Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Порубай Светлана Ивановна

Данная статья поможет воспитателям и родителям  подобрать игры и задания для развития внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребёнок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определённый предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.

Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество.

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:

- сенсорное;

- интеллектуальное;

- моторное.

Основными функциями внимания являются:

- активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

- целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

- удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

- обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

- регуляция и контроль протекания деятельности

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

1) первые недели и месяцы жизни ребёнка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врождённого признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребёнок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

- расширяется объём внимания;

- возрастает устойчивость внимания;

- формируется произвольное внимание.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;

- появляются элементы послепроизвольного внимания

Особенно показательно для развития ребёнка внимание к речи – рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Психологические исследования показали, что:

- максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребёнка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

- если в три года за 10 минут игры ребёнок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.

- устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых

Внимание ребёнка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

Дошкольник значительно чаще и легче, чем малыш, воспринимает слово, поэтому речь взрослого становится объектом внимания ребёнка. Как известно, обозначение словом предмета, его признака или действия существенно изменяет процессы чувственного познания окружающего. Дети начинают всё больше ориентироваться на слово – название вещи, слово – оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение.

Расширение объёма внимания сказывается и в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, не одну картинку. Он может внимательно рассмотреть последовательно два, даже три объекта и воспринять каждый из них достаточно ясно. Однако у четырёх-, шестилетних детей объём внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и малоотличных друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков, рассказов или картин о зиме или лесе). Ребёнок ошибается, оба предмета (знака, рассказа) сливаются в его восприятии.

Развивающаяся речь, большая самостоятельность в поведении ребёнка, разнообразная деятельность значительно расширяют объём внимания детей дошкольного возраста. Но изменения здесь не ограничиваются лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно, с одинаковой степенью ясности. Существенное значение имеют те предметы и те их стороны, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте детей привлекали в первую очередь яркие, необычные вещи, рассматривание которых как будто отвечало на вопрос «что это?», то внимание дошкольников привлекают часто внешне ничем не примечательные вещи. Их интересуют особенности вещей, и прежде всего применение каждой, её назначение, способ использования. Дети как будто ищут ответ на вопросы: «Для чего эта вещь? Что с ней можно делать?» Этот факт говорит о том, что объектом познания для ребёнка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь связи функциональные.

Разные виды занятий предъявляют к активности детей разные требования, что немедленно обнаруживается в частоте и длительности отвлечений их внимания. В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента, усиленные хорошим или плохим воспитанием, значительно варьируют длительность доступного ребёнку сосредоточения.

Выводы: внимание развивается в процессе образования, и образование развивает внимание. Ни одна деятельность не проходит без этого психического процесса.

Игры и упражнения для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Игра «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение

определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Игровой материал: Колокольчик.

Описание игры: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в

стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не

открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если

малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5

раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая

направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда

слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную

инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Игровой материал: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Описание игры: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки.

Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель

предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо

тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

— Возьми мишку и посади в машину.

— Возьми мишку из машины.

Посади в машину куклу.

— Покатай куклу машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения.

Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень

четко.

Игра «Похлопаем — потопаем»

Цель игры: развивать у детей умение переключать слуховое внимание,

выполнять действия, согласованные с ритмом.

Игровой материал: бубен.

Описание игры: (в ней может участвовать неограниченное количество

участников). Дети становятся в круг, ведущий объясняет правила игры. Взяв

бубен, он негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук такой тихий,

надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что дети,

услышав такой громкий звук, должны топать ногами.

После этого несколько раз нужно прорепетировать: ведущий бьет в бубен то

громко, то тихо — дети то хлопают в ладоши, то топают ногами.

Суть игры состоит в том, что ведущий не просто чередует силу звука, но и

выстукивает определенный ритм, который дети должны повторить.

Упражнение «Найди отличия»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Оборудование: альбомный лист, карандаши.

Содержание: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и

др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает

несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что

изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться

ролями.

Упражнение на развитие объема внимания и наблюдательности.

Цель: развитие объёма внимания и наблюдательности.

Оборудование: картинка с изображёнными автомобилями

Содержание:

ребенку показывают изображение с автомобилями и

предлагают как можно быстрее назвать, сколько автомобилей изображено и

сколько колес на этом рисунке.

Игра с палочками «Повторяй за мной!».

Цель – увеличение объема внимания и памяти.

Игровой материал: счетные палочки.

Описание игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими

детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек.

Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего.

Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию . Пусть дети

смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям

надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли

повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.

Игра « Самый внимательный»

Цель: развитие объёма внимания, умения сосредотачиваться.

Игровой материал: нет.

Описание игры: Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего.

Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем

ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий

должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны

побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

Игра «Помоги найти путь?»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Игровой материал: рисунок лабиринт с изображением зайца и разными

вещами. (См. приложение 7)

Описание игры: Предложите ребенку рисунок с изображением зайца и

разными вещами. Линии соединяют зайца и пути для достижения цели.

Постарайся найти путь до … не проводя карандашом по линиям. Если же

задание сложно для малыша, тогда разрешите со временем отложите

карандаш в сторону.

Игра «Прятки с игрушками»

Цель: развитие у детей устойчивости внимания.

Игровой материал: несколько новых игрушек.

Описание игры: взрослый ставит на стол несколько новых игрушек,

подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку,

которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои

игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети

стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-

нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых

детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным

детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся

игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», —

говорят хором взрослый и дети, и водящие начинают искать. Когда они

возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто

первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел? ». Победителю даётся

какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки

прячут сами дети.

