширять знания детей о нашей стране в которой мы живем, познакомить с географической картой, картой мира.

2.Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям. Развивать у детей быстроту бега, точность и быстроту движений, ловкость и координацию движений.

3.Закреплять умение составлять сюжетный рассказ по картине. Учить выделять признаки предметов, использовать в речи качественные прилагательные.

4.Воспитывать любовь к родной стране, родному краю. Приобщать к культуре своего народа, его традициям и обычаям.

5.Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа.

Приобретение демонстрационных картинок, раздаточных карточек, закладок о России.

Папка-передвижка «Моя Россия»

Приобретение плаката «Моя страна-Россия»

Лэпбук  «Россия –родина моя»

Атлас России, глобус

Игра «Мы разные, но мы вместе!»

Беседа о Родине

Рассматривания иллюстраций с изображением природы России, городов.

Рассматривания иллюстраций и фотографий «Жители разных стран»

Д/И: «Кто где живет»

«Назови родственное слово»

«Найди флаг России»

Физкультминутка «Разноцветный мир»

П/И: «Карусель»

«Иван-косарь и звери»

Чтение К.Ушинского «Наше-отечество»

Русская народная сказка «Чудо-юдо»

Пословицы, стихи о Родине.

Разучивание песни «Моя Родина» (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой)

Слушание песни «С чего начинается Родина» (Муз. В.Баснера, сл.М. Матусовского)

С/Р игра: «Кругосветное путешествие»

Досуг «Путешествие по карте мира»

КВН «Родной край»

Предложить родителям погулять с детьми по городу, по самым красивым местам СПб.

Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию детей

Рассказать детям в какие города вы ездили: отдыхать, в гости, по делам; о своих путешествиях по городам России.

Совместное изготовление детьми с родителями рукописных семейных книг «традиции моего рода, моей семьи»

Привлечь родителей к оформлению атрибутов (штурвал, рупор, рация, бинокль)

Декабрь

«Золотая Хохлома»

1.Продолжать знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством русского народа.

2.Сформировать навыки самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерной особенности росписи.

3.Проявлять любовь к русскому быту с помощью рассказов, стихотворений русского фольклора.

4.Развивать быстроту реакции, внимание.

5.Способствовать использованию в играх представлений об окружающей жизни. Развивать умение осуществлять игровые действия. Воспитывать дружелюбные отношения друг к другу.

Подбор пословиц и поговорок о ремесле и труде.

Трафареты «Золотая хохлома»

Д/И: «Составь узор»

«Сложи картинку»

Уголок для с/р игр: «Музей хохломских изделий»

«Магазин «русский сувенир»»

Рассматривание изделий хохломы

Беседа «Золотая хохлома»

Беседа «Где рождаются хохломские изделия»

Д/И: «Составь узор»

«Сложи картинку»

Речевое упражнение «Как называется?»

«Скажи наоборот»

Пословицы и поговорки о труде и ремесле.

Загадывание загадок.

Чтение чистоговорок.

Рассказы детей о понравившемся изделии.

Разучивание частушек о хохломских изделиях.

Слушание русских народных песен «Ах вы, сени»

«Как у наших у ворот»

Коллективная аппликация «Хохломской поднос»

П/И: «Звонари»

«Теремки»

«Зайчик»

С/Р игры: «Магазин «русский сувенир»»

«Музей хохломских изделий»

Выставка-ярмарка «Золотая Хохлома»

 Мини музей «Золотая Хохлома очень привлекла меня!»

Чаепитие (угощения в хохломской посуде)

Рекомендации для родителей «Детям о хохломе»

Привлечь родителей к созданию мини музея на тему: «Золотая хохлома»

Памятка «Приобщение детей к искусству»

Предложить посетить магазин русской народной утвари.

Январь

«Здравствуй, гостья зима»

1.Конкретизировать и углублять представления о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы. Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Совершенствовать умение устанавливать причинно – следственные связи.

Закрепить названия и последовательность зимних месяцев.

2.Учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими зимние природные явления.

3.Продолжать  укреплять здоровье детей; Продолжать формировать умение самостоятельно следить за своим здоровьем и бережно к нему относиться, заботиться о своём здоровье, беречь его. Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать двигательную активность.

4.Формировать представление детей о пейзажной живописи, воспитывать любовь к зимним явлениям природы.

Приобщать детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. 

5.Продолжать формиро-

вать умение соблюдать правила в совместных

играх.

Повторить с детьми пра-

вила культурного пове-

дения за столом, куль-

туры приёма пищи. Познакомить с правила-

ми безопасности при гололеде.

Мнемотаблицы «Зима»

Репродукции зимних пейзажей

Атрибуты к с/р игре «На улице зимнего города»

Сказочная поляна «Новый год в лесу»

Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Деревья зимой»,

Г.Нисский «Над снегами»

Беседа о зимних явлениях в природе

Беседа о зиме, зимних развлечениях, любимых видах спорта.

Речевое упражнение «Кто больше назовет зимних слов»

«Кто больше назовет слов на тему: «Зимние праздники»

Д/И: «Кто ка зимует?»

«Бывает не бывает»

Заучивание стихотворений И.Суриков «Зима»,

К.Бальмонт «Снежинка»

С.Есенин «Белая береза»

Чтение рассказа К.Ушинского “Проказы старухи зимы»

Ф. Тютчев «Чародейкою зимой»

Н.Носов «На горке»

Сказки В. Одоевский «Мороз Иванович»

«Зимовье зверей»

Русские пословицы, поговорки, приметы, загадки о зиме.

Хоровлд «Как на тоненький ледок»

Музыкальная загадка «Времена года», «Январь»

Глазная гимнастика «Мы снежинку увидали»

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Слушание: «Вальс снежных хлопьев»

«Зимнее утро»

Лепка «Девочка в зимней шубе»

Рисование «Белая береза под моим окном»

С/Р игры: «На улице зимнего города»

«Семья. Собираемся на зимнюю прогулку»

Развлечение «Зимушка зима»

Литературная викторина «Отгадайте сказки о зиме»

Рекомендовать родителям обратить внимание на празднично украшенный город.

Сделать подборку стихов о зиме в рубрику «Учим вместе с детьми»

Консультация «Зимние игры на прогулке с детьми»

Привлечь родителей к изготовлению книги «Здравствуй, гостья зима!»

(с рисунками и сказками детей)

Февраль

«Солдатушки, браво ребятушки»

1.Наблюдение за природой зимой: оттепель, следы на снегу, веточка тополя в группе; рассматривание коры деревьев, наблюдение за птицами.

 Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим,  

Формировать представление о доброте как положительном качестве человека.

2.Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать  Родину, охранять ее спокойствие  и безопасность. Формировать предста-вленияо военных

Профессиях погранич-ник, моряк, летчик и др.

Выявление умений и навыков.

3.Воспитывать

 интерес к  играм с мячомУпражнять детей в ходьбе и беге между предметами; разучить метание в вертикальную цель

Актуализировать, систематизировать и  дополнить знания детей о  нашей стране.  

4.Закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх. Воспитывать у детей доброжелательное и чуткое отношение между девочками и мальчиками. Формировать представление о доброте как положительном качестве человека

5.Закреплять интерес к изобразительной в конструирование космического корабля из деятельности геометрических фигур.

Предметные и сюжетные картинке по теме.

Разрезные картинки.

Подбор книг по теме.

Игрушки-заместители

Обводки

Раскраски

Головные уборы (пилотки)

Подбор мультфильмов»

Рассматривание картин И. Грабаря «Февральская лазурь»

Беседа о Дне Защитника Отечества.

Беседа о Дмитрии Донском.

Рассматривание иллюстраций с изображением полководца.

Заучивание стихотворений В.Степанов “Наша армия»

А.Жаров «Пограничник»

Обыгрывания стихотворения «По полям, по взгорьям»

Просмотр мультфильмов «Храбрец-удалец»,

«Крепыши»,

«Три мешка хитростей»

Д/И: «Кто кем был?»

«Что перепуталось?»

