Паспорт мини-музея «Народная игрушка»
методическая разработка

Мартынова Анна Ильинична

Описание и план разработки Мини-музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_muzeya.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Когда делаешь кукол, — рассказывают мастера, — откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки… »

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где непопадя то, жди беды.

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней. Учитесь и вы создавать народные куклы. Гордитесь, что приобщаетесь к народным традициям и культуре.

Паспорт мини-музея «Народная игрушка»

Наименование мини-музея: «Народная игрушка».

Профиль музея: познавательный.

Цель: формировать познавательный интерес дошкольников путём использования различных видов наглядности.

Задачи:

- Познакомить детей с народной игрушкой;

- Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;

- Воспитывать интерес к народным промыслам;

- Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;

- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук;

- Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки;

- Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми.

- Воспитывать интерес к созданию музея и бережное отношение к его содержимому.

Разделы и экспонаты:

Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняется новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми. В мини-музее представлены разные виды игрушек: деревянные, соломенные, тряпичные, нитяные.

Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

2. Аспекты музейной деятельности

Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа.

А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».

Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно –исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки.

Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках в групповой комнате.

План работы по созданию мини-музея

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1. Подготовительный этап

1. Педсовет.

2.Консультация с родителями

3.Планирование мини-музея

Сентябрь 2015г

Определение темы и названия.

Выбор места размещения.

Выбор инициативной группы.

2.

Практический этап.

1.Сбор и изготовление экспонатов.

2. Оформление выставки.

3. Индивидуаль

ная работа с детьми и родителями.

Октябрь-Ноябрь 2015г

Создание мини-музея «Народная игрушка»

3.Заключительный этап (подведение итогов)

1.Презентация мини-музея на педсовете.

2.Проведение тематических экскурсий в мини-музее.

3. Проведение интегрированных занятий с использованием метода музейной педагогики.

Ноябрь2015г- Май 2016г.

Презентация «Мини-музей народной игрушки».

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы.

Выставка народных игрушек.

Разработки НОД с использованием метода музейной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы мини – музея «Русская народная игрушка»

В плане указаны темы по которым ведётся работа в музее. Описана работа с детьми и родителями....

Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...

Паспорт мини-музея «Предметы народного быта»

Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совм...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...

Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"

Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...