Правила игры:

1 Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2 Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.

3 Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.

Игра «Будь внимателен к словам»

Цель: развитие устойчивости внимания

Игровой материал: стулья, картинки с изображениями дома, машины,

собаки, цветка.

Описание игры: Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На

один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома,

машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю.

Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен

встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни

разу не пропустили свое слово.

Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Оборудование: бланки с напечатанными буквами

Содержание:Предлагается детям, умеющим читать. На бланке напечатаны

буквы в случайном порядке, в каждой строке примерно 30 букв. Ребенок

внимательно просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди

случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их.

одыраметлакаиогуавтобусшыгмио (дыра, метла, автобус)

отшмолрорввуранстралгпалканио (палка)

квиаипшубаывакртьамамаоипсазш (шуба, мама)

трпмдыммылойьмшцысорзщнтспржо (дым, мыло, сор)

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв (котел, март, мяч)

Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость

выполнения задания. Буквы и слова между ними можно набрать на

компьютере или написать от руки.

Упражнение «Ладошки»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Игровой материал: нет.

Описание игры: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени

соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на

правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки

поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся

ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя

или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

«Раскрась вторую половинку»

Цель: развитие устойчивости, переключаемости внимания.

Игровой материал: листы с недорисованными изображениями, цветные

карандаши

Описание игры: дети выбирает нужные цвета, дорисовывают изображение

на листах, называют, у кого что получилось, оценивают работу друг друга.

Игра «Летает - не летает»

Цель игры: развитие переключаемости внимания, умение выделять главное.

Примерные слова для игры: змея, диван, бабочка, стул, баран, корова,

самолет, дерево, вертолет, лодка, муха.

Описание игры: взрослый называют детям слова. Если данный предмет

может летать-дети говорят слово «летает» и машут руками («крыльями»),

если предмет не летает говорят слово « не летает», руки при этом опущены

вниз.

«Найди отличия»

Цель: развитие, устойчивости, переключаемости и объёма внимания.

Игровой материал: изображение двух картин, отличающихся друг от друга

несколькими отличиями.

Описание игры: дети поочередно называют отличия, которые замечают при

сравнении двух картин. Детям предлагается посмотреть на картинки и

назвать какие отличия есть между ними. Если несколько детей то можно за

каждый правильный ответ давать жетон, а потом подсчитать у кого больше.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие быстроты реакции и переключения внимания.

Игровой материал: мяч небольшого размера.

Описание игры: водящий называет предметы, бросает мяч одному из детей.

В зависимости от того, съедобный предмет или несъедобный ребенок ловит

или не ловит мяч.

Игра «4 стихии»

Цель: развитие переключаемости ,объёма внимания.

Игровой материал: нет.

Описание игры: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вы

знаете, что такое стихия? Это разные природные явления. В зависимости от

того, какую стихию я назову, вы будите выполнять разные движения.

«Земля»- руки внизу.

«Воздух» - руки тянем вверх.

«Огонь»- выполняем вращение руками.

Примечание: на первых порах взрослый выполняет движение вместе с

детьми, затем дети выполняют движения самостоятельно.

«Выкладывание узора из мозаики»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки,

формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Содержание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры,

букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор,

силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор,

силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

«Кто внимательнее?»

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.

Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд

Содержание:

Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть

картинку с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое

большее, меньшее количество предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы

звезды.

На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество

предметов? Объясни свой выбор. Начинай играть».

Рекомендации для родителей как развивать внимание:

Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от вашего

ребенка потребуется быстрое переключение внимания с одного вида

деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с

помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать,

выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро

переходя от одного вида движений к другому: прыгать,

останавливаться, шагать и т.п.

Использовать в совместной деятельности элементы игры.

Приучать ребенка проговаривать инструкцию игры несколько раз.

Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.

Почаще наблюдать с ребенком и обсуждать услышанное и увиденное.

Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно

направлять внимание на определенные предметы и явления.

Тренировать ребенка в пересказе рассказов, сказок по схематическому

плану, составленному вами.

Учить сосредотачиваться на определенной деятельности,

концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону.

Предлагать детям:

––повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

––неоконченные фразы, которые нужно закончить;

Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и

явлений.

Возрастающая любознательность и совершенствование

мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться

на заинтересовавшем предмете.

Желаем успеха!

Список литературы:

14.Андреев О.А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.:

Просвещение, 1994 – с 135

15.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М. Просвещение, 1993

16.Башаева, Т. В. Роль внимания в жизни дошкольника:

Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В.

Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др.- Ярославль:

Академия развития, Академия Холдинг, 2001 - 480 с.

17.Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства:

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.

Н. Белкина. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005 -256с.

18.Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском

возрасте / хрестоматия по вниманию/ - М.: 1976.- 184-220с.

19 Гильбух Ю.З. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноболин. -

М.: «Педагогика», 1992 - 160 с.

20.Коловимский Я.Л. Панько Е.А. Детская психология: Учеб.

пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под

ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское,

1988 – 399 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"

Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу  по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....

Внимание детей старшего дошкольного возраста.

Выступление педагога-психолога на семинаре "Роль семьи в подготовке к школе"....

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Аннотация Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания с...

Игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Динамика развития свойств внимания  детей дошкольного возраста....

Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как присутствует на все...

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...