Слушание «Богатырской симфонии» А. Бородина

Пение русской народной песни «Солдатушки, браво ребятушки»

Игра-соревнование «Один за всех и все за одного»

Коллективное рисование плаката «Миру-мир»

П/И: «Горелки»,

«Ледяная фигура замри»

С/Р игры: «Моряки», «Путешествие на пиратском корабле»

Физкультурный досуг посвященный дню Защитника Отечества

КВН «Жить- Родине служить»

Рекомендации «Куда сходить с ребенком в выходные дни»

Предложить посетить музеи: военно-морской и артиллерии.

Привлечь родителей поместить в родительский уголок информацию по теме: «Защитники Отечества»

Март

«При солнышке тепло, при матери добро»

1. Формировать представление о типичных весенних явлениях  в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Расширять знания детей о возникновении праздника 8 Марта

Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.

2.Уточнять и расширить

 знания детей о Между-народном женском дне 8 Марта.

Расширять словарный запас

детей.

Воспитывать интерес к художественной  литерату-ре разных жанров.

3.Воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям,

развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей детей.

Укреплять физическое здоровье детей.

4.Развивать фантазию, воображение, творческие способности; воспитывать чувство прекрасного,

любовь к родной природе

 через музыку, поэзию, изобразительное

 искусство.

5.Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.

Развивать игровую деятельность,

формировать

умение использовать

в игре свои знания

и опыт.

Иллюстрации по теме

Подбор литературы по теме.

Предметные и сюжетные картинки

Раскраски, трафареты, шаблоны.

Подбор наглядно-дидактических пособий.

Атрибуты к с/р играм, предметы ряженья, предметы-заместители.

Настольно-печатные игры.

Подборка мультфильмов.

Беседы: «Нет милей дружка, чем родная матушка»,

«Весна-красна»,

«8Марта международный женский день»,

«Кем работает моя мама»

Чтение «Золушка», «Морозко», «Хаврошечка»,

«Моя мама какая?»

С.Маршак «Кукушка»

Е.Пермяк «Как Мишка хотел маму перехитрить»

А.Барто «Разлука»

«Разговор с мамой»

Чтение сказок «Сказка о глупом мышонке»

Пословицы и поговорки о семье и матери.

Слушание стихотворений о маме.

Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка»

«Красная Шапочка»

«Приключения поросенка Фунтика»

Частушки для мам

Речевые упражнения: «Как ласково тебя называет мама»

«Скажи ласково»

Решение проблемных ситуаций «Что делать?»

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Д/И: «Чем любит заниматься моя мама»

«Кто кем приходится»

«Чем похожи, чем различаются»

«Укрась шляпку»

«Мама-детеныши»

Эстафета «Поможем маме готовить суп»

Рисование «Подарок для любимой мамочки»

Изготовление бус для мамы.

Хороводная игра «Лебедь»

П/И: «Солнышко»

«Узелок»

С/Р игры: «Семья»

«Дочки-матери»

«Мама в магазине»

Утренник 8 Марта.

Выставка работ детского творчества.

Консультация для родителей «Роль матери в воспитании детей»

Индивидуальные беседы с родителями.

Папка-передвижка «Весна»

Газета «Поздравляем наших мам и бабушек»

Апрель

«Домом жить – обо всем тужить»

1.Развивать связную монологическую речь, умение отвечать на вопросы полным ответом;

Формировать умение подбирать прилагательные к существительным, действий к предмету;

Активизировать словарный запас детей по теме

2.Учить замечать опасные предметы вокруг детей;

дать представление о роли огня в жизни человека;

знакомство с электричеством, историей возникновения, учить понимать связь с другими предметами, закреплять знания о правиле поведения с электроприборами;

закрепить представление об отношениях целого и части при делении предмета на несколько частей

3.Развивать интерес детей к отображению в творческих работах своих впечатлений по теме;

продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина;

Совершенствование навыка различения звуков  по высоте.

4.Уточнить представление детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой;

познакомить со службами безопасности, с их назначением, обратить внимание на необходимость знать их;

отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины,

физкультуры и спорта

5.Формировать положительное отношение к выполнению физических упражнений, повышать двигательную активность детей; Укреплять здоровье;

овладение основными двигательными навыками, воспитывать наблюдательность;

обратить внимание детей на свое здоровье, что их внимание сохранит их здоровье.

Подбор художественной литературы.

Картотека пословиц, поговорок, загадок, стихов.

Подбор сюжетных и предметных картинок.

Проект «Какие разные дома»

Беседа «Домом жить-обо всем тужить»

Рассматривание прялки «Весенние работы»

Беседы «Расскажите где вы живете»

«Что еще называется домом?”

Речевое упражнение «Скажите наоборот»

Д/И: «Назови одним словом»

Игровое упражнение «Русские красавицы, добрые молодцы»

«Что находится в избе, а что в современной квартире»

«Отгадайте на ощупь»(пшено, рис, манка, гречка, перловка)

Чтение рассказа Л.Толстого “У бабки была внучка» (беседа по содержанию»

Рассматривание репродукции картины В. ВАаснецова «На пашне. Весна» (беседа)

Русская народная сказка «По щучьему велению»

Пение русской народной песни «Земелюшка- чернозем»

Конструктивно- модельная деятельность «Сказочный город»

Исследовательская деятельность «Какое бывает стекло»

Рисование «Домики трех поросят»

Конструирование «Домики для гномиков»

П/И: «Где мы были-мы не скажем, а что делаем-покажем»

«Дедушка-рожок»

«Иголочка-ниточка»

«Хлебец»

«Огородник и воробей»

Презентация «Детям об истории жилища»

Выставка продуктов детской деятельности «Опасные предметы в нашем доме»

Подбор загадок, детской художественной литературы для чтения детям.

Детские работы выполненные совместно с родителями «Мой дом»

Привлечь родителей к составлению рассказа с фотографиями «Дом в котором я живу»

Май

«Уж я сеяла, сеяла ленок»

1.Познакомить детей музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященными весенним полевым работам.

2.Продолжать поддерживать и развивать потребность в разнообразной самостоятельной двигательной активности.

Воспитывать умение

соблюдать правила в подвижных играх, умение самостоятельно их организовывать.

Закрепить знания детей о здоровом образе жизни

3.Учить отгадывать загадки, проявляя внимание, смекалку, умении сравнивать, делать выводы.

4.Воспитывать уважение к труду взрослых, желание быть трудолюбивым. Воспитывать веселых, жизнерадостных детей, с развитым чувством юмора.

5. Продолжать воспитывать

 любовь к природе и

бережное отношение к

ней.

Воспитывать бережное отношение к природе,

 умение замечать

красоту весенней

природы

Иллюстрации старинных орудий труда.

Подбор художественной литературы.

Альбомы «Комнатные растения»

«Растения которые лечат»

Подбор дидактических игр.

Театр на фланелеграфе «Дюймовочка»

Рассматривание иллюстраций о старинных орудиях труда.

Беседа о весенних посевных работах.

Рассматривание иллюстраций «Посев льна»

Рассматривание семян льна, пшеницы, ржи, овса.

Игровое упражнение «Можно-нельзя»

Объяснение народных примет о весне.

Чтение чистоговорок, скороговорок.

Посадка семян (льна, овса, цветов)

Русские народные игры «Пахари и жнецы»

«Сиди, Яша»

Д/И: «Найди растение по описанию»

«Что где растет»

«Сосчитай растения по порядку»

Песня-танец «На горе-то лен»

Хороводная игра «Уж я сеяла ленок»

Речевые упражнения: «Назовите льняное изделие»

«Что можно делать с одеждой»

Физкультминутка «Посажу я зернышки в маленький горшок»

Экспер. деятельнось: «Запвсливые стебли»

Лепка «Цветок в горшке»

Досуг «Лен как символ России»

Инсценировка сказки «Рукодельница и Ленивица»

Привлечь родителей к пересадке комнатных растений в группе.

Посадить дома в почву семена, понаблюдать за их ростом и развитием.

Предложить родителям посетить Ботанический сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края.

Из опыта работы. Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре Татарстана. ...

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »

Перспективное планирование по методической теме: « Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством дидактических игр »...

Перспективное планирование по методической теме: «Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников» на 2018– 2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме:«Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников»на 2018– 2019 у...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре  и традициям русского народа»....