«Генеалогическое древо моей семьи»
проект (старшая группа)

Бумажная Ирина Владимировна

Проект направлен на расширение представлений детей об их семье, истории семьи, родословной и семейных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_genealogicheskoe_drevo_moey_semi.docx58.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Генеалогическое древо

моей семьи»

 

 

 

 

 

 

 

Урай, 2020 г.          

Актуальность проекта. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Проблема проекта: не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную. Недостаточно развито чувство гордости за свою семью.

Цель проекта: Расширение представлений детей об их семье, истории семьи, родословной и семейных традициях.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о семье.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.

3. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей.

4. Развивать познавательно – поисковую активность детей.

Тип проекта: среднесрочный (1месяц).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Ожидаемый результат

Дети расширят представления о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформируют представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомятся с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта будут развиваться творческие и исследовательские способности ребенка. Дети приобретут навыки поиска и сбора информации, умения анализировать и презентовать свои работы. Все это поспособствует развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

Продукт проекта: Выставка детских рисунков «Моя семья».

Выставка и защита проекта «Генеалогическое древо моей семьи».

 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

1.1. Постановка цели и формулирование задач.

1.2. Направлен на обогащение развивающей среды.

1.  Подбор методической литературы по теме проекта.

2.  Подбор художественной литературы, музыкального сопровождения.

3.  Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

2. Реализация проекта

Формы и методы работы

Возрастная группа

Содержание

Младший возраст

Беседы на темы: «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», « Как мы отдыхаем», «Семейные праздники».

Конструирование «Построим красивый дом»

Пальчиковая игра:  «Моя семья»

Дидактические игры: «Как зовут членов семьи», «Маленькие помощники»

Чтение художественной литературы:   «Репка», «Гуси - лебеди», «Волк и семеро козлят»,  «Три медведя», «Колобок».

Аппликация «Пирожки для бабушки», «Сюрприз для папы»

Рисование «Подарю цветочки маме».

Прослушивание музыкальных произведений о семье.

Работа с родителями: Создание фотоальбома «Моя семья». Консультация «Что такое генеалогическое древо?». Выставка рисунков «Моя семья».

Итоговое мероприятие: Выставка и защита проектов «Генеалогическое древо моей семьи»

Средний возраст

Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Гуси-лебеди» «Синяя чашка» М. Матвеева «Теплый хлеб» К. Паустовский «Сказка об умном мышонке» С. Маршак «Цветик-семицветик» В. Катаев «Мамина работа» Е. Пермяк «Чем пахнут ремесла» Д.Родари «Мамина дочка» В.Белов «Косточка» К.Ушинский «Старый дед и внучек» Л.Толстой «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский.

Дидактические игры: «Профессии», «Разрезные картинки», «Подскажи словечко», «Кто старше?», «Кто младше?», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Назови как тебя дома ласково называют?»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «День рождения»

Беседы на темы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома), «Как мы отдыхаем», «Что такое генеалогическое древо моей семьи», «Как я помогаю родителям»

Пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Гости», «Строим дом», «Кто живёт в моей квартире».

Работа с родителями: Консультация «Что такое генеалогическое древо?», Папка-передвижка «Это я –мамино богатство», Оформление фотоальбома «Семья», Выставка детских рисунков «Моя семья»

Итоговое мероприятие: Выставка и защита проектов «Генеалогическое древо моей семьи»

Старший возраст

Дидактические игры «Дружная семья», «Чем можно порадовать маму», «Назови ласково», «Образуй отчество от имени папы». Рассматривание фотографий «Профессии наших родителей». Рассматривание репродукций картин по теме «Мать и дитя». Познавательные занятия «Как и почему появились у людей имена», «Мой дом, моя семья».

Рисование «Семейная фотография».

Ручной труд «Салфетки для праздничного стола»

Чтение художественной литературы «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Синяя чашка» М. Матвеева, «Сыновья» В. Осеева, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Похищенное имя» Т. А. Шорыгина. Беседы с детьми на тему: «Что в имени тебе моем?», «Что такое родословное древо», «Традиции моей семьи». Рассказы детей о своей семье «Герб моей семьи», «Мое генеалогическое древо».

Сюжетно-ролевые игры «Семейный праздник», «Семья». Конструирование «Дом моей мечты»  

Пальчиковые игры: «Как у нас семья», «Мой дом», «Пальцы – дружная семья», «Семья могучая».

