Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа) на тему

Сивкова Евгения Тимофеевна

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого ,в мир творца.

Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни.

                                    В этом суть музейной педагогики

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Слайд 1

Внедрение в образовательный процесс  инновационной технологии «Музейная педагогика»  посредством реализации долгосрочного  проекта

«Создание мини-музея  « Народная игрушка»

                                           

                                             Слайд 2

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,

историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого ,в мир творца.

Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни.

                                    В этом суть музейной педагогики.

Кроме того, сегодня музей становится средством приобщения человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий. 

Но для проведения музейных занятий, необходимо непосредственное тесное взаимодействие д/сада и музея.

К сожалению, на данный момент активные контакты музея и д/садов затруднены, не развита модель доверительных отношений. Музеи не имеют лицензий на ведение образовательной деятельности, поэтому реализация музейных занятий носит эпизодический характер. Музей редко выступают инициаторами реализации музейной педагогики, инициатива исходит от нас, воспитателей.

                                             Слайд 3 

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Концептуальные задачи музейной педагогики в образовательном пространстве дошкольников:

  • Развивать у дошкольников основы музейной культуры;
  • Расширять детский кругозор, открывать возможности для самостоятельной исследовательской  и продуктивной деятельности;
  • Воспитывать патриотическое отношение к своему Отечеству, любовь к родному краю , сохранять традиции;
  • Обогащать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.

 

                                         Слайд 4 

                               Особенности мини-музея

❖Ребенок –активный участник оформления экспозиции музея.

❖Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей

Идея создания нашего  мини-музея возникла по нескольким причинам:

-наш детский сад находится далеко от центра города, поэтому организовывать экскурсии в музеи, картинные галереи очень сложно. Да и выставки не везде рассчитаны на дошкольников, они организуются без учёта возраста.

-детский сад после капремонта и в методическом кабинете недостаточно наглядного материала по народным игрушкам, промыслам, народным росписям.

                                    Слайд 5 

Исходя из этой идеи развития ребенка  посредством народной культуры, в рамках технологии «Музейная педагогика» нами разработан долгосрочный проект «Народная игрушка».

Проведя опрос в нашей группе, мы выяснили, что не все дети были в музее, многие не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей в этом возрасте в музей.

В нашей группе мини-музей  «Народная игрушка» родился с малого – с уголка, затем выставки, посвященной декоративно – прикладному искусству. К обсуждению мы приглашали и родителей. С их помощью мы и пополняем свой музей.

По мере накопления экспонатов возникла необходимость в отдельном кабинете. Все вопросы, связанные с организацией музея, его ведением, были поставлены на повестку дня на педагогическом совете. Руководство и коллеги очень ответственно подошли  к оформлению, изготовлению экспонатов, методических пособий,  вложив свои материальные средства и собственные силы.

Программа , по  которой работает в наш д/сад, предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, а наличие собственного музея позволяет полнее решить эту задачу. Кроме того в условиях детского сада (9 групп) мини-музей станет центром культурно-эстетического развития ребёнка. 

           

                                       Слайд  6

Планируемые результаты (согласно целевым ориентирам ФГОС  ДО )

- Ребенок  инициативен, любознателен, стремится к получению новых знаний, эмоционально отзывчив, уважает старших;

- Обладает устойчивым интересом к истории и традициям создания народной игрушки;

- Совершает простейшие интеллектуальные операции : обобщение, классификация, сравнение;

- Действует по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

- Понимает эстетическую ценность образцов народного творчества (описывает средства выразительности : цветовое оформление игрушки, расположение элементов узора);

- Владеет ручной ловкостью и умелостью;

- Обладает волевыми усилиями , доводит работу до конца.

                         Слайд 7

Формы работы в мини-музее

  • НОД;
  • Театральные представления, досуги, развлечения;
  • Организованное наблюдение;
  • Экспериментирование;
  • Беседы, экскурсии;
  • Самостоятельная деятельность детей (СРД, СИД);
  • «Творческая мастерская (или гостинная)» с родителями.

