Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)
материал (подготовительная группа) по теме

Молочкова Светлана Валерьевна

Проект "Берегиня" (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bereginya.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Молочкова Светлана Валерьевна

Педагог-психолог МБДОУ детский сад №17 комбинированного вида г.Лысково Нижегородской области

Проект «Берегиня»

(создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)

Визитная карточка проекта

«Из всех существующих в мире загадок                                                              тайна куклы – самая загадочная;                                                                                 без понимания сущности куклы                                                                               невозможно понять и человека».                                                                                      М. Е. Салтыков-Щедрин

Название проекта:

«Берегиня» (создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)

Участники проекта:

Дети подготовительных групп, родители воспитанников, педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп, сотрудники Лысковского государственного краеведческого музея.

Длительность:

Реализация проекта рассчитана на 2013 – 2014, 2014-2015 учебный год.

Возрастная группа:

Подготовительные к школе группы (6-7) лет.

Актуальность:

           С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Появилось множество мультфильмов, сказок,  в которых есть монстры-убийцы, страшилища. А бывает и такое, что родители просматривают фильмы-ужасы, боевики вместе со своими детьми, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены- всё это носит разрушительный характер для детской психики. Анализ анкетирования родителей нашего ДОУ показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной кукле. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Дети стали меньше играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.  

Результатом такого воспитательного  действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессивность, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Несомненно, настоящий помощник при этих проблемах – народная кукла. Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

- она является близким другом для ребенка,

- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,

- главное в этих играх – эмоциональный контакт,

- дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.

Кукла – детская   игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

         Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.

        Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.          На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.

        Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, народная кукла несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.

         Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

         Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: Реализация положений ФГОС  дошкольного образования по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям, воспитание любви к народной культуре через образ традиционной  народной куклы.

Задачи проекта:

  • Воспитание у дошкольников   основ музейной культуры   посредством создания экспозиции мини-музея «Берегиня».
  • Организация совместной с родителями и воспитанниками разработки мини-музея, его содержания, определение экспозиции, ее эстетической ценности.
  • Организация сотрудничества с социумом (Лысковский государственный краеведческий музей).
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
  • Индивидуализация образования, реализация личностно-ориентированного подхода в образовании.
  • Поддержка инициативы ребёнка, создание  условий для развития  свободной и творческой личности осознающей свои корни, национальные истоки и способной  ориентироваться в современном мире.
  • Изучение национальных традиций, традиций устного народного творчества, предметов материальной культуры русского народа.
  • Воспитание интереса к народной кукле.
  • Развитие и обогащение знаний детей о разнообразии, истории их возникновения, видах и назначении народных кукол.
  • Ознакомление детей со способами  изготовления некоторых видов кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
  • Расширение кругозора дошкольника, развитие его познавательных способностей.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Развитие творческого, логического, ассоциативного мышления, воображения.
  • Социализация ребёнка, облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.

  • Повышение личностной ценности дошкольников, содействие формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе.

Планируемые  результаты:

  •  повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям;
  •  расширение знаний детей о народной кукле;
  •  формирование интереса к изготовлению простых кукол;
  •  создание апробированной системы мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;
  •  улучшение взаимодействия с семьями воспитанников в ходе реализации проекта;
  •  формирование у детей навыков бережного отношения к результатам своего и чужого труда;
  •  облегчение  процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей;

  •  создание мини-музея народной куклы «Берегиня»;
  •  разработка  эскизов изготовления кукол;
  •  оформление паспорта мини-музея «Берегиня»;
  •  выставка кукол, сделанных руками детей и родителей воспитанников;
  •  презентация мини-музея «Берегиня»;
  • создание Интернет - экскурсии по мини-музею «Берегиня», размещение материалов на сайте МБДОУ детского сада № 17 комбинированного вида.

Критерии оценки результативности проекта:

  • опрос-беседа с  детьми группы;
  • анкетирование родителей;
  • фото-, видеоматериалы;
  • анализ проведенных мероприятий;
  • обобщение опыта.

Описание проекта

Этапы реализации проекта:

I этап: организационно-подготовительный: (сентябрь-декабрь 2013-2014 учебный год)

  • Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
  • Изучение теоретических основ и опыта педагогов.
  • Экскурсия в краеведческий музей  с целью ознакомления со старинными предметами быта нашей местности.
  • Экскурсия в библиотеку с целью поиска материала по созданию народной куклы.
  • Выбор места для мини-музея.
  • Работа с родителями: анкетирование с целью уточнения знаний родителей  по теме проекта, подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.
  • Подборка художественной литературы (рассказов, стихов, загадок).

2 этап практический (этап реализации проекта) (декабрь-август 2013-2014 учебный год)

  • Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных    детей».
  • Привлечение  родителей к изготовлению народных кукол. Мастер -класс по созданию тряпичной куклы.
  • Семинар-практикум для воспитателей по созданию традиционной народной тряпичной куклы.
  • Оформление пространства холла для создания мини-музея «Берегиня».
  • Создание экспонатов мини-музея  «Берегиня».
  • Разработка эскизов изготовления кукол.
  • Оформление уголка совместной деятельности для детей.
  • Занятия, беседы, исследовательская, продуктивная деятельность, развлечения с детьми.
  • Составление паспорта мини-музея народной куклы «Берегиня».
  • Презентация мини-музея «Берегиня» для педагогов и родителей

3 этап (заключительный, обобщающий)  (2014-2015 учебный год)

  • Пополнение экспозиции мини-музея.
  • Торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, сотрудников музея.
  • Разработка и проведение экскурсий, занятий, развлечений.
  • Выставка детских творческих работ, в которых отразились впечатления от посещения мини-музея «Берегиня».
  • Анкетирование детей и родителей, с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.

Дальнейшее развитие проекта:

  • Разработка программы кружка по изготовлению традиционной народной куклы.
  • Использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей.
  • Участие в конкурсах, выставках, акциях.
  • Публикации.
  • Создание совместно с краеведческим музеем г.Лыскова Нижегородской области программы взаимодействия «Я вхожу в мир искусств».

Литература:

  1. Берстенева, Е. В. «Кукольный сундучок»/ Е.В. Берстенёва, Н.В. Догаева.- М.: Белый город, 2010.-112с.
  2. Журнал «Цветной мир» Народная игрушка/ под ред. И.А. Лыковой - М.: Карапуз, №1, 2009.- 66 с.
  3. Лыкова, И. А. «Лоскутные куколки»/ И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом Цветной мир, 2011.- 16с.
  4. Котова И. Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»/ И.А.Котова, А.С.Котова. - СПб.: Паритет, 2008.- 240 с.
  5. Рыжова Н.А.«Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»/ Н.А.Рыжова.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 96 c.
  6. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла»/ Н.В.Шайдурова.- Спб.:  ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.- 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Мастер - класс "Традиционные народные куклы. Изготовление тряпичной куклы "Отдарок - на - подарок""

В представленном материале можно познакомиться с особенностями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы, материалами и пошаговым исполнением....

Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".

Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе...

Мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы-скрутки "Кукла - берегиня"

расширение кругозора знаний о народных традициях и обучение детей и родителей технологии изготовления тряпичной куклы-скрутки....

Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"

Познакомить с технологией изготовления народной куклы....