Работа с родителями:  Консультации для родителей «Куда пойти с ребенком в выходной день», «Роль отца в семье»; памятка «Советы по воспитанию внуков». Совместное изготовление родителей и детей «Герб семьи», «Генеалогическое древо моей семьи».  Выставка детских рисунков «Семейная фотография». Оформление альбомов «Профессии моих родителей», «Герб моей семьи».

Итоговое мероприятие: Выставка и защита проектов «Генеалогическое древо моей семьи».

Младший возраст.

Пальчиковые игры:

«Семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

Дидактические игры.

«Как зовут членов семьи»

Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры:

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Маленькие помощники»

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо»

Немного истории.

В нашем современном мире мало кто из родителей и детей знает свою родословную. А ведь история семьи занимает значительное место в жизни человека. Ведь многие семейные праздники или традиции происходят из далекого прошлого, то есть от предков.

С точки зрения психологии и педагогии, человек не знающую свою родословную, как чистый лист, он не имеет никаких представлений о семейных ценностей, традициях.

Семья для ребенка - это среда, с определенными условиями для его физического, психического и умственного развития. Для создания благополучной среды, для развития ребенка и укрепления семьи, можно использовать такую форму работу, как составления родословной (генеалогического дерева, где можно привлекать, как старшее поколение так и младшее.

Термин "родословие" использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом "генеалогия".

В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни составил А. Н. Афанасьев.

Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.

Ведением родословных книг занималось государство ещё в 15 веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц.

Правила составления родословной (генеалогического дерева).

В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная.

Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т. е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий "род" и "фамилия".

Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии.

Нисходящую родословную, которая интересует нас, начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам.

Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков.

Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое древо.

Родословное древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины:

• родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;

• род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;

• предки – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;

• поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;

• обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;

• традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Как создать яркий образ родословной.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль.

Так как в творческом процессе будут участвовать дети, то их вряд ли заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа.

Очень важно, чтобы первую беседу о семье провели с ребенком его родные.

Пусть он узнает, кто кому кем доводится, как каждый в семье заботится о

других.

Рекомендуемые задания взрослый может выполнить вместе с ребенком:

Нарисуйте ребёнка, его брата (сестру). Напишите его имя, имя брата

(сестры, имена папы и мамы) под их изображением. Соедини линиями

символы занятий и обязанности с теми членами семьи, которые их

выполняют.

Помогите ребёнку ответить на вопросы:

1. Мне она тетя, а моей маме (сестра).

2. Моему папе он папа, а мне (дед) .

3. Моему папе она жена, а мне (мама) .

4. Папе он родной брат, а мне (дядя) .

Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте

ребенку эту радость. Расскажите ему о жизни ваших родителей,

рассмотрите вместе с ним семейный архив.

Приведенные ниже задания помогут вашему ребенку с интересом отнестись

к своей родословной:

Вместе с ребёнком рассмотрите фотографии в семейном альбоме.

Расскажите детям о тех людях, которые запечатлены рядом с вами: кто

они? Как их звали? Чем они занимались?

Вместе с детьми посчитайте, сколько братьев и сестер у каждого из них.

У вас тоже были родители, которые вас любили и воспитывали так же, как и вы своего ребёнка. Кем они приходятся вашим детям?

Родственники – близкие люди. Они поддерживают друг друга и делят все

радости и горести. Поэтому если кто-то из родственников поступает плохо,

то люди осуждают не только этого человека но и всех его близких. Нужно

стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени

своей семьи, своего рода.

Попробуйте вместе с ребенком составить генеалогическое древо своей семьи.

Начните с ребенка. Впишите его имя в будущее генеалогическое древо.

Не откладывайте на завтра то, что можно узнать об истории семьи,

особенно, если эту информацию хранят люди преклонного возраста.

Средний возраст

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Профессии».

Цель: расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Ход игры: Участникам предлагается по очереди назвать профессии, которые они уже знают и инструменты которые нужны людям этих профессий, затем пробовать соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (воспитатель – воспитывает, строитель — строит и т. д.).

Дидактическая игра «Разрезные картинки» (профессии)

Цель: включение ребёнка в раннюю профориентацию.

Задачи:

-формировать представления о трудовых функциях людей, орудиях труда, инструментах.

