Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»
рабочая программа

Акулова Ольга Одельевна

Пояснительная записка

Важнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваивает материал  и успешно развиваетсяинтеллектуально.

При хорошо развитомвнимании все интеллектуальные процессы протекают гораздо эффективнее, в то время как слабо развитое внимание приводит к снижению способности дошкольника к сосредоточению, распределению, удержанию, переключению. Все это вызывает трудности при усвоении информации.

Поэтому для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания у детей дошкольного возраста.

Игровая деятельность способствует развитию внимания, мышления и других психических процессов, повышает способность к произвольному вниманию, помогает увеличить наблюдательность, способствует быстрому и прочному запоминанию. Поэтому игра является одним из результативных средств обучения и воспитания и занимает значимое место в дошкольной педагогике.

Во время игры дети могут лучше сосредоточиться и запомнить намного больший объем информации, чем в любой другой деятельности. Осознание важной роли игровой деятельности в процессе развития внимания детей дошкольного возраста позволит педагогам подобрать более эффективные формы работы.

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание» составлена О.А. Шатовичв период преддипломной практики и утверждена на заседании комиссии МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа» 25 мая 2020 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа49.38 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Автор: Акулова Ольга Одельевна

Кемерово 2020

Содержание

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Тематический план по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Методологические основы реализации программы

Методики оценки результатов реализации программы

Картотека игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

Советы для родителей по развитию произвольного внимания ребенка

Памятка для педагогов по развитию произвольного внимания детей

Список литературы

Пояснительная записка

Важнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваивает материал  и успешно развиваетсяинтеллектуально.

При хорошо развитомвнимании все интеллектуальные процессы протекают гораздо эффективнее, в то время как слабо развитое внимание приводит к снижению способности дошкольника к сосредоточению, распределению, удержанию, переключению. Все это вызывает трудности при усвоении информации.

Поэтому для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания у детей дошкольного возраста.

Игровая деятельность способствует развитию внимания, мышления и других психических процессов, повышает способность к произвольному вниманию, помогает увеличить наблюдательность, способствует быстрому и прочному запоминанию. Поэтому игра является одним из результативных средств обучения и воспитания и занимает значимое место в дошкольной педагогике.

Во время игры дети могут лучше сосредоточиться и запомнить намного больший объем информации, чем в любой другой деятельности. Осознание важной роли игровой деятельности в процессе развития внимания детей дошкольного возраста позволит педагогам подобрать более эффективные формы работы.

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание» составлена О.А. Шатовичв период преддипломной практики и утверждена на заседании комиссии МБОУ «Елыкаевская средняя общеобразовательная школа» 25 мая 2020 г.

Программа направлена на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 36 ч. и проводилась в течение девяти месяцев: с сентября 2019 г. по май 2020 г.

Нормативно-правовая база реализации программы

- образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;

- ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- приказ МОиН РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Тематический план по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Мероприятие

Участники

Время

Месяц

Место проведения

Диагностика уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста (методики «Продолжи узор» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), «Домик»  (Н.И. Гуткиной), Тест Бурдона)

Воспитатель, воспитанники старшей группы ДОУ, психолог

6 ч.

Сентябрь

Старшая группа

Игра на развитие произвольного внимания «Выкладывание из палочек»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Сентябрь

Старшая группа

Игра на развитие переключения и распределения внимания «Найди отличия»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Сентябрь

Старшая группа

Игра на развитие концентрации и объема внимания«Исключение лишнего»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Сентябрь

Старшая группа

Подвижная игра «Ручеек»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Сентябрь

Спортивный зал

Подготовка памятки для педагогов по развитию произвольного внимания детей

Психолог

2 ч.

