Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"
учебно-методический материал (старшая группа)

Ляляева Анастасия Сергеевна

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях данного музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursionnaya_rabota_muzeya_russkoy_narodnoy_igrushki.docx615.72 КБ

Предварительный просмотр:

https://i.artfile.ru/5000x2166_1188197_%5bwww.ArtFile.ru%5d.jpg

Экскурсионная работа

в мини - музее

«Русской народной игрушки»

https://cs11.livemaster.ru/storage/topic/NxN/e9/94/71ffc8526a2ec72a86e580ed3b2612f301468l.jpg?h=lD544hddzcAoPG2PD2PFDg

https://www.culture.ru/storage/images/383aefa6dfbed02a8c5925e1ac9ed8df/e87517f0107135a43739450592950e13.jpg

Экскурсионная работа в мини-музее «Русской народной игрушки»

Краткая аннотация:

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях данного музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.

Цель: знакомство с национальной культурой России.

Задачи:

- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: деревянных, тряпичных, глиняных, соломенных;

- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;

- формировать познавательный интерес через музейное восприятие.

- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.

Оборудование для экскурсии:

Перечень экспонатов представлен в каталоге мини – музея.

Продолжительность экскурсии: 25 минут (время экскурсии может изменяться, в зависимости от возраста воспитанников).

Прогнозируемый результат: повысить интерес воспитанников к родной истории, к культуре своего народа; сформировать знания детей о материалах и особенностях росписи русских народных игрушек; привлечь детей к обмену информацией по теме занятия в ходе общения с родителями.

Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста в мини – музей

Ход экскурсии:

Этап экскурсии

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный этап

Педагог – экскурсовод встречает детей в группе.

- Здравствуйте ребята. Проходите сюда, встаньте в полукруг. Сейчас я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.

Дети заходят в группе, становятся в полукруг. Настраиваются на работу.

Вводная часть

- Ребята, внимательно взгляните на эти полки. Что вы видите? Верно, игрушки. В нашей группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с игрушками. Назовите ваши любимые игрушки. (Дети называют свои любимые игрушки).

- Из чего сделаны ваши любимые игрушки? Правильно, современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, металла.

Дети участвуют в вступительной беседе об игрушках, делятся информаций из личного опыта.

Знакомство с музеем и его тематикой

- Ребята, а где вы берёте свои игрушки? Да, покупаете в магазинах. Давным - давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас. Как же ребята обходились без магазинов игрушек?

- Мамы и папы, мастера – ремесленники изготавливали игрушки для детей самостоятельно. Игрушки делали из тряпочек, соломы, из глины и дерева. Ребята, такие игрушки не продаются в магазинах, наши мамы их не делают. А как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время? Верно, на выставках, в музеях.

- Кто знает, что такое музей? Это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и даже игрушки – экспонаты.

Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в «Музей русской народной игрушки». Этот музей необычный, в нем можно будет брать игрушки в руки, рассматривать и даже играть с ними. В музее столы называются – стендами, а игрушки – экспонатами. Что такое русская народная игрушка? Почему она так называется? (Ответы детей).

- Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Прежде, чем начать нашу экскурсию, давайте вспомним правила поведения в музее.

Участие детей в беседе о музее, его предназначении и тематике.  

Основная часть

1. Правила поведения в музее)

- А кто из вас был в музее? Поднимите руки. Как вы думаете, как надо себя вести в музее?

Правила поведения в музее:

  • Не кричать, не шуметь, не мусорить.
  • Экспонаты в музее следует брать только с разрешения экскурсовода.
  • Громко разговаривать недопустимо.
  • Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой.

Совместно с педагогом дети вспоминают правила поведения и посещения музея.

2. Экскурсия

- Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».

Педагог предлагает пройти к первой полке или столу – стенду.

1) Демонстрация глиняных игрушек

- Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы? Это дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки.  Кого вы узнали?

- Верно,  барышню, оленя, петушка и т.д. Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки? Из глины. Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Все игрушки сделаны из глины, а чем они отличаются? Верно, узорами и цветами. Обратите внимание на коня с желтыми, зелёными и красными полосками. Это филимоновская свистулька.

- Какие элементы узора вы видите на дымковских игрушках?

- Колечки, кружочки, волнистые линии. Для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры. Каргопольские мастера чаще изображали сюжеты: например, чаепитие или женщина с младенцем в руках или персонажа сказки.  

Далее педагог предлагает пройти к следующему стенду.

2) Демонстрация тряпичных игрушек.

- А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки? Из тряпочек.

- Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка столбушка.

- Какой куколке можно спеть такую колыбельную песенку? Кукле пеленашке.

- Куклу - пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от злых духов. (Демонстрация куклы). Кукла - столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла - столбушка передается от матери к дочке. А вы заметили, что куклы чем - то необычны?

- У кукол нет лица. Считалось, что если у куклы нет лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.

3) Демонстрация соломенных кукол.

Обратите внимание на следующих кукол. Они довольно хрупкие. Как вы думаете, что это за материал? Верно, это солома. Собирая злаки для пропитания, люди после обработки зерна обязательно оставляли для хозяйских нужд солому. Из нее делали домашнему скоту подстилки, покрывали крышу домов, использовали в качестве корма и создания игрушек. Соломенные куклы делали для игр детей, а также для различных обрядов на праздники (Масленица).  Каждый хозяин старался сделать вещи из соломы не только практичными и удобными в использовании, но и красивыми внешне, желая превзойти мастерством соседей и односельчан.

4) Демонстрация деревянных игрушек.

Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Разрумянилась немножко

Наша русская…(матрешка)

Педагог убирает платок с игрушек.

- Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки? Матрешка разнимается на две половинки.

- Скажите, из какого материала сделаны матрешки? Какие узоры видите на них? Из дерева. Трава, листочки, цветы.

- Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Выбирали липу, ольху, березу. Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигуры обрабатывают шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Впервые изготовил чудесную русскую игрушку мастер Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна».

Рассматривание и слушание рассказов об особенностях русских народных игрушек.

Творческая деятельность

- Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую. Посмотрите, у этих матрешек мастер забыл украсить сарафаны. Давайте поможем ему выполнить узоры на сарафанах.

(Педагог показывает разукрашенный силуэт матрешки).

Педагог. У меня получилась вот такая матрешка, а вы можете нарисовать свои узоры.

- У вас получились замечательные матрешки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших куколок. Я попрошу каждого из вас придумать имена для своих матрёшек.

Самостоятельная деятельность детей по росписи матрёшек.

Итог экскурсии

- Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».

- Давайте присядем на коврик и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали? В русском народном музее. Что вы можете рассказать родителям об этом музее?

- Да, вы видели русские народные игрушки (глиняные, деревянные, тряпичные и соломенные).

- Что вам понравилось больше всего?

- Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.

Совместно с педагогом дети подводят итоги экскурсии.

Ляляева А. С. МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект В мини - музее «Народная игрушка»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству остается на сегодняшний день особенно актуальной. Дошкольники должны знать историю своего народа, его обычаи, традиции, к...

Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...

Мини-музей "Народная игрушка"

Задачи:•Прививать любовь к творчеству через народную игрушку;•побуждать ребенка к исследованию, фантазированию;•выработать правильную методику общения ребенка с народной игрушкой;•внедрить в работу с ...

Мини-музей народная игрушка

презентация проекта...

мини музей "Народная игрушка"

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по па...

Экскурсионная работа мини - музея "Русской народной игрушки"

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с дошкольного возраста. При э...

Перспективный план работы мини-музея "Народная игрушка"

Планирование на средний, старший и подготовительный возраст в соответствии с темами недель....