-учить правильно собирать изображение из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального изображения, действовать путём прикладывания.

-закреплять представления детей о рабочих профессиях и их значимости.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож). Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Красить комнаты пора. Пригласили. (маляра).

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц. (дрессировать).

Каждый день газету в дом нам приносит. (почтальон).

На глазах у детворы крышу красят. (маляры).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня. (медсестра).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел).

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает. (столяр)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья. (плотник)

Дидактическая игра «Кто старше?»

Задачи: Сравнить, кто старше/ младше (составление сложносочиненного предложения с союзом «а»): папа – сын (папа старше, а сын младше), папа – дедушка, дядя – племянник, внук – дедушка. Ход игры. С помощью знаков «больше или меньше» ребенок рисует маркером на доске, рядом с каждой картинкой.

Дидактическая игра «Родственные отношения»

Дидактическая задача – разложить картинки по возрасту ее персонажей (дочка, старший брат, мама, папа, бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка)

Методические рекомендации: целесообразно предварительно договориться, что в семье папа чаще бывает хотя бы ненамного старше мамы.

Пальчиковые игры.

«Дружная семейка»
Этот пальчик большой —
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжать руку в кулак несколько раз.)

Пальчиковая игра "Гости":

Ладони сомкнуты,пальцы вытянуты и прижаты друг к другу.

- Мама,мама! Постучать мизинцами четыре раза друг о друга

- Что, что, что? Постучать указательными пальцами три раза

- Гости едут! Постучать мизинцами

- Ну и что? Постучать указательными пальцами

- Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды

перекрещиваются с теми же пальцами другой руки,

обходя их то справа, то слева. Указательные и

мизинцы вытянуты

-Чмок,чмок,чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по

(Гости целуются) тем же пальцам другой руки. Указательные и

мизинцы вытянуты

Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок,чмок,чмок) повторяются дважды.

"Строим дом"
Мы строгали, мы строгали,
(движения руками вправо-влево)
Доски гладенькими стали,
(движения ладонями)
Мы пилили, мы пилили, 
Чтобы ровненькими были.
(движения ладонями, пилят)
Мы сложили их рядком,
(соединяют ладони вместе)
Прибивали молотком.
(стучат кулачком по кулачку)
Получился птичий дом.
(показывают дом ладонями)
Мы на улицу идем,
(шагают на месте)
Высоко его прибьём.
(поднимают руки вверх)
Чтобы птицы залетали, а котята не достали.
(грозят пальчиком)


«Кто живет в моей квартире»

Раз- два- три-четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз- два- три-четыре-пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я — вот и

вся моя семья!

Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо»

Немного истории.

В нашем современном мире мало кто из родителей и детей знает свою родословную. А ведь история семьи занимает значительное место в жизни человека. Ведь многие семейные праздники или традиции происходят из далекого прошлого, то есть от предков.

С точки зрения психологии и педагогии, человек не знающую свою родословную, как чистый лист, он не имеет никаких представлений о семейных ценностей, традициях.

Семья для ребенка - это среда, с определенными условиями для его физического, психического и умственного развития. Для создания благополучной среды, для развития ребенка и укрепления семьи, можно использовать такую форму работу, как составления родословной (генеалогического дерева, где можно привлекать, как старшее поколение так и младшее.

Термин "родословие" использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом "генеалогия".

В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни составил А. Н. Афанасьев.

Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.

Ведением родословных книг занималось государство ещё в 15 веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц.

Правила составления родословной (генеалогического дерева).

В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная.

Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т. е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий "род" и "фамилия".

Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии.

Нисходящую родословную, которая интересует нас, начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам.

Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков.

Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое древо.

Родословное древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины:

• родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;

• род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;

• предки – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;

• поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;

• обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;

• традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Как создать яркий образ родословной.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль.

Так как в творческом процессе будут участвовать дети, то их вряд ли заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа.

Очень важно, чтобы первую беседу о семье провели с ребенком его родные.

Пусть он узнает, кто кому кем доводится, как каждый в семье заботится о

других.

Рекомендуемые задания взрослый может выполнить вместе с ребенком:

Нарисуйте ребёнка, его брата (сестру). Напишите его имя, имя брата

(сестры, имена папы и мамы) под их изображением. Соедини линиями

символы занятий и обязанности с теми членами семьи, которые их

выполняют.