Сентябрь

Старшая группа

Игра на развитие произвольного внимания «Что где лежит?»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Октябрь

Старшая группа

Игра на развитие переключения и распределения внимания «Смешанный лес»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Октябрь

Старшая группа

Подвижная игра «Слушай команду»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Октябрь

Спортивный зал

Игра на развитие произвольного внимания «Найди дорожку»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Ноябрь

Старшая группа

Игра на развитие переключения и распределения внимания «Найди героев передачи»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Ноябрь

Старшая группа

Игра на развитие концентрации и объема внимания «Выкладывание узора из мозаики»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Ноябрь

Старшая группа

Подвижная игра «Смотри на руки»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Ноябрь

Спортивный зал

Игра на развитие произвольного внимания «Найди двух одинаковых животных»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Декабрь

Старшая группа

Игра на развитие переключения и распределения внимания«Строители»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Декабрь

Старшая группа

Игра на развитие концентрации и объема внимания  «Нанизывание бусинок»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Декабрь

Старшая группа

Настольная игра «Лото»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Декабрь

Старшая группа

Подвижная игра «Кто летает?»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Декабрь

Спортивный зал

Игра на развитие произвольного внимания «Слушай хлопки»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Январь

Старшая группа

Игра на развитие переключения и распределения внимания «Нарисуй круг и треугольник»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Январь

Старшая группа

Игра на развитие концентрации и объема внимания «Срисовывание по клеточкам»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Январь

Старшая группа

Настольная игра «Домино»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Январь

Старшая группа

Подвижная игра «По новым местам»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Январь

Спортивный зал

Игра на развитие произвольного внимания «Слушай звуки!»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Февраль

Старшая группа

Игра на развитие переключения и распределения внимания «Спрятанное слово»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Февраль

Старшая группа

Игра на развитие концентрации и объемавнимания«Витрина магазина»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Февраль

Старшая группа

Подвижная игра «Кого назвали, тот и лови!»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Февраль

Спортивный зал

Игра на развитие произвольного внимания« Снежный ком»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Март

Старшая группа

Игра на развитие переключения и распределения внимания «Скрытая подсказка»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Март

Старшая группа

Игра на развитие концентрации и объемавнимания «Найди игрушку»    

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Март

Старшая группа

Настольная игра «Танграм»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Март

Старшая группа

Подвижная игра «Море волнуется»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Март

Спортивный зал

Игра на развитие произвольного внимания «Ухо или нос»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Апрель

Старшая группа

Игра на развитие переключения и распределения внимания «Следи за своей речью»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Апрель

Старшая группа

Игра на развитие концентрации и объемавнимания «Кого испугался охотник?»    

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Апрель

Старшая группа

Настольная игра «Квартет»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Апрель

Старшая группа

Подвижная игра«Будь внимателен!»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Апрель

Спортивный зал

Подготовка памятки для родителей по развитию произвольного внимания ребенка

Воспитатель, психолог

2 ч.

Апрель

Старшая группа

Игра на развитие произвольного внимания «Запретное слово»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Май

Старшая группа

Игра на развитие переключения и распределения внимания «Где чей домик»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Май

Старшая группа

Игра на развитие концентрации и объема внимания «Кто внимательнее?»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Май

Старшая группа

Подвижная игра «Свободное место»

Воспитатель, старшие дошкольники

30 мин.

Май

Спортивный зал

Повторная диагностика уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста (методики «Продолжи узор» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), «Домик»  (Н.И. Гуткиной), Тест Бурдона)

Воспитатель, воспитанники старшей группы ДОУ, психолог

6 ч.

Май

Старшая группа

Методологические основы реализации программы

Цель реализации программы: развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.  

Задачи программы:

  1. Выявление актуального уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
  2. Развитие основных свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста (объема, устойчивости, переключения и распределения).
  3. Определение эффективности проведенной работы.  

Количество часов – 36 ч.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Длительность каждого занятия – 30-40 минут.

Содержание программы составляют занятия на развитие основных свойств внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения.

По каждой теме предлагаются игры с учетом дидактических целей и возраста детей с постепенным усложнением и повторением ранее изученного.  

Участники реализации программы: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Материально-техническая база: в старшей группе оформленапредметно-игровая зона, в которой находятся настольно-печатные, дидактические игры на развитие внимания. Игры доступны для детей, находятся в свободном доступе, чтобы дети могли ими воспользоваться в любое время.

Ожидаемые результаты: развитие у детей произвольного внимания, повышение психолого-педагогической грамотности родителей, эффективное  взаимодействие воспитателей и  родителей в вопросах развития и воспитания детей.

Этапы реализации:

- констатирующий этап: проведена диагностика уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста (методики «Продолжи узор» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), «Домик»  (Н.И. Гуткиной), Корректурная проба (Тест Бурдона).

