мини музей "Народная игрушка"
консультация на тему

Чалова Елена Викторовна

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству.

Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним. Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мини – музей «Народная игрушка»

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству.

Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним. Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей. Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти.

Именно поэтому на базе нашего дошкольного учреждения был создан музей мини среда «Русская изба». В его основе лежит глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.

Но особое внимание мне хочется уделить мини музею «Народной игрушки», как бы музей в музее. Целью создания этого мини музея была идея  познакомить детей с историей страны на примере кукол и игрушек, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами, игрушками); - познакомить детей с русской народной игрушкой, привлекая внимание к истории русской народной игрушки, выделяя её достоинства; - развивать коммуникативные способности детей; - приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми.

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей взрослых. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная цель традиционно народной куклы. В первую очередь КУКЛА – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.

         Традиционно существовали народные куклы трёх видов: обереговая, обрядовая и игровая. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. При изготовление игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать. 

Задачи мини- музея:

- Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;

- Воспитывать интерес к народным промыслам;

- Знакомить с русским народным фольклором посредством народной

игрушки;

- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук

- Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с

использованием народной игрушки;

- Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;

- Повысить общий культурный уровень родителей.

Идея создания мини музея народной игрушки появилась давно, но активный сбор экспонатов музея начался в 2014 году на базе внедрения проекта «На завалинке». Была проведена работа с родителями, которые с удовольствием приняли участие в конкурсе «Кукла моей бабушки» и пополнили музей новыми игрушками – самоделками.

Но не только родители заинтересовались и загорелись этой идеей, многие педагоги нашего учреждения тоже приняли участие в его создании. Так благодаря Карамушко Л.П. коллекция пополнилась тряпичными куклами из школы искусств. А Зайцева В.В. показала и подарила в музей ниточных кукол «Мартиничек», сама не зная, как они правильно называются.

Для осуществления плодотворной работы с детьми наш мини-музей имеет ряд основных принципов:

1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

Знакомясь с погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью «отогнать злых духов», ведь именно для этого мастерили их русские люди.

2. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини музея доступен ребёнку.

Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки. Может подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку.

Мини музей «Народной игрушки» состоит из нескольких коллекций экспонатов, обьединенных единым замыслом.

  1. Деревянные игрушки – матрешки, городецкие куклы, экспонатов в нем немного, в связи с тем, что они очень сложны в изготовлении, а приобрести подлинные не представляется возможным по причине у даления нас от центральных игрушечных промыслов.
  2. Соломенные игрушки – основой их стали изготовленные, когда – то педагогом, работающим у нас Динабург В.Р. но, однако мы смогли пополнить коллекцию несколькими экспонатами, подаренными нам родителями.
  3. Тряпичные куклы – основа мини музея. Большинство кукол изготовлено руками наших родителей, но с соблюдением всех правил изготовления тряпичной куклы. В основном это обереговые куклы.
  4. Глиняные игрушки – здесь есть экспонаты, сделанные мастером, а также детьми в совместной деятельности и подаренные нам родителями

Часто мы приносим некоторые экспонаты в групповое помещение, организуя тематические выставки. В этот момент мы не только знакомим детей с историей игрушки, но и даем детям ими поиграть, например, в театр. Детям очень нравится играть с необычными игрушками, что способствует развитию не только игрового творчества, но и приобщает детей к истокам народной культуры.

Работа над мини музеем продолжается, он постоянно пополняется новыми экспонатами и методическими пособиями, что способствует творческому и интеллектуальному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ-МУЗЕЙ "ИГРУШКИ-ЗАБАВЫ"

Проект мини - музея в ДОУ....

Презентация Мини-музея "Игрушки"

•            рассказать ,что такое мини-музей.•Мини-музей в детском саду –это особый вид детского музея. •Важная особенность этих элементов развивающей среды-участие...

Проектная деятельность в старшей группе Мини-музей "Игрушка"Киндер-сюрприз" на тему: "Мой любимый киндер"

В процессе игровой деятельности ребёнок познаёт мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, становится смелее и выносливее. Огромное место в этом виде деятельности занимает игру...

Проект мини-музей игрушки "Киндер-сюрприза"

Музей - это учреждение, занимающее собиранием, изучением, хранением предметов, выставляя экспонаты на обозрение публики, которые рассказывают о развитии деятельности человечества и представляющих исто...

Мини-музей Игрушка Забава

Для того чтобы детям было более интересно знакомиться с народным творчеством и традициями своего народа, мы решили создать мини - музей « Игрушка- Забава».Ценность мини-музея заключается в воспитатель...

Мини – музей «Игрушки наших Бабушек и мам»

   Пока ребенок маленький, с ним играют взрослые – рассказывают сказки, поют колыбельные песни, читают ему стихи, потешки, пеструшки, загадки. Когда ребенок немного подрастет, он испо...

Проект мини-музей игрушки "Киндер-сюрприза"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11219820","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...