Помогите ребёнку ответить на вопросы:

1. Мне она тетя, а моей маме (сестра).

2. Моему папе он папа, а мне (дед) .

3. Моему папе она жена, а мне (мама) .

4. Папе он родной брат, а мне (дядя) .

Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте

ребенку эту радость. Расскажите ему о жизни ваших родителей,

рассмотрите вместе с ним семейный архив.

Приведенные ниже задания помогут вашему ребенку с интересом отнестись

к своей родословной:

Вместе с ребёнком рассмотрите фотографии в семейном альбоме.

Расскажите детям о тех людях, которые запечатлены рядом с вами: кто

они? Как их звали? Чем они занимались?

Вместе с детьми посчитайте, сколько братьев и сестер у каждого из них.

У вас тоже были родители, которые вас любили и воспитывали так же, как и вы своего ребёнка. Кем они приходятся вашим детям?

Родственники – близкие люди. Они поддерживают друг друга и делят все

радости и горести. Поэтому если кто-то из родственников поступает плохо,

то люди осуждают не только этого человека но и всех его близких. Нужно

стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени

своей семьи, своего рода.

Попробуйте вместе с ребенком составить генеалогическое древо своей семьи.

Начните с ребенка. Впишите его имя в будущее генеалогическое древо.

Не откладывайте на завтра то, что можно узнать об истории семьи,

особенно, если эту информацию хранят люди преклонного возраста.

Старший возраст.

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Дружная семья»

Цель игры: рассмотреть вместе с детьми всех членов семьи, с помощью наводящих вопросов (кто это) способствовать тому, чтобы дети называли всех членов семьи, располагали картинки на пальчики ладошки.

Спрашивайте ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру (если таковые имеются).

Предложите ребенку рассказать, какая мама? (Добрая, красивая, хорошая.)

Какой папа? (Высокий, строгий, красивый.) Какая бабушка? (Старенькая, добрая).

Дидактическая игра «Чем можно порадовать маму»

Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.

Материал: мячик.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.

Дидактическая игра «Назови ласково» 

Задачи: Закрепление образования слов с уменьшительно – ласкательным значением. Ход игры. Ребенок выкладывает на магнитной доске картинку и описывает одного из члена семьи и подбирает прилагательные, отвечая на вопросы: какой? какая?

Игра «Образуй отчество»

Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.

Ход игры. Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Как и почему появились у людей имена»

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о праве каждого на собственное имя.

Задачи:

  • Расширять представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу и о праве каждого на собственное имя. Способствовать формированию у детей представления о том, как появлении у людей имена и фамилии.
  • Создать условия для активизации речи - умения выражать свои мысли, отвечая на вопросы воспитателя полным ответом. Развивать фонематическое восприятие. Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к другим людям, потребность их называть по имени. Способствовать осознанию чувства собственного достоинства.

Материал: картинки с изображением людей в разные исторические периоды, пластилин, мяч.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель Мальчик подойди ко мне, пожалуйста. Нет, не ты, я не тебя приглашаю. (Повторяет несколько раз). Почему вы меня не понимаете?

(Дети подсказывают что воспитатель забывает назвать имя того к кому обращается.)

Звучит загадка

И у бабушки есть
И у дедушки есть
И у мамы есть
И у папы есть
И у внучки есть
И у лошадки есть
И у собачки есть
Чтобы его узнать
Надо вслух назвать
(Имя)

Воспитатель. А как же появились имена? Хотите узнать об этом?

- Сегодня я расскажу вам интересную историю о происхождении у людей имен и фамилий.

- Давным-давно, когда люди жили в лесу племенами, они все вместе ходили на охоту и добывали себе пищу, вечерами собирались у костра, ели мясо, потом пели и слушали песни своих соплеменников. Дети сидели рядом и наблюдали за взрослыми, и очень хотели вырасти, что бы их тоже называли “Острым глазом” или” Белой ланью”, как и взрослых из их племени.

Воспитатель показывает детям картинку, на котором изображены индейцы.

- Потом люди вышли из леса и стали организовывать свои государства и страны. Появились богатые и бедные-рабы. Богатым стали давать красивые имена, а рабам вообще не давали никакого имени.

Воспитатель показывает картинку с изображением богатых рабовладельцев и рабов.