- формирующий этап: организована игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей; разработаны рекомендации для родителей по развитию внимания ребенка;

- контрольный этап: проведена повторная диагностика развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста, определена эффективность проведенной работы.

Методики оценки результатов реализации программы

Методики «Продолжи узор» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), «Домик»  (Н.И. Гуткиной), Корректурная проба (Тест Бурдона).

Комплекс мероприятий для проведения занятий

Структура образовательного процесса включает следующие компоненты: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей.

Картотека игр на развитие произвольного внимания

старших дошкольников

«Выкладывание из палочек»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики.

Оборудование: счетные палочки, образец узора.

Описание. Задача ребенка – по образцу выложить узор из палочекразными способами.

Инструкция: «Посмотри внимательно, что изображено на этом рисунке. Используя палочки, выложи такой же узор».

«Что где лежит?»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, стеллаж и вырезанные фигуры.

Описание. Ребенок должен распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур следующим образом:

- на отдельном бланке изображенстеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны ираскладываются ребенком на полки стеллажа относительнопредложенных эталонов фигур;

- стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнитьзадание, не манипулируя предметами и объяснитьсвои действия.

Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры: квадрат,прямоугольник, круг,треугольник, еще один прямоугольник, овал. Вырезанные предметы нужноразложить на полки рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».

«Найди дорожку»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта.

Описание. Ребенку нужно пройти линию лабиринта.

Инструкция: «На этом рисунке изображен лабиринт. Тебе нужно пройти по этому лабиринту. Старайся при прохождении не выходить за контуры линии».

«Найди двух одинаковых животных»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: рисунок, на котором изображены животные.

Описание. Задача ребенка – отыскать двух одинаковых животных.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке нарисованы кролики, котята, цыплята. Тебе нужно найти двух одинаковых животных».

«Воспроизведение геометрических фигур»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги.

Описание. Ребенок должен рассмотреть разные геометрические фигуры и запомнить их расположение. Через 10 секунд онпо памяти должен нарисовать  их на бумаге.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Черезнекоторое время я уберу карточку, а ты по памяти нарисуй эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце»

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Дети двигаются по кругу и принимают позы в зависимости от команды воспитателя: один хлопок – позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка – позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка – возобновить ходьбу.

Инструкция: Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слушай хлопки!». Вы должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста». Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки». Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу.

 «Выкладывание узора из мозаики»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаикипростой узор или силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображен узор или силуэт. Из мозаики нужно выложить точно такой же узор или силуэт, как на рисунке».

«Нанизывание бусинок»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус, бусинки, соответствующие образцу.

Описание. Ребенку нужно по образцу нанизать бусы.

Инструкция: «Посмотри, на картинке нарисованы бусы. Давай попробуем собрать такие же. Я дам тебе бусинки и проволоку, а ты будешь нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

«Срисовывание по клеточкам»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: лист бумаги в клетку, образец для рисования, карандаши.

Описание. Ребенку нужно по образцунарисовать фигуру на листе в клетку. Образец может состоять из разомкнутых фигур и из замкнутых фигур.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на листе бумаги»

«Витрина магазина»

Цель: развитие объема внимания и наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением витрины магазина.

Описание. Ребенок должен найти коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Как ты видишь, на картинке нарисована витрина магазина, а в нейв прозрачных коробках разного размералежат конфеты. Мама разрешила сыну выбрать любую коробку. Мальчик выбрал ту, в которой больше всего конфет. Помоги мальчику найти коробку с наибольшим количеством конфет и объясни свой выбор».

«Найди игрушку»

Цель: развитие устойчивости и объема внимания.

Оборудование: игрушки или предметы.

Описание. Взрослый описывает какую-либо игрушку, находящуюся в группе, не называя ее при этом. Задача дошкольников – отгадать, о чем именно говорит воспитатель. Для этого онимогут задавать уточняющие вопросы.

Инструкция: «Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди игрушку». Я буду описывать какой-нибудьпредмет. В вы можете задавать мне любые вопросы о внешнем виде предмета, его форме, цвете, качествах и т.д. Например, я говорю: «Этоквадратныйпредмет, синего цвета, лежит на столе». Света задает вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Маленький». Коляспрашивает: «Его можно съесть?» Я отвечаю: «Нет, им можно только играть». Дима говорит: «Кубик». Это правильный ответ».        

