Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Андрианова Ольга Сергеевна

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации. Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки[1].

В дошкольном возрасте внимание развивается и совершенствуется. Как указывает А. А. Реан, основным фактором, оказывающим существенное влияние на развитие психических познавательных процессов у детей в возрасте от 2 до 6 лет, является игра[2].  В игре дети получают опыт манипулирования предметами мира взрослых людей, знакомятся и усваивают нормы и правила социального поведения. Таким образом, развитие познавательных и волевых процессов дошкольников, происходящее за счет игровой мотивации, связано главным образом за счет выполнения взятой ребенком на себя роли. Исследователи дошкольного детства (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации[3].

Развитие внимания в дошкольном возрасте проходит ряд последовательных этапов[4]:

  • в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
  • в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
  • в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.

В старшем дошкольном возрасте значительно развивается устойчивость внимания. У детей пяти - семи лет преобладающим является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне, то есть умело организовывается взрослыми. В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения внимания дошкольников определяются, прежде всего, ресурсными возможностями детского организма, но в то же время зависят и от характера деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты[5].

Ряд отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан и Н.В. Лаврова отмечают, что развитие произвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явления[6].

Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом. Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом — на своих мыслях, и т.д. Если такой ребенок смотрит в учебник, он не видит правило и упражнение, а целенаправленно изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к сегодняшнему уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных.

Таким образом, внимание детей старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольным его формам. Это указывает на необходимость проведения развивающей работы для совершенствования и активизации внимания дошкольников. Подводя итог, можно отметить, что в старшем дошкольном возрасте происходят различные изменения, как в социальном, так и в психическом развитии ребенка. Эти изменения, прежде всего, проявляются в совершенствовании познавательной активности ребенка, развитии речи, мышления, восприятия, памяти и внимания. Развитие памяти и внимания в старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным речевым развитием осуществляется в направлении произвольности, что является важным механизмом для дальнейшего развития ребенка как будущего ученика. Старший дошкольный возраст является предшкольным, когда психические процессы необходимо развивать подготавливая их к будущей учебной деятельности. Поэтому важно у старших дошкольников развивать процессы внимания.

Использование различных игр и упражнений для развития внимания старших дошкольников

Для диагностики внимания дошкольников 5-7 лет рекомендуются различные методики:

- Методика «Переплетенные линии»,

- Методика «Кольца Ландольта»,

- Методика «Запомни и расставь точки»

- Методика «10 слов».

Описание методик представлено в приложении.

Подобранные методики позволяют выяснить уровень сформированности свойств внимания, а также произвольности внимания, особенности зрительного и слухового внимания старших дошкольников. Чтобы получить полную картину особенностей внимания ребенка, надо особенно внимательно проанализировать следующую информацию. Дети в возрасте около 6 лет довольно часто при выполнении задания обращаются к образцу - это говорит о небольшом объеме их внимания.

Для развития внимания предлагается следующий комплекс развивающих игр и упражнений.

«Кто как передвигается?»[7]

Цель: развитие способности к переключению внимания, координации действий, зрительного и слухового восприятия

Возраст – 5- 6 лет

Форма проведения: групповая или индивидуальная

Содержание: В этой игре каждый ребенок демонстрирует свою наблюдательность и изображает как ходят гуси, верблюды, павлины, слоны, жирафы, как прыгают кузнечики, зайцы, кенгуру, как бегают лошади, собаки, индюки, как ползают змеи, крокодилы.

«Найди различия»[8]

Цель: развитие концентрации внимания, зрительного восприятия.

Возраст: 5 – 8 лет

Форма проведения: групповая и индивидуальная

Оборудование: пары картинок, содержащих по 10-15 различий

Содержание. Взрослый показывает ребенку пару картинок, похожих по содержанию, но содержащих различия, Он спрашивает ребенка, одинаковы ли картинки, правильно ли художник нарисовал одну из них и предлагается ребенку найти ошибки художника.

Ребенок должен найти отличия. Если ребенок с трудом выполняет задания, то ему предлагаются более простые варианты, где различия заметны. Затем задания усложняются.

В варианте групповой игры можно разделить детей на две команды. За каждое правильное выполненное задание команде будет присваиваться фишка (звездочка и т.д.).

«Нелепые картинки»[9]

Цель: развитие концентрации внимания, слухового восприятия, зрительного внимания.

Возраст – 5 – 8 лет.

Форма проведения: групповая или индивидуальная.

Оборудование: неоконченные нелепые картинки.

Содержание: взрослый последовательно показывает детям неоконченные (нелепые) картинки и просит назвать, что недорисовано на каждой из них. Например, дом без окон, жук без усов, самовар без крана, петух без гребешка.

«Раскрась правильно»[10].

Цель: развитие концентрации внимания, мелкой моторики, зрительного восприятия.

Возраст – 5 – 8 лет.

 Форма проведения: групповая или индивидуальная.

Оборудование: картинки, раскрашенные не полностью.

Содержание: ребенку предлагаются картинки, раскрашенные наполовину. Задание состоит в том, чтобы ребенок раскрасил вторую половину.

«Найди сходства»[11].

Цель: развитие концентрации внимания, зрительного восприятия.

Возраст – 5 – 8 лет.

 Форма проведения: групповая или индивидуальная.

Оборудование: любые картинки, предметы или игрушки

Содержание: взрослый показывает детям две игрушки, и предлагает найти сходства между ними, т.е. сказать, чем они похожи.

«Угадай, что звучит».

Цель: развитие слухового внимания.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Ход. Воспитатель  показывает  детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда  дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат:  играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по  столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом  он  устанавливает  ширму  и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

13. «Выдели слово».

Цель: исследование слухового внимания.

Ход. Воспитатель произносит слова и  предлагает  детям  хлопать  в  ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук  з  (песня  комарика)  и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных  ответов  рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех,  кто  неправильно произносит эти звуки.

14. «Найди и назови нужное слово».

Цель: развитие слухового внимания.

Ход. Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в  которых  есть заданные звуки. Например,

На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.


[1] Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2003

[2] Психология детства. // Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. С. 109

[3] Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. – 2005. - №2

[4] Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль, 2006. С. 116

[5] Психология детства. // Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. С. 109

[6] Добрынин Н.Ф., Бардиан А.М., Лаврова Н.В. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1965

[7] Крупенчук О. И. Развиваем внимание: Для детей 5-6 лет. – СПб: Литера, 2002

[8] Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997

[9] Ильина М. В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 -10 лет. – М.: АРКТИ, 2005

[10] Ильина М. В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 -10 лет. – М.: АРКТИ, 2005

[11] Там же


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"

Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу  по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....

Внимание детей старшего дошкольного возраста.

Выступление педагога-психолога на семинаре "Роль семьи в подготовке к школе"....

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Аннотация Никакой другой психический процесс не упоминается так часто в повседневной жизни и не находит себе с таким трудом место в рамках психологических концепций, как внимание. Проблема внимания с...

Игры на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

Развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Динамика развития свойств внимания  детей дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»

Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...

Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста

Данная статья поможет воспитателям и родителям  подобрать игры и задания для развития внимания...