План работы в музее координируется  с ежемесячной циклограммой и  годовым планом работы детского сада.
В план включены занятия, праздники, экскурсии.

У нас достаточно часто проходят досуги, развлечения,  театрализованная деятельность. Мы совместно с детьми выполняем коллективные творческие работы.  

Ещё один  наиболее эффективный подход в «музейной педагогике» - это «истории с продолжением», когда после полученной информации, дети включаются в продуктивную деятельность, передавая свои впечатления в рисунках,  аппликации, лепке, других творческих работах,  из которых потом формируются выставки в группе и мини-музее детского сада.

Организация разнообразных по структуре и видам занятий обеспечивает не только качественное усвоение знаний о музее, музейном предмете, музейной экспозиции, но и способствует  формированию личностных качеств- общительности, доброжелательности, эмпатии, рефлексии, понимания, доверия, дружелюбия.

                             

Существует безграничное множество методов и способов, главное правильно сочетать их для лучшего качества проведения занятия, избегая монотонности и «сухости» изложения материала.

В целом же характер учебной деятельности, которую мы ведем в условиях музея, достаточно разнообразен: от узнавания о существовании каких-то предметов до соотнесения этой информации с известными фактами.

 В своей работе мы широко используем различные вспомогательные средства.

Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Бабой Ягой, и др.

Они помогают по-другому сформировать интерес и доступно донести до детей материал. 
Для работы с детьми по ознакомлению с отдельными экспонатами, проводимого вне музея, в будущем, мы хотим ввести постоянно действующего персонажа - ТЁТУШКУ – ЗАТЕЙНИЦУ. В зависимости от содержания занятий она может становиться и мастерицей, и сказочницей, и певуньей, и хранительницей народных обычаев.

Как еще можно внедрить технологию музейной педагогики в образовательный процесс?

Творческая гостиная.

– Встречи с творческими людьми: художниками, музыкантами, поэтами и т.д 
– Экскурсии для родителей.
– Семинары и мастер – классы, для детей с родителями под руководством педагогов детского сада по направлениям: нетрадиционное рисование, бумагопластика, флористика, тестопластика, поделки из природного и бросового материала.

Создать студию «Город мастеров».

В музее можно проводить интегрированные и нетрадиционные формы занятий с детьми по ручному труду, кружковую работу с детьми одарёнными или проявляющими большой интерес к художественно-продуктивной деятельности.

                                Слайд 8

Музейные экспонаты мы стараемся подбирать по таким принципам:

  • Принцип интеграции: где содержание музея позволяет нам познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, культурой и т д.
  • Принцип деятельности: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее; рисование картин, изготовление глиняных игрушек, роспись поделок, игра с народными игрушками.
  • Принцип культуросообразности: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к социуму).
  • Принцип гуманизации: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
  • Принцип разнообразия: У нас в планах : пополнить музей разнообразными экспонатами, Народные игрушки – глиняные игрушки (дымка, филимоново, каргополь), деревянные (матрёшки, богородские); а в области «Декоративно-прикладное искусство» – посуда, игрушки и разнообразные предметы представляющею хохлому, городец, гжель, жостово, писанки.
  • Принцип экологичности: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
  • Принцип безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея.
  • Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
  • Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Залог успешного и востребованного хорошего мини-музея – его интерактивность . 

Детям разрешаем рассмотреть вблизи игрушку, некоторые экспонаты – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей его создания, легче усваивают материал.

В обычном музее, ребёнок,  лишь пассивный созерцатель, так как в настоящих музеях, экспонаты нельзя трогать, а в нашем музее, не только можно, но и нужно.

Здесь ребёнок – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители.

                                   Слайд 9

Мы разработали  следующие «Правила поведения в музее» :

  • В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
  • Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
  • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
  • Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
  • Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

Мини-музей рассматривается нами как место систематизированного собрания предметов, несущих информацию об истории, традициях, мастерах, канонах того или иного времени. 

Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей

                   Слайды  10 - 25

Этапы реализации долгосрочного проекта  «Мини-музей  «Народная игрушка»»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея «Народная игрушка»» воспитатель Сивкова Евгения Тимофеевна МАДОУ №9 Детский сад «Калинка»

Слайд 2

Музейная педагогика – инновационная технология

Слайд 3

Концептуальные задачи музейной педагогики в образовательном пространстве дошкольников: Развивать у дошкольников основы музейной культуры; Расширять детский кругозор, открывать возможности для самостоятельной исследовательской и продуктивной деятельности; Воспитывать патриотическое отношение к своему Отечеству, любовь к родному краю , сохранять традиции; Обогащать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Слайд 4

 Ребенок –активный участник оформления экспозиции музея.  Мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей . Особенности мини-музея

Слайд 5

Наш мини-музей «Народная игрушка»

Слайд 6

Планируемые результаты (согласно целевым ориентирам ФГОС ДО ) Ребенок инициативен, любознателен, стремится к получению новых знаний, эмоционально отзывчив, уважает старших; Обладает устойчивым интересом к истории и традициям создания народной игрушки; Совершает простейшие интеллектуальные операции : обобщение, классификация, сравнение; Действует по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности; Понимает эстетическую ценность образцов народного творчества (описывает средства выразительности : цветовое оформление игрушки, расположение элементов узора); Владеет ручной ловкостью и умелостью; Обладает волевыми усилиями , доводит работу до конца.

Слайд 7

Формы работы в мини-музее: НОД; Театральные представления, досуги, развлечения; Организованное наблюдение; Экспериментирование; Беседы, экскурсии; Самостоятельная деятельность детей (СРД, СИД); «Творческая мастерская» с родителями.

Слайд 8

Музейные экспонаты подобраны по принципам : Принцип интеграции : где мы знакомим детей с разными областями человеческой деятельности: историей, культурой и т д . Принцип деятельности : музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды изодеятельности . Принцип культуросообразности : музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям . Принцип гуманизации : музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Принцип разнообразия : экспонаты разнообразные по форме, содержанию, размерам. Принцип экологичности : все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей. Принцип безопасности : нет угрозы здоровью дошкольника. Принцип непрерывности : музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок. Принцип партнёрства : музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Слайд 9

Разрешается экспонаты трогать руками и играть ими! Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой. Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры. Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами. Правила поведения в музее

Слайд 10

Этапы реализации долгосрочного проекта «Мини-музей «Народная игрушка»»

Слайд 11

Подбор методического материала

Слайд 12

Картотека народных промыслов

Слайд 13

Знакомство с народной игрушкой

Слайд 14

Дидактические игры «Подбери узор» «Четвертый лишний» «Разрезные картинки » «Барышня наряжается»

Слайд 15

Технологические карты

Слайд 16

Для самостоятельной работы детей Дымковская игрушка Филимоновская игрушка

Слайд 17

Наша мастерская

Слайд 18

Расписываем

Слайд 19

Итоговое мероприятие: Музыкально-тематическое развлечение «Весенняя ярмарка»

Слайд 20

Взаимодействие с семьей Летние семейные проекты : -Пополнение группового мини-музея новыми экспонатами, изготовленными родителями совместно с детьми; Фотоальбом «Где мы были , мы не скажем, а в альбоме все покажем!» (об экскурсиях по музеям, ярмаркам, творческим выставкам, памятным местам)

Слайд 21

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)

Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)...

Презентация проекта «Использование мини-музея русско- народной игрушки в организации образовательной деятельности с детьми"

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на м...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Статья. Создание Мини-Музея "Русские народные промыслы." в средней группе.

Мини-музей, это помещение, где хранят, комплектуют и выставляют для обозрения посетителей произведения искусства, предметы истории, науки, быта. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и пок...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"

Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...