- Сейчас мы бы сказали, что право человека на имя нарушалось, а как выбирали имена в старину в нашей стране? Наши предки носили имена, которые теперь называют старорусские или старославянские: Вера, Владислав, Глеб, Мстислав, Любомир. Имена, которые оканчивались на Слав, Мир, давали только знатным людям-князьям. К выбору имени они относились очень ответственно. Желали видеть своего ребенка рослым, сильным, крепким, милым. Отсюда и такие имена Людмила-милая людям. Радомир-радующий мир.

Позже к нам пришли греческие, арабские, и латинские имена. Часто имена стали выбирать по святцам - это церковная книга, в которой перечисляются церковные праздники и имена святых. Например, если девочка родилась 25 января, ей по святцам присваивали имя Татьяна, так как “25 января Татьянин день”.

Людей на земле очень много!

Сколько же нужно имен, чтобы каждый получил свое неповторимое.

Поэтом люди, живущие в разных странах, стали немножко изменять одно и то же имя, например, в России Лиза, а в Англии Элиза.

Если мальчика в России зовут Иван, то в Грузии Вано, а в Армении-Аванес. По имени можно догадаться о национальности этого человека.

Но все равно много людей с одинаковыми именами. Как быть? Как выделить человека, чтобы люди обращались именно к нему? Для этого люди и придумали фамилии. И стали одной фамилией объединять целые семьи.

Воспитатель организует игру: “Как тебя зовут”.

Дети встают в кружок и, передавая мяч, называют друг друга по имени.

Затем воспитатель предлагает слепить из пластилина первую букву имени. Для этого дети произносят свои имена, выделяя при этом первый звук и лепят букву соответствующую звуку. Например, Илья - выделяется звук “И”, затем лепит эту букву.

Рефлексия.

Воспитатель включает плавную музыку, предлагает детям закрыть глаза и представить себе, на что по похоже их имя и какие в нем есть цвета

Дети отвечают на вопросы воспитателя. Затем выбирают изобразительные материалы для изображения своего имени и приступают к рисованию.

НОД «Мой дом, моя семья»

Цель: воспитание любви и уважение к членам своей семьи.

Задачи:

• Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья»«родственники».

• Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных.

• Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

• Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

• Прививать потребность радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.

• Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт и уют в помещениях.

• Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей;

• Развивать творческие способности.

Материал: фигурки членов семьи, рисунки детей, мяч

Оборудование:

Компьютерная презентация «Мой дом, моя семья», кукла.

Заготовки для изготовления ромашки, сердца, ножницы, клей, стразы, краски, карандаши, пластилин, киндер яйца, схемы для выполнения работ. Музыка для проведения динамической паузы.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Ребята, у нас сегодня гости и давайте поздороваемся с ними!

Звенит колокольчик и дети встают в круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Теплота от наших рук побежит вокруг, вокруг

День начнется с теплоты, теплоты и доброты».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и это все идет от меня к вам и по кругу возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, к нам в гости пришла девочка Женя, она просит нас помочь разгадать ребус. (Слайд1)

Поможем девочке? (да)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «Я»-

И получится? (Семья)

Ребята, а как вы думаете почему 7Я? (ответы детей)

Правильно ребята, послушайте стихотворение.

Семья

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

2. Ребята, а Женя хочет пригласить нас к себе в гости и познакомить со своей семьей. (Дети рассаживаются на стульчики) (Слайд 2)

А живет она в этом красивом доме (дом на экране проектора). Чтобы узнать с кем живет Женя вам надо отгадать загадки (при правильных ответах в окнах дома появляются картинки членов семьи)

Загадки:

Перед сном надев пижаму,

Почитать мы просим (маму)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

И подскажет как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый (папа)

Кто веселый карапузик-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой (братишка)

Самый старший он в семье,

Самый мудрый во дворе,

Голова вся в седине,

А встает он заре. (дедушка)

Вот мы и познакомились со всеми членами семьи Жени. А что такое семья?

Семья – это дружный коллектив родственников, а родственники - это самые близкие люди. Это бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра. А еще этих

родственников можно назвать словом «родня», значит родные друг другу люди.

Женя предлагает поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний»(Слайд 3)

Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Сестра, продавец, бабушка, брат.

Дворник, брат, папа, дедушка.

Дедушка, папа, водитель, отец.

Молодцы!

Девочка Женя приглашает нас пройти в дом. Когда мы заходим, то попадаем в какую комнату, как она называется? (Прихожая) (Слайд 4)

Какую мебель мы видим в этой комнате?

Стоит в коридоре у всех на виду,

Пальто и шляпу в нее положу,

Для всей семьи пригожая,

Названье ей (прихожая)

Дети называют предметы мебели и объясняют, для чего они нужны.

Дальше мы проходим в следующую комнату. (Слайд 5)

Отгадайте загадки:

Смотрят тут телепрограммы

Дочка, сын и папа с мамой.

Мягко светит абажур,

В кресле кот поет: "Мур-мур!" (Гостиная)

Как называется эта комната? (Гостиная, зал.)

А какая мебель находится в гостиной и для чего она нужна?

Он на месте стоит, на нём дедушка лежит. (Диван)

Похожа издали на мяч, висит под потолком,

Но словно мяч не мчится вскачь, а светит огоньком. (Люстра)

Глядя на экран в квартире,

Видим, что творится в мире.

(телевизор)

Воспитатель: Теперь пройдем в следующую комнату. (Слайд 6) В этой комнате чаще всего проводят время мама и бабушка, они готовят нам обеды. А какие предметы домашнего обихода здесь находятся?

Даже и в июльский зной

В нём морозно, как зимой.

(холодильник)

Закипает изнутри и пускает пузыри. (чайник)

Ведущая: Что еще мы видим на кухне и для чего нужна эта мебель и эти электро-приборы?

(дети перечисляют и объясняют)

Давайте мы с вами тоже поможем вместе с фиксиками.

Физкультминутка «Помогатор»

Воспитатель: Следующая комната –это ванная. (Слайд 7)

Крутит-вертит барабан

Мамина помощница.

В ней простынка, сарафан

Чисто прополощутся.

(стиральная машина)

Чтобы воду мне налить,

Нужно просто кран открыть.

Сколько нужно наливай,

И купайся и ныряй. (Ванна)

Воспитатель: Для чего нам нужна ванная комната?

Материалы и оборудование: иллюстрации, на которых изображены разные

дома; макет дома,; ножницы, кисточка, клей, салфетка.

Дидактическая игра: «Обставь комнату».

Дидактическая игра: «Обставь комнату - Молодцы!

Воспитатель: А теперь пройдём в другую комнату. (Слайд 8) 

Отгадайте, что там стоит?

В каждой спальне он стоит,

И одежда в нем лежит.

Станет он и величав,

Скажем дружно – это (шкаф)

Воспитатель: В какую комнату мы попали? (спальня) Это спальня мамы и папы, а сейчас мы пойдем в детскую комнату, где спят Женя и ее младший братик. (Слайд 9)

День прошел, пора и спать.

Расстелю свою (кровать)

Какая мебель еще есть в комнате и для чего она? (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно шкаф и полочки нужны для того, чтобы все вещи лежали на своих местах.

А вы, ребята, следите за порядком в своей комнате? (ответы) Какие приборы в доме помогают делать уборку? (дети перечисляют)

Ребята, а вы всегда слушаете своих родных и стараетесь их не огорчать? (ответы) Женя говорит, что она тоже очень любит своих родных и старается их не огорчать, но иногда случается, что у нее не получается это, давайте сядем на ковер в ее комнате и поможем ей разобраться в ее поступках, а поможет нам игра «Солнышко и дождик» (Слайд 10)

Я буду называть ситуации, которые произошли с Женей, да и могут произойти в каждой семье и поможем ей разобраться, когда она огорчает своих родных, а когда радует, если эти поступки вызывают положительные эмоции, радость, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, огорчение, то тучку. Договорились (да) Ну тогда слушайте внимательно:

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку.

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Разбили чашку;

-Вымыли посуду;

Молодцы!

Теперь Женя будет задумываться над своими поступками, чтобы не огорчать своих родных.

Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Поэтому во все времена народ составлял пословицы и поговорки о семье, доме. (Слайд 11) Давайте мы с вами вспомним пословицы. Сейчас я буду называть начало пословицы, а вы закончите.

• Моя семья – моё богатство!

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• В дружной семье и в холод тепло.

• При солнышке тепло, а при матери добро.

• Мой дом – моя крепость.