«Кого испугался охотник?»

Цель: развитие и устойчивости внимания.

Оборудование: рисунок с изображением лесных зверей и охотника.

Описание. Перед ребенком лежит картинка, на которой изображен охотник в лесу. Задача дошкольника – найти того, кого испугался охотник.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Видишь, на нем изображен бегущий по лесу охотник. Как ты думаешь, кого он мог испугаться в этом лесу? Почему?»

«Кто внимательнее?»

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.

Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд.

Описание. Ребенок непродолжительное время рассматривает картинки с нарисованными звездами, после чего он должен ответить, где самое большее или меньшее количество предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее или самое большое количество предметов? Почему?».

«Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: две картинок с различиями.

Описание. Ребенку предлагаются:

- серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

- карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Тебе нужно быстро найти все имеющиеся отличия».

«Смешанный лес»

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунок с изображением деревьев.

Описание. Ребенку надо отыскать на картинке замаскированные деревья (березу,сосну, самую маленькую елочку, рябину и т.д.).

Инструкция: «Ребята, посмотрите, на этой картинке спрятаны деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу. Начинайте искать».

«Строители»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, простой карандаш.

Описание. На листе с четырьмя рисунками содержатся элементы башни. Первый рисунок – образец, остальные три различаются между собой и образцом. Ребенок должен дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка стали похожи на образец.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни забыли дорисовать. Тебе нужно дорисовать недостающие детали к каждой башне таким образом, чтобы все четыре башни стали одинаковыми».

«Найди героев передачи»

Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.

Оборудование: картинки с изображением героев мультфильма –Винни-Пух, Кролик, Сова, Пятачок, замаскированных в рисунке.

Ребенок должен найти каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки героев знакомого тебе мультфильма – Винни-Пуха, Кролика, Совы и Пятачка. Найди и обведи каждого из героев».

«Смотри на руки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Дети должны точно выполнить различные движения рук, показанные воспитателем.

Инструкция: «Ребята, я буду придумыватьи показывать движения для рук. Ваша задача, стоя друг за другом по кругу, начать двигаться под музыку. Вы внимательно следите, какие движения рук япоказывает, и повторяйте их за мной».

«Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Дети должны выполнять движения в соответствии с командами воспитателя, произнесенными шепотом.

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Слушай команду». Вставайте по кругу друг за другом и двигайтесь шагом под музыку. Когда музыкаперестанет играть, вам нужно остановиться и внимательно меня слушать. Я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и вы все должны это сделать».

«Кто летает?»

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

Описание. Ребенок отвечает и выполняет движения в соответствии с указаниями воспитателя.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы выясним, кто может летать, а кто нет. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову того, кто умеет летать, например ворону, отвечайте: «Летает», и показывайте, как она это делает.А если я вас спрошу: «Дерево летает?», молчите и не поднимайте рук».

Список: аист, ящерица, кресло, стрекоза, комар, табуретка, овечка, колибри, вертолет, цветок, муравей, кастрюля, телевизор, муха, собака.

«Кого назвали, тот и лови!»

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: мяч.

Описание. Дети свободно передвигаются по площадке. Услышав свое имя, они должны подбежать, поймать мяч,бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». Пока у меня в руках мяч, вы можете бегать, прыгать, ходить. Как только я подброшу мяч вверх и назову чье-то имя, тот из вас как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом чье-то другое имя».

«Море волнуется»

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: на полу нарисованы круги по количеству играющих.

Описание. Дошкольники  держатся за руки и ходят друг за другом, по команде водящего они разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, тот становится водящим.

Инструкция: «Ребята, каждому из вас надо занять круг. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!».Они выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется»

Советы для родителей по развитию

произвольного внимания ребенка

Уважаемые родители!

Внимание очень важный психологический процесс, так как оно влияет на эффективность дальнейшей учебной деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому внимание следует развивать и тренировать.

Так как в основе внимания лежит интерес, то чем интереснее и разнообразнее будут игры, которые предлагаются ребенку, тем эффективнее будет развиваться его произвольное внимание.

Можно использовать увлечения ребенка,привлекая внимание к другим процессам и явлениям.

