Как сказками развить любознательность дошкольника?
статья (средняя группа)

Кондратова Ирина Александровна

Самое главное — отвечайте на вопросы и не игнорируйте любознательность ребенка. Помните, чем больше он осознает, что его жажда знаний поощряется, тем охотнее будет осваивать новые знания в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_roditelskiy_portfel_2.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

В  родительский портфель

Как сказками развить  любознательность дошкольника?

Любознательности детей нет предела, особенно с определенного возраста.

— Мама, а котик тоже умывается? А почему собачка хвостом виляет?

Как быть с этим вихрем из самых разных «почему?».

Вопрос и три варианта ответа

Можно отвечать на все такие вопросы серьезно и по существу. Со всеми деталями. Пытаясь адаптировать научную статью под интеллект ребенка. Незадача в том, что ребенок заскучает и начнет докучать новыми вопросами уже к середине вашего рассказа.

Можно отмахнуться, вроде «много будешь знать — скоро состаришься». Не очень педагогически правильно. Ну и, сами понимаете, следующим вопросом будет: «Бабушка задавала слишком много вопросов, поэтому состарилась?».

А можно рассказать сказку — и ребенок получит ответ, который полностью его устроит, и вы займете малыша.

Таких сказок очень много — и народных, и авторских. Наверное, дети всегда были одинаковыми. Разберем, какими бывают сказки-почемучки.

Сказки про небесные светила

Вряд ли есть что-то более загадочное, чем космос и звезды. Даже для взрослого человека, что говорить о детях. Поэтому один из видов сказок-почемучек — сказки, объясняющие астрономические явления.

Что, например, объясняют такие сказки:

· Как появилось Солнце, Луна и звезды.

· Почему происходит смена дня и ночи.

· Почему Солнце и Луна никогда не появляются на небе вместе (мы-то знаем, что такое бывает, но это исключение). Примеры таких сказок: бразильская «Как Луна появилась на небе», африканская «Почему Солнце и Луна поссорились», есть даже папуасская сказка с совсем экзотическим вопросом «Почему на Луне есть пятна».

Сказки о законах природы

Вокруг много всего удивительного — а для маленького человека тем более. Объяснять законы природа банальной физикой и ботаникой пока рановато, поэтому пригодятся сказки.

О чем могут рассказывать сказки такого типа:

· Объяснять природные явления: морской прибой, шум ветра, дождь и снег, грозу.

· Рассказывать «тайны» об очевидных вещах: почему речные камни гладкие, а листья зеленые. Примеры таких сказок: якутская «Почему зима длиннее, а лето короче», карельская «Почему вода в море соленая», чувашская «Почему ель и сосна вечно зеленые».

Сказки об особенностях внешнего вида животных

Многообразие животного мира рождает не меньше вопросов. Второй большой пласт сказок — сказки, объясняющие, откуда у каждого зверя его особенность. Таких сказок очень много — как народных, так и авторских.

О чем может быть такая сказка:

· Почему у зверя что-то большое или маленькое (хвост, лапы, уши, глаза).

· Откуда зверь получил свою «шубку» (полоски, пятна, шерсть, чешуя).

· Как животное получило свою отличительную особенность (рога, хобот, колючки и другие признаки эволюции). Примеры: австралийская «Как у кенгуру появилась сумка на животе», сказка Виталия Бианки «Почему чайки белые», сказка Джоэля Харриса «Почему у Братца Опоссума голый хвост» или народная «Почему у лисы хвост длинный, а у зайца и медведя — короткие».

Вообще тема хвостов, если понаблюдать, одна из самых популярных!

Сказки об особенностях поведения животных

Братья наши меньшие не только любопытно выглядят. Природой в их поведение заложены определенные законы — которые растолковывать малышу иногда просто нет смысла. А порой, сознайтесь, и взрослые не знают, почему природа решила именно так.

О чем повествует такая сказка:

· О периодах активности того или иного зверя (дневные и ночные животные).

· О взаимоотношениях «хищник-жертва».

· О звуках, которые издает определенное животное.

· О месте обитания животного.

· О необычном поведении зверя (сразу вспоминается миф о страусе, в который до сих пор верят многие взрослые). Примеры: китайская сказка «Как собака с кошкой враждовать стали», монгольская «Почему петух поет на заре», литовская «Почему кот моется после еды», корейская «Почему лягушки на озерах и болотах живут» и много других.

Заключение

Жаль, что на вопросы вроде «почему у машины колеса круглые» или «почему телевизору нужно отдохнуть» не придумали сказок — и приходится импровизировать.

Самое главное — отвечайте на вопросы и не игнорируйте любознательность ребенка. Помните, чем больше он осознает, что его жажда знаний поощряется, тем охотнее будет осваивать новые знания в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет

Примерный алгоритм составления психолого-педагогического представления на дошкольника4-7 лет...