• Семья в куче, не страшна и туча.

• У кого есть бабушка и дед, тот не знает в жизни бед.

Пословицы учат нас ценить свою семью.

Сегодня мы с вами побывали в гостях у девочки Жени, познакомились с ее дружной семьей и я предлагаю сделать в подарок ее семье за ее гостеприимство ромашку, как символ семьи, любви и верности. (Слайд 12) Белый цвет, как символ чистоты, желтое солнышко, как символ домашнего тепла, объединяющее лепестки в крепкую семью.

Сердце, как символ любви в семье любви, верности и преданности друг к другу. (Слайд 13) Настоящая семья- это больше, чем просто родственники, это особое отношение друг к другу, любовь и взаимоуважение. Сегодня у нас будут работать несколько центров, в которых вы сможете проявить свое творчество. В центре изобразительной деятельности я предлагаю нарисовать в подарок портрет семьи, для этого вы можете использовать раскраски или сами изобразить семью Жени. В творческих центрах вы сможете сделать в подарок маленькому брату Жени игрушки, используя пластилин и яйца от киндер сюрприза, еще можете сделать ромашку и сердечко, как символ крепкой и дружной семьи. А чтобы ваши пальчики были послушными давайте их разомнем.

Пальчиковая игра «Дружная семья».

Дети поочередно загибают пальцы в кулак.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вместе - дружная семья!

Дети расходятся по центрам и работают.

Итог: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? О семье! Хотелось бы закончить наше занятие строками из стихотворения.

Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу,чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья

 

Пальчиковые игры

"Как у нас семья"

Как у нас семья

Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

"Мой дом"

В нашем доме все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший- это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Это мама Маша,

Это папа Саша,

Это брат Юра,

Это сестра Даша.

"Пальцы - дружная семья"

Пальцы - дружная семья, друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний - наш мизинец, малышок!

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять. (Каждый палец руки соединяем поочередно с большим).

"Семья могучая"

 В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой) 

Жила семья могучая: (Сложить ладони в "замок") 

У них был дом огромный (Соединить пальцы - "крыша")

 И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба)

 Из трубы в колечки дым - («Колечки» из пальцев) 

Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами).


Консультация для родителей «Куда пойти с ребёнком

в выходной день»

Уважаемые родители!

Наступает выходной деньКуда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

Раз и навсегда решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!

Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

Интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи.  Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.

Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.

Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.

Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки.  

Например: игра в бирюльки, лапта.

Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно.  Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.

Желаем Вам удач, уважаемые родители!

Приятных выходных Вам и Вашим детям!


Консультация для родителей «Роль отца в семейном воспитании»

Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера.

А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.

Как показывают социологические и психолого-педагогические исследования последних летроль отца в семейном воспитании претерпела значительные изменения, причем в лучшую сторону, по сравнению с ролью матери. Несколько десятилетий назад обязанности отца заключались преимущественно в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности, тогда как сегодня оба супруга обеспечивают семью материально.

Психологи отмечают, что современные папы глубже переживают интимность семейной жизни, чем отцы прошлых десятилетий, большинство из них достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, умеют сгладить "острые углы" внутрисемейных отношений, уйти от ссоры.

Современные отцы более изобретательны, поэтому от них исходит инициатива усовершенствования быта, организации семейного досуга. Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем это было ранее, что благоприятно влияет на детское развитие. Но все эти замечательные качества могут и не проявиться, если их не ценят, не одобряют, не стимулируют главу семьи другие ее члены. И тогда мужчина как отец не реализует себя в полной мере.

Традиционно отцу в семье отводится в первую очередь дисциплинирующая роль. Не секрет, что основой нравственного воспитания многие считают страх отцовского наказания. Научные исследования свидетельствуют о наличии обратной связи между строгостью отца и нравственностью сына: запреты отца действуют только на фоне отцовской любви, а сыновья суровых отцов бывают лишены способности к сочувствию и состраданию.

Одним из важнейших условий становления личности является осознание себя представителем определенного пола. В развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

В повседневном общении с дочерью и сыном он по-разному реагирует на поведенческие проявления: у мальчика поощряет активность, решительность, выносливость; у девочки– приветствует мягкость, нежность, хвалит за участие в приготовлении обеда.

Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Его любовь дает ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене и окружающим.

Мальчику необходим постоянный контакт с мужчиной. Наблюдая за взрослыми, мальчики безошибочно выбирают жесты, движения и манеры, присущие сильному полу. И в первую очередь копируют поведение своего папы. Если отец хочет, чтобы его ребенок вырос настоящим мужчиной, он должен проводить с ним больше времени, проявлять понимание, выражать доверие и уважение.

Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой.

Для полноценного воспитания девочек, формирования гармоничного женского характера им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Очень важно показывать дочери, что папа ценит ее мнение, интересуется ее делами, советуется с ней. Не нужно забывать и о таком "важнейшем" для девочки обстоятельстве, как ее внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери, манеру держаться и голос. Отцовское принятие воспитывает уверенность в себе, женское достоинство.

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их разрешения.

Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребенка крайне ценны теплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем просто рождение и материальное обеспечение детей, это ответственность и справедливость, любовь к своим детям и преданность своей семье.

Типология современных отцов

Ученые условно выделяют несколько типов пап: спокойные, уравновешенные, уверенные, властные, тревожные и тоскливые. Учитывая то, что в их поведении всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли отцы выполняют разные, доктор медицинских наук А. И. Баркан предлагает свою типологию современных пап.

"Папа-мама"– это по-матерински заботливый отец, который берет на себя все функции мамы: искупает, накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, он заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме – то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.

"Мама-папа" – папа, который главную заботу видит в том, чтобы угодить чаду. Выступая в роли матери и отца, он безропотно тянет родительскую ношу: заботлив, нежен, перепады настроения ему не свойственны. Ребенок, которому все разрешается и все прощается, удобно "устраивается" на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.

"Карабас-Барабас" – злой, жестокий отец, признающий всегда и во всем лишь "ежовые рукавицы". В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания в качестве профилактики – излюбленный метод воспитания. С таким отцом вполне возможно, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти к родителю.

"Крепкий орешек" – папа, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы тем самым облегчить участь ребенка, когда он не прав.

Отец, живущий в семье, но не чувствующий себя таковым, называется "Попрыгунья-стрекоза". Его идеал – свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него – тяжелая ноша, ребенок – обуза, предмет забот жены. При первой возможности папа этого типа превращается в приходящего.

Любому бросится на помощь, забыв о собственной семье, так называемый "Добрый молодец", "рубаха-парень". На первый взгляд, он и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. В то же время ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

"Ни рыба, ни мясо", "под каблуком"– папа, не имеющий своего голоса в семье, во всем вторящий маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не может перейти на его сторону, чтобы помочь.

Очевидно, что многие из отцов этих типов могут оказывать как положительное, так и неблагоприятное влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Однако отсутствие папы в семье влечет за собой еще более тяжкие последствия.

ПАМЯТКА ДЛЯ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК
     «СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ И ВНУЧЕК»

  1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
  2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания.
  3. Не балуйте их множеством подарков и бесконечным доставлением удовольствия.
  4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
  5. Рассказывайте им чаще о себе, о своём детстве, о своей работе.
  6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
  7. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
  8. Показывайте им примеры доверия, отзывчивости, трудолюбия.
  9. Давайте им трудиться рядом и вместе с вами.
  10.  Говорите с ними, как со взрослыми.
  11.  Не напоминайте им о том, что они ещё маленькие. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
  12.  Будьте, пожалуйста, вежливы, последовательны в общении с внуками.
  13.  Помните, главные воспитатели – родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
  14.  Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
  15.  Умейте планировать радость. Помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности, детской любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с генеалогическим деревом семьи

Жизнь каждого человечка и жизнь его семьи тесно связана с семейными традициями, а значит с народными традициями и обычаями неразрывными узами. Семейные традиции – это постоянное развитие творчества, в...

Генеалогическое древо семьи

Папка-передвижка на тему "Семья"...

Как составить генеалогическое древо семьи?

Памятка поможет раскрыть яркие страницы увлекательной книги о происхождении и жизни предков....

Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо семьи»

Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо семьи»       Воспитатель: Байдалина И.Ю.        Генеа...

Статья "Составление генеалогического древа семьи"

В старину родственные связи берегли, ценили гордились ими и говорили « Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это са...

Генеалогическое древо семьи. Составление родословной.

В старину родственные связи берегли, ценили гордились ими и говорили « Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через это са...