Традиционные народные игры в воспитании детей
консультация

Закутилина Валентина Дмитриевна

Игра – одна из первых форм человеческой активности и развития человека. Трудно представить себе ребёнка без игры, а существование культуры без игровых форм деятельности. Функции игры  в обществе и отношение к ней  служат показателем культурного и общественного развития, социальных, политических и идеологических ориентаций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционные народные игры  в воспитании детей

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым   средствам   воспитания   относится   традиционная игра.

Трудно переоценить значение воспитания в общей системе народной педагогики. Связь знания с жизнью – важнейшее дидактическое требование народа. Поэтому традиционное воспитание детей у разных народов было хорошо приспособлено к вполне определённым хозяйственно-экономическим условиям и менялось вместе с ними.  Многие элементы традиционного народного воспитания – в явной или скрытой форме - сохраняются и сегодня. Даже элементарные детские игры, которые на первый взгляд готовят ребёнка к трудовой  «самообслуживающей » деятельности социализирует его, на самом деле отражают сложную систему  народного воспитания этноса и выполняют ритуальные функции.

        Игра – одна из первых форм человеческой активности и развития человека. Трудно представить себе ребёнка без игры, а существование культуры без игровых форм деятельности. Функции игры  в обществе и отношение к ней  служат показателем культурного и общественного развития, социальных, политических и идеологических ориентаций.

        Игра – стихийный воспитательный институт. Она приняла эту функцию ещё до появления школы и выполняет её до сих пор. Без неё ребёнок был бы оторван от социума. В игре он не только приобретает умения, знания  и навыки общения, но и усваивает систему ценностей, развивает механизмы творческого сознания. Игра выполняет, и выполняла до сих пор важную функцию при переходе из одной возрастной группы в другую.

Детская игра – это наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществляется одновременно в трех аспектах:

– речевого (словесного) общения;

– ритмического или мелодического выражения;

– в совместных движениях и действиях.

Еще более ста лет назад педагоги К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, и др. призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

У всех традиционных народных игр общая черта – они классически лаконичны, выразительны и доступны, помогают детям стать ловкими и сильными, учат их работать в команде.

Правила игр определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. В играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший игровой фольклор.

Прежде всего, традиционные  игры в большинстве своем очень просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Скажем, в игре "Третий лишний" можно показать умение бегать с поистине спринтерской скоростью, но можно перебежать всего через одну соседнюю пару и снова встать на спокойное первое место в следующей паре. Это позволяет участвовать в игре и не совсем быстрым бегунам. При этом игры дают не только нужную разминку и тренировку мышц (а познавательные игры - умственных   способностей, строительные игры - умений конструкторских, трудовых  и т.д.), но одновременно игры обеспечивают участникам активное общение, столь необходимое и привлекательное, особенно в дошкольном  возрасте.

Во-вторых, инвентарь для народных игр очень прост и может быть изготовлен в основном самими играющими - от 12 палочек с дощечкой до больших палок-бит, ходуле!” качелей   и т.д.

В-третьих, среди традиционных игр большинство не   требует специально оборудованного места, вроде кортов, катков с искусственным льдом и т.п. Не говоря уже о настольных и настенных играх, даже подвижные и полуспортивные игры легко приспособить к имеющимся площадкам. Если есть футбольное поле, то здесь поместится почти любая из тысяч народных игр,   включая в такие "размашистые", как Лапта. Нет стадиона - достаточно и обычной лужайки, а для большинства подвижных игр хватит буквально "пятачка".

Традиционные народные игры и их варианты доступны детям любого возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время праздников, прогулок и занятий физической культурой.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребёнка. Она имеет такое же непреходящее образовательное значение, как и народная поэзия, легенды, сказки. В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Они дают как бы первый толчок направлению характера, склада ума ребёнка. Ребёнок не может расти без игры. Поэтому нередко детство называют возрастом игры.

        Литература:

  1. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада /сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М.6Просвещение, 1988.
  2. Русские народные подвижные игры. – Литвинова М. Ф.  М.: Просвещение, 1986.
  3. Русские народные игры, Панкеев П.А. 1987.
  4. Народная педагогика игры . // Дети и народные традиции. Часть 1. – Григорьев В.М. Челябинск, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми по ознакомлению с традиционными народными играми

ПроблемаЦелиЗадачиПредварительная работаЧтение художественной и методической литературыПасхальные игры с яйцамиРассматривание иллюстрацийПосиделки «Яичные воспоминания»Рисование на тему «Яйца с р...

Традиционные народные игры как способ развития моторики, воображения и помощь в социализации детей раннего возраста

тексты колыбельных, народных игр, считалок и потешек формируют полную и образную картину мира. даже когда ребенок подрастет, ему по-прежнему будут интересны привычные стишки и присказки. Пусть традици...

Традиционные народные игры как способ развития моторики, воображения и помощь в социализации детей раннего возраста

Тексты колыбельных, народных игр, считалок и потешек формируют полную и образную картину мира. даже когда ребенок подрастет, ему по-прежнему будут интересны привычные стишки и присказки. Пусть традици...

"Традиционные народные игры"

У каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры». Народная игра содержит информацию, дающую представления о повседневной жизни предков &nd...

Традиционные народные игры

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19779995","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"232","width":"310"}}]]Любовь к Родине большой начинается с любви к семье и к Родине ...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...