Как развить чуткость, впечатлительность, любознательность дошкольников, раскрывая перед ними современный мир.
статья (старшая, подготовительная группа)

Разуванова Юлия Владимировна

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника». «Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу».

«К прекрасному через прекрасное».

Среди многообразных средств воспитания - воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка, развивает чуткость и впечатлительность. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни.

Как же показать детям красоту природы в условиях уплотненной городской застройки. Администрацией и сотрудниками нашего детского сада была проведена огромная работа по превращению территории учреждения в цветущий оазис среди высотных домов. Дети могут увидеть первоцветы, почувствовать аромат цветущих кустарников, красоту поздноцветущий растений. Понаблюдать путь развития растений от посева семян до уборки урожая.

От красоты природы — к красоте слова. Красота слова, ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова.  Проводя конкурсы чтецов; тематические - «Осень в поэзии», «Россия - Родина моя» или посвященные определенному поэту (Б. Заходеру, К. Чуковскому, С. Маршаку, А.С. Пушкину и др.) мы стараемся развить и красоту чувства, и красоту русского языка, а также творческие способности детей.

В своей работе с детьми мы используем художественное достояние Сухомлинского - его сказки и рассказы. Мы  используем их как на занятии, так и в повседневной жизни, во время бесед, наблюдений. Литературные произведения В. А. Сухомлинского якобы опосредованно, незаметно снаружи, но активно и эффективно воспитывают у детей дошкольного возраста лучшие человеческие чувства душевности и любви ко всему прекрасному, формируют первые навыки человечности в отношениях между личностями. «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка - благородное и ничем не заменено источник воспитания любви к Родине, родному языку. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа »

Традицией нашего сада – стала постановка детских спектаклей по народным и авторским сказкам. Творческий коллектив воспитателей также не устает радовать детей своими спектаклями.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается, прежде всего, в семье.

Детский сад – второй дом для ребенка и для того чтобы он стал «домом радости» «педагоги должны уметь открыть детям окружающий мир так, чтобы каждый кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги». Небольшие, но очень эмоциональные мероприятия в нашем детском саду, помогают в этом: «Фестиваль варенья», «День шоколада», «День улыбок», «День добрых дел», «Чайная дегустация», «Масленица», «Колядки»  и др.

Не забываются в нашем детском саду такие события как «День снятия блокады Ленинграда» и «День победы».

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского с годами не теряет своей актуальности, а открывается все новыми и новыми гранями. Оно касается важнейших педагогических проблем и помогает их решению на уровне требований современной педагогики.

По мнению В.А. Сухомлинского  «Знание вырастают из живого эмоционального опыта ребенка». Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать любознательность ребенка. С 5лет детям нужно открывать больше непонятного, интересного. Чем больше непонятного, тем ярче интерес. У ребенка возникает много "почему?". В такие моменты "ребенок думает, наблюдая, и наблюдает, думая"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развить чуткость, впечатлительность, любознательность дошкольников, раскрывая перед ними современный мир.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника». «Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу».

«К прекрасному через прекрасное».

Среди многообразных средств воспитания - воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка, развивает чуткость и впечатлительность. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни.

Как же показать детям красоту природы в условиях уплотненной городской застройки. Администрацией и сотрудниками нашего детского сада была проведена огромная работа по превращению территории учреждения в цветущий оазис среди высотных домов. Дети могут увидеть первоцветы, почувствовать аромат цветущих кустарников, красоту поздноцветущий растений. Понаблюдать путь развития растений от посева семян до уборки урожая.

От красоты природы — к красоте слова. Красота слова, ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова.  Проводя конкурсы чтецов; тематические - «Осень в поэзии», «Россия - Родина моя» или посвященные определенному поэту (Б. Заходеру, К. Чуковскому, С. Маршаку, А.С. Пушкину и др.) мы стараемся развить и красоту чувства, и красоту русского языка, а также творческие способности детей.