Развивать внимание можно во время прогулки на свежем воздухе, поездке в зоопарк, походе на лыжах и т.д.

Не стоит заострять вниманиена неудачах ребенка, лучше обратить внимание на его успехи. С этой целью в семейном кругу, среди знакомых и родных демонстрируйте достижения ребенка, связанные с развитием внимания.

Интерес к развитию внимания подкрепляйте собственным примером и примерами из жизни других людей.

Не стоит ожидатьбыстрых результатов и подгонять ребенка.

Памятка для педагогов по развитию произвольного внимания детей

Не следует ставитьограничений во времени. Ребенку нужно предоставить время,достаточноедля самостоятельной деятельности.

Никогда не надодавать отрицательных оценок и навязывать собственное мнение. Необходимо поощрять работу дошкольников над собственными вариантами ответов.

С уважением и вниманием необходимо относиться к любымидеям ребенка, даже самым необычным.

Следует применять индивидуальный подходк ребенку, подбирая задания и игры в зависимости от его особенностей и способностей. На занятиях периодически следует использовать проблемные игры и задания, предполагающие несколько вариантов решения.

Список литературы

  1. Гаврина, С.Е. Игры и упражнения на внимание и мышление [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина.- М.: Академия развития, 2012. - (Детский сад: день за днем).
  2. Добрынин, Н.Ф. Внимание и его воспитание [Текст] / Н.Ф. Добрынин.- М.: Просвещение, 2013.- 110 с.
  3. Николаева, С.В. Развиваем внимание ребенка [Текст] / С.В. Николаева // Игра и дети.- 2011.- № 4.- С. 19.
  4. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей [Текст]: популярное пособие для педагогов / Л.В. Чермошкина. – Ярославль: Академия развития, 2013.- 184 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Протоколы диагностики уровня развития произвольного внимания детей экспериментальной и контрольной групп на конец эксперимента

Методика  «Продолжи узор» (методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Имя ребенка

Баллы

Экспериментальная группа

Олег

3 балла

Света

3 балла

Коля

1 балл

Оля

4 балла

Дима

2 балл

Наташа

1 балл

Андрей

2 балла

Диана

4 балла

София

0 баллов

Саша

2 балла

Лена

3 балла

Контрольная группа

Женя

3 балла

Даша

4 балла

Даня

2 балла

Люба

1 балл

Максим

2 балла

Таня

2 балла

Валя

0 баллов

Сережа

0 баллов

Оксана

2 балла

Илья

1 балл

Леша

0 баллов

Методика «Домик»  (Н.И. Гуткиной)

Имя ребенка

Баллы

Экспериментальная группа

Олег

1 балл

Света

1 балл

Коля

3 балла

Оля

0 баллов

Дима

2 балла

Наташа

4 балла

Андрей

5 баллов

Диана

2 балла

София

0 баллов

Саша

1 балл

Лена

5 баллов

Контрольная группа

Женя

1 балл

Даша

0 баллов

Даня

1 балл

Люба

3 баллов

Максим

2 балла

Таня

1 балл

Валя

0 баллов

Сережа

4 балла

Оксана

1 балл

Илья

2 балла

Леша

5 баллов

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Имя ребенка

Устойчивость

Переключаемость

Экспериментальная группа

Олег

4 баллов

40 баллов

Света

3 балла

18 баллов

Коля

5 баллов

66 баллов

Оля

1 балл

20 баллов

Дима

5 баллов

50 баллов

Наташа

10 баллов

84 балла

Андрей

2 балла

52 балла

Диана

6 баллов

22 баллов

София

8 баллов

60 баллов

Саша

6 баллов

60 баллов

Лена

0 баллов

46 баллов

Контрольная группа

Женя

9 баллов

70 баллов

Даша

2 балла

18 баллов

Даня

5 баллов

12 балла

Люба

9 баллов

86 баллов

Максим

5 баллов

58 баллов

Таня

6 баллов

60 баллов

Валя

4 балла

16 баллов

Сережа

9 баллов

80 баллов

Оксана

6 баллов

52 балла

Илья

5 баллов

46 баллов

Леша

7 баллов

80 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Программа кружка дополнительного образования по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Сказочная страна красок»

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искус...

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр».

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»....

Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Нам, педагогам, необходимо помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми посредством создания игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к...