В своей работе с детьми мы используем художественное достояние Сухомлинского - его сказки и рассказы. Мы  используем их как на занятии, так и в повседневной жизни, во время бесед, наблюдений. Литературные произведения В. А. Сухомлинского якобы опосредованно, незаметно снаружи, но активно и эффективно воспитывают у детей дошкольного возраста лучшие человеческие чувства душевности и любви ко всему прекрасному, формируют первые навыки человечности в отношениях между личностями. «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка - благородное и ничем не заменено источник воспитания любви к Родине, родному языку. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа »

Традицией нашего сада – стала постановка детских спектаклей по народным и авторским сказкам. Творческий коллектив воспитателей также не устает радовать детей своими спектаклями.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. Тонкость ощущений человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается, прежде всего, в семье.

Детский сад – второй дом для ребенка и для того чтобы он стал «домом радости» «педагоги должны уметь открыть детям окружающий мир так, чтобы каждый кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги». Небольшие, но очень эмоциональные мероприятия в нашем детском саду, помогают в этом: «Фестиваль варенья», «День шоколада», «День улыбок», «День добрых дел», «Чайная дегустация», «Масленица», «Колядки»  и др.

Не забываются в нашем детском саду такие события как «День снятия блокады Ленинграда» и «День победы».

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского с годами не теряет своей актуальности, а открывается все новыми и новыми гранями. Оно касается важнейших педагогических проблем и помогает их решению на уровне требований современной педагогики.

По мнению В.А. Сухомлинского  «Знание вырастают из живого эмоционального опыта ребенка». Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать любознательность ребенка. С 5лет детям нужно открывать больше непонятного, интересного. Чем больше непонятного, тем ярче интерес. У ребенка возникает много "почему?". В такие моменты "ребенок думает, наблюдая, и наблюдает, думая"

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, нужно учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями. В. А. Сухомлинский

В учебно-воспитательный процесс в детском саду мы используем метод проектов.

В переводе с греческого проект - это путь исследования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность, любознательность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Исследование помогает самостоятельно приобретать знания и тем самым повышают познавательный интерес. Кроме этого метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Темы проектов, которые были реализованы в нашей работе: «Хлеб - всему голова» в ходе этого проекта, дети увидели путь хлеба от зернышка до полки магазина, познакомились с сельскохозяйственными профессиями, орудиями труда, значением хлеба в жизни человека, научились ценить хлеб. Бережно к нему относиться. Самостоятельно замешивать тесто и выпекать изделия из него.

 «История старого чемоданчика» в ходе реализации этого проекта, дети познакомились с предметами, вышедшими из нашего обихода или историю их возникновения.

Во время реализации проектной деятельности мы создаём мини-музеи. Мини – музеи в детском саду - это особое развивающее пространство, созданное с целью приобщения ребенка к миру искусства, расширение ее культурного и национального мировоззрения, формирования жизненной компетентности. Кроме того все экспонаты музея можно и нужно не только рассматривать, но и манипулировать ими. Мини-музеи моря, янтаря, хлеба, посуды, пуговицы, ключей, утюга, самовара.

И в заключении хочется сказать слова В.А. Сухомлинского.

«Все, что мы называем воспитанием, есть большое творчество повторения себя в человеке. Десятки, сотни нитей, духовно связывающих педагога и ребенка, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Педагогов и детей должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в темноте».

Таким образом, педагогическая и литературная наследия В.А. Сухомлинского в условиях модернизации современного дошкольного образования актуальны и заслуживают дальнейшего изучения и внедрения в практику работы педагогов дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сказками развить любознательность дошкольника?

Самое главное — отвечайте на вопросы и не игнорируйте любознательность ребенка. Помните, чем больше он осознает, что его жажда знаний поощряется, тем охотнее будет осваивать новые знания в будущ...

Как развить чуткость, впечатлительность, любознательность дошкольников, раскрывая перед ними современный мир.

laquo;Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника». «Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу».&laq...

Как развить чуткость, впечатлительность, любознательность дошкольников, раскрывая перед ними современный мир.

laquo;Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника». «Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу».&laq...

Как развить чуткость, впечатлительность, любознательность дошкольников, раскрывая перед ними современный мир.

Как развить чуткость, впечатлительность, любознательность дошкольников, раскрывая перед ними современный мир.Подготовила: воспитатель Поколюхина Юлия Олеговна «Верьте в талант и творческие ...

Как развить чуткость, впечатлительность, любознательность дошкольников, раскрывая перед ними современный мир

laquo;Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника». «Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу».&laq...

О роли сказок в воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

О роли сказок в воспитании детейСказка – великая духовная культура народа, которую мы